Они не артистки шоу-бизнеса, у них нет многомиллионных гонораров, их не узнают на улице, но в нашем представлении именно они настоящие звезды — женщины, которые просто делают свое дело, день за днем меняя жизнь вокруг себя к лучшему. Встречай истории первых пяти героинь, которых разыскала «Лиза», чтобы опубликовать их истории.
1 Ольга Диль (Краснодарский край), многодетная мать, основательница семейного театра «Сила веры»
Однажды Ольга задумалась о том, чтобы удочерить девочку из детского дома. Но вышло иначе: она стала мамой сразу трем мальчикам... На момент усыновления младшему было девять месяцев, двум другим — по четыре года, и у всех непростая ситуация со здоровьем. Ольга их учила, лечила, все вместе занимались спортом, ездили в церковь. А вскоре случилось еще одно знаковое событие: наша героиня вышла замуж, и это стало началом совсем новой жизни— жизни большой дружной семьи.
О многочисленных детях — и старших, и младших — Ольга рассказывает так, что сразу понятно: любовь побеждает любые трудности. «Как-то девятилетняя Катя села к папе на колени и отстригла ему волосы, просто так. Она могла выйти из дома и пойти куда глаза глядят... Свете было четырнадцать. Она пела красивым громким голосом, но фальшиво и ночью. Бурно реагировала на замечания, выясняла отношения. Впрочем, это не мешало ей учиться на отлично и помогать мне по дому... Близнецы, трехлетки Олежка и Сашка, проявляли такой твердый в непослушании характер, что все остальные казались мне ангелами... Кристина впервые переступила порог дома за руку с любимым мальчиком, им было по 15... Алешка в 13 отрезал от нового генератора провод, а потом делал что-то еще и еще, резал, разбирал, отпиливал. Изобрел электронную сигарету и испытывал ее прямо дома... Матвея привезли из Череповца в пять с половиной, он был слепой, в подгузниках, ничего не знал, не понимал... С Женькой мы познакомились, когда ему еще не было и шести. Он жил в такой же, приемной, семье, до тринадцати. А потом мы его забрали...» Такие истории — про каждого ребенка из непростой, но по-настоящему крепкой и счастливой семьи Ольги.
Сейчас семье Диль уже десять лет.
Поставили историю о стране, семье, любимых людях и определяющей все пути высшей силе. «Женька ползает, отжимается от пола с хлопками, правая нога пока не поддается, а левая уже слушается. Он стал лауреатом ряда конкурсов, воспрял духом, поверил в себя, — делится радостью Ольга. — Матвей прозрел! Он все еще в подгузниках, но хорошо понимает, кто он и где находится. Алешка соображает за троих, он — мозг семьи, с ним тепло и спокойно. Кристина вышла замуж и родила Максимку. Им бывает трудно, как и всем молодым, но они стараются. Сашка с Олежкой выдернули свою кровную маму из лап зеленого змия. Она бросила пить, восстановилась в родительских правах и забрала их домой. Мы не расстаемся. Я по-прежнему их мама, правда, теперь только крестная, но они были и остаются нашими. Света окончила школу с золотой медалью, учится на филолога, познает мир. Мы — семья, я знаю и чувствую это каждой клеткой. Они — моя гордость, моя радость, моя жизнь. Я изменила их мир, а они — мой».
2 Елена Худи (Ямало-Ненецкий автономный округ), педагог, создатель экологического проекта «Чистый берег»
Не только чтить традиции предков, но и создавать свои — в этом жительница сурового северного края нашла себя... Елена родилась и живет в небольшом селе Новый Порт. С детства бабушка учила ее доводить начатое до конца и не пасовать перед трудностями. Этот навык не раз ей помогал — и когда после педагогического колледжа устроилась в кружок рукоделия, и потом, когда работала с ребятами, чьи родители вели кочевой образ жизни, пасли оленей и лишь изредка приезжали проведать детей.
В свободное время Елена со своей семьей стала очищать от мусора берег Обской губы. Село небольшое, и ее активность заметили в местной администрации. Она начала помогать чиновникам с проведением мероприятий, а однажды предложила провести конкурс по рукоделию для молодых девушек. «Участниц было всего пять, но за инициативу проголосовали почти все односельчане, — вспоминает Елена. — Сейчас конкурс стал ежегодным, он представляет разнообразные мастер-классы по рукоделию ненцев, пользуется успехом среди женщин разных возрастов, а я его неизменный куратор».
Из простых семейных субботников на Обской губе тоже выросло целое движение — экопроект «Чистый берег», цель которого — создать условия для отдыха жителей и гостей села. «Я поняла, что невозможно сделать что-то без людей,— рассказывает Елена. — Первый раз мы объединились в День села. Было трудно, но все старались — красили покрышки, ремонтировали скамейки, из металлолома делали арт-объекты. Как-то нахлынул прилив и снес все то, что мы установили на берегу. Но мы сделали заново. Жизнь в селе мрачная, полярная ночь дает о себе знать, поэтому нужно просто не сдаваться и идти вперед».
Сейчас «Чистый берег» — традиция Нового Порта, весь теплый сезон волонтеры приводят в порядок побережье. Муж Елены, трое ее детей и родители всегда рядом с ней и готовы помочь. «Моя жизнь изменилась в 30, у меня словно выросли крылья, — говорит Елена. — На селе было не так много возможностей, сейчас эти возможности создаем мы сами».
