Источник: здесь и далее пресс-служба ЦППК

Сейчас на пригородных поездах ЦППК в Москве, области и регионах работают 1200 машинистов и столько же их помощников. В 2023 году потребность в кадрах станет еще больше — идет подготовка к запуску двух новых диаметров, МЦД-3 и МЦД-4. Специально для работы на этих проектах компания проводит дополнительную подготовку 300 машинистов и набирает 700 помощников, среди которых могут оказаться и девушки.

В ЦППК такие счастливицы уже есть. Специально для Lisa.ru к празднику 8 Марта пятеро девушек — действующих помощников машиниста электропоезда — рассказали, что мотивирует их управлять составами и мечтать о карьере машинистов.

Анастасия Козияткина: «Мужчины в группе на обучении подшучивали надо мной. Спрашивали, не сломаю ли я ногти?»

«Хочу управлять электропоездом!». Женщины-помощники машиниста рассказывают, зачем пошли в «мужскую» профессию

Муж Насти сначала воспринял в штыки ее желание стать помощником машиниста. Но, несмотря на его отговоры, она все равно пошла на обучение. 

«Любовь к железной дороге мне передалась по наследству. Моя мама работала на железной дороге и часто брала меня с собой в поездки. Равномерный стук колес, ароматный сладкий чай из стакана в красивом подстаканнике, мелькающие за окном пейзажи — для меня все это было настоящим чудом. После школы я поступила в сельскохозяйственный университет имени Тимирязева, или «Тимирязевку», и параллельно устроилась билетным кассиром в Центральную пригородную пассажирскую компанию (ЦППК).

Мотивацией углубиться в железнодорожную специфику стали статьи о женщинах-машинистах, которые первыми показали, что это больше не исключительно мужская профессия. Все больше ловила себя на мысли, что хочу как они — управлять электропоездом — и стала интересоваться, как попасть на обучение. Реакция мужа на мою новую мечту была бурной. Он не хотел, чтобы я шла в такую сложную и опасную профессию. Кроме того, его пугало, что вокруг будут в основном одни мужчины. Но позиция мужа не заставила меня отступиться. В процессе обучения, муж поменял свое отношение к моему выбору профессии — стал лояльнее. Сейчас я уже получила права управления электропоездом и в перспективе могу самостоятельно водить составы. 

«Хочу управлять электропоездом!». Женщины-помощники машиниста рассказывают, зачем пошли в «мужскую» профессию

Не оставляя работу кассиром в ЦППК, Настя пошла обучаться профессии помощника машиниста. Технической информации было много, как и незабываемых впечатлений от поездок. По словам Насти, мир из кабины электропоезда выглядит другим. 

На обучении в группе были одни мужчины. Они иногда подшучивали надо мной. Например, спрашивали, не сломаю ли ногти, нажимая на тумблеры пульта управления? Не сломала! Ни одного! Единственное, что изменилось — стиль маникюра. Тогда я любила яркий, сейчас длину делаю короче, а цвета выбираю темнее. 

Самая моя главная фанатка — моя четырехлетняя дочка Настенька. Она — мой талисман. Перед выходом на смену всегда ее обнимаю, а она желает мне счастливого пути. Мое свободное время тоже связано с электропоездами — дочери нравится прогуливаться вместе со мной до ближайшей к нам станции Балабаново, смотреть на красивые электрички и махать машинистам. Дома ее самая любимая игрушка — большая железная дорога. Часто мы вместе с удовольствием катаем поезда по игрушечным рельсам».

Анастасия Матяш: «Ради новой работы пришлось пожертвовать длинными локонами»

«Хочу управлять электропоездом!». Женщины-помощники машиниста рассказывают, зачем пошли в «мужскую» профессию

Женщинам-машинистам нельзя ярко краситься на работу и ходить с распущенными волосами. Такие ограничения, по словам Анастасии, ее нисколько не смущают. 

«Я родилась в семье военных, работала несколько лет в силовых структурах. Но всегда хотелось чего-то другого — более необычного. Поэтому в 2012-м году пришла в ЦППК — работала сначала билетным кассиром, после — кассиром-контролером. В 2021-м прочитала интервью девушек, которые стали помощниками машинистов электропоезда, и тоже захотела. Вообще, я очень рада, что у женщин появилась возможность проявить себя в этой профессии. Сейчас с уверенностью могу сказать, что с гордостью иду на работу и наслаждаюсь ею! Теперь меня не мучает чувство, что «что-то не так».

Ради новой работы пришлось пойти не некоторые жертвы. По требованиям, мне и моим коллегам нельзя распускать волосы — их надо убирать в гладкую прическу. Также нельзя делать яркий макияж. Но я от таких запретов совершенно не страдаю. Помощник машиниста — это сложная работа. Приходится много взаимодействовать с металлом, механизмами. Тут нет времени и интереса показывать себя. Однако такой подход не мешает оставаться женщиной, ведь надо держать профессиональную марку.

Иногда в нашей работе происходят опасные и стрессовые ситуации. Например, на моем направлении после новогодних праздников нетрезвый мужчина упал между поездом и платформой за несколько секунд до отправления поезда. Приложили все усилия