Источник: здесь и далее Burda Media

Им можно восхищаться или критиковать, но бесспорно одно: Дисней — признанный Царь горы, один из отцов-основателей мировой мультипликации и развлекательной индустрии. Но на минуточку стоит представить себя одним из пяти детей в бедной американской семье плотника и учительницы в начале прошлого века, и станет понятно, чего стоило подняться на эту гору.

Судьба рисовальщика

Уолтер Элиас Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго (штат Иллинойс), откуда через пять лет семья переехала на ферму в штате Миссури. Мама мальчика играла на органе в местной церкви и была глубоко религиозной женщиной, души не чаявшей в своих детях. А вот отец находился в вечных поисках себя и денег на содержание семьи, а еще он был сторонником воспитания с помощью физических наказаний. Всю жизнь отцовскую заботу Уолт получал от своего старшего брата Роя.

С детства Уолту нравилось рисовать. Когда было не на чем, малыш делал свои первые рисунки на... туалетной бумаге. На ферме он проникся той любовью к животным, которая потом наполняла жизнью его мультперсонажей. Однажды сосед, пораженный талантом ребенка, купил у Уолта рисунок за 25 центов. Мальчишка не только продавал свои карикатуры, но и расплачивался, например, с местным парикмахером. А с 8 лет по требованию отца Уолт работал разносчиком.

Жил-был художник: взлеты и падения великого Уолта Диснея

В 1917 году семья снова перебралась в Чикаго, и Дисней стал учиться на вечернем отделении Академии изящных искусств. А еще он подрабатывал на заводе и рисовал карикатуры для школьной газеты. К концу Первой мировой 16-летний Дисней отправился служить в Красный Крест водителем и уехал во Францию. Кстати, свою машину скорой помощи он раскрасил собственными рисунками. Вернувшись, устроился в газету Канзас-Сити, но его через месяц уволили из-за «неспособностей к рисованию». В газете он познакомился с Абом Айверксом, и они на многие годы стали партнерами: у Аба была больше развита художественная жилка, у Уолта — предпринимательская и новаторская. В гараже, переоборудованном под студию, они сняли серию мультфильмов «Смехограммы», которые крутили в местном кинотеатре. Однако в 1923-м их студия разорилась.

В том же году Дисней (имея на руках 40 долларов, полученных от продажи камеры) вместе с братом Роем и Айверксом отправился в Голливуд. Брат одолжил ему денег из своей военной пенсии. Вскоре Дисней и Айверкс получили аванс от дистрибьютора на цикл «Страна чудес Алисы». Дисней был горд тем, что придумал соединить анимацию и живых актеров, и считал, что его новая идея привлечет «представителей всех классов и обязательно завоюет экран». Фильм вышел в 1924 году, а через год Уолт женился на лучшей подруге жены Роя — Лилиан Бонде, которая работала у них в студии. Так к 24 годам Дисней стал женатым человеком и владельцем студии мультфильмов.

Уолт Дисней с женой
Уолт Дисней с женой

Через 2 года Дисней и Айверкс создали своего первого популярного персонажа — кролика Освальда. Вскоре права на него у них отобрал дистрибьютор, который переманил и часть сотрудников. Впереди Уолта ждали еще несколько подобных кризисов, предательств, провалов его студии и проектов (и в 40-е годы, и позже), но он никогда не сдавался. После Освальда следующим его персонажем стал Мортимер Маус, которого Лилиан предложила переименовать в Микки. Жизнерадостный мышонок, alter ego Диснея, дебютировал в двух немых мультиках, а в третьем фильме с Микки Дисней уже использовал озвучку. Это был «Пароходик Вилли» (1928), с которого началось триумфальное шествие маленького мышонка по миру. В 30-х годах появилась целая Вселенная Микки-Мауса (Плуто, Гуфи, Дональд Дак и другие герои).

Новатор и революционер

И все-таки прежде всего Дисней был новатором. Каждый его фильм становился новым шагом в развитии искусства мультипликации. Например, уже в следующем фильме после «Пароходика» — «Веселые симфонии» — персонажи двигались под заранее записанный звук. А в 1932-м Дисней впервые снял мультфильм на трехцветную пленку («Цветы и деревья»).

Вскоре при студии была создана камера, способная снимать с нескольких планов: она позволяла добиться большей реалистичности, создавать эффект перспективы. С начала 30-х гг. Дисней мечтал о полнометражном фильме, но все коллеги были против. И вот в 1937-м выходит «Белоснежка и семь гномов». В прокате фильм сразу собирает миллионы долларов. За ним последовали и другие полнометражки — зрелищные, с незабываемыми мелодиями и жизнеутверждающими сюжетами. Особое место занимает «Фантазия» (1940). Все началось с короткометражки «Ученик чародея», с помощью которой Дисней хотел возродить славу Микки Мауса. Но так увлекся, что снова создал нечто новое — сборник из 9 эпизодов, где живой оркестр, музыка великих композиторов и рисованные истории-ассоциации соединились в уникальное произведение. В фильме впервые на широком экране появился стереозвук. «Фантазия» получила два «Оскара» (1942), а в 1990-м ее внесли в Национальный реестр фильмов США.

Сказка навсегда

Дочери Диснея: родная –  Дайана Мэри (родилась в 1933-м) и удочеренная  в 1937-м Шарон Мэй (родилась в 1936-м)
Дочери Диснея: родная –  Дайана Мэри (родилась в 1933-м) и удочеренная  в 1937-м Шарон Мэй (родилась в 1936-м)

В 1955 году сбылась давняя мечта Диснея о парке развлечений для детей и взрослых: он открыл «Диснейленд» в Анахайме (Калифорния). В 1960–70-х Дисней — в зените славы. Его фильмы и сериалы царили на телевидении. В 1965-м его мюзикл «Мэри Поппинс» с Джули Эндрюс и Диком ван Дайком критики единодушно признали шедевром (пять «Оскаров»): Уолт собрал в нем все, чего достиг в кино и анимации. Но уже через год после выхода «Мэри» Уолт Дисней покинул наш мир. А с 70-х студия, как всякая империя, достигшая расцвета, переживала годы упадка. Критики упрекали ее в снижении качества и штамповке. Но уже в конце 80-х — начале 90-х появились новые шедевры: «Русалочка», «Красавица и чудовище», «Король Лев» и др. Переиздали в обновленных форматах классику Диснея. И до сих пор миллионы детей и взрослых пересматривают его фильмы, погружаются в атмосферу сказки и вновь обретают детскую веру в добро и чудеса.

Рекомендуем