3 Анастасия Кнор (Самара), сооснователь волонтерского фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест»
В центре Самары много объектов деревянного зодчества, так что простора для деятельности здесь хоть отбавляй... Родители Анастасии (на фото она справа) познакомились в редакции областной газеты. Мама была журналистом, папа — художником-карикатуристом. Карьера дочери отчасти была предопределена. Школа молодого журналиста, филфак, работа в ряде изданий, должность главреда городского телеканала — все складывалось хорошо до тех пор, пока не грянул кризис 2008-го. СМИ стали закрываться, и Анастасия осталась без работы.
«И тут случайно я встречаю на улице своего давнего знакомого, который занимается ИТ-бизнесом — он зовет меня возглавить общественную организацию, и я оказываюсь в совершенно чужеродной для меня среде, — рассказывает она. — Примерно год мне понадобился, чтобы «въехать» в тему, а дальше меня уже было не остановить». Сначала появился интернет-журнал «Другой город», в ходе создания которого сформировалась креативная команда Анастасии, а затем и «Том Сойер Фест».
Когда в 2014-м коллега Андрей Кочетков предложил ей ремонтировать старинные дома, ни сомнений, ни страха не было — только восторг и азарт: в центре Самары многие дома находились в плачевном состоянии, так что было где развернуться. Название проекта возникло почти сразу — в честь знаменитого литературного героя, красившего забор. Анастасия и Андрей разделили обязанности: он начал искать волонтеров, подбирать подходящие дома, она — уговаривать партнеров и власть поддержать инициативу.
«В 2015 году мы отремонтировали в Самаре три дома.
Теперь «Том Сойер Фест» — событие федерального масштаба, в котором участвуют более 50 городов. Фестиваль вошел в ТОП-100 лучших общественных проектов, по версии Фонда президентских грантов. Восстанавливать старинные дома приходят и обычные горожане, порой целыми семьями, и известные люди — от актеров до губернаторов.
4 Мария Гудова, (Прато, Италия), куратор крупнейшего сообщества для иностранцев во Флоренции
Прежде чем переехать в Италию, Мария успела поработать во многих сферах.Кем только не была — от помощника депутата до директора фитнес-клуба. Осознав, что работать на кого-то — не ее вариант, девушка решила превратить в профессию свое хобби, фотографию, а затем вместе со своим молодым человеком переехала в Прато, под Флоренцию. На новом месте Маша продолжала фотографировать и параллельно стала работать текстильным агентом — человеком, который помогает производителям одежды подобрать правильные ткани для пошива.
Помимо этого, Мария взяла на себя роль администратора сообщества «Иностранцы во Флоренции»: «Это самая крупная площадка для тех, кто только приехал в город. Мы помогаем людям найти жилье, работу, хобби, друзей. Устраиваем киноклуб в старом театре, который переделали в хостел и бар, показываем фильмы на языке оригинала, в том числе русские: «Асса», «Брат», «Кин-дза-дза». Мне нравится делиться нашей культурой, историей. При случае рассказываю иностранцам о России и, конечно, о Волге, на берегах которой я выросла».
5 Лидия Имайкина (Самара), руководитель «кошачьего» направления приюта «Надежда»
Все началось с зооволонтерства, к которому Лидию подтолкнул тяжелый развод. Душа требовала чего-то, что приведет ее в равновесие, и однажды она подписалась на страничку приюта для животных...
Увидев в группе пост о кошке, которой требовалась временная передержка, Лида приехала в приют, забрала ее и поняла, что вернется сюда еще не раз. «Самым трудным было принять то, что не все люди относятся к животным по справедливости, — говорит она. — От своих питомцев хозяева порой отказываются по совершенно незначительным причинам. Да и ты бываешь не всесильным — не всегда можешь помочь, вылечить, спасти. Я занимаюсь животными больше восьми лет, но мне до сих пор трудно с этим смириться».
В приюте, который специализировался в основном на собаках, Лида взяла на себя новое «кошачье» направление. Так появилась «ЧуКОТка» — котокафе, куда можно прийти, пообщаться с подопечным и забрать нового члена семьи домой. Кошки здесь не сидят в клетках, а свободно гуляют, играют — живут большой дружной коммуной. Сейчас под опекой «Надежды» и Лиды около 90 хвостатых.
Одним из нелегких моментов для Лиды оказалась реакция семьи на ее новое дело. Так часто бывает: близкие волонтеров не могут понять, как можно столько времени уделять животным, порой в ущерб себе. Но со временем и это прошло — сейчас, по словам Лиды, родные ее понимают и проявляют к «ЧуКОТке» живой интерес.
«Что меня вдохновляет? Пожалуй, то, что у кошек огромная жажда жизни! Порой их выкидывают на улицу при самых жестоких обстоятельствах, они остаются без глаза, без ноги, но все-таки продолжают доверять людям. Попадают в приют больные, облезлые, а через пару месяцев превращаются в упитанных лоснящихся ласковых зверей.
Истории других выдающихся россиянок — читай на lisa.ru по тегу «героини нашего времени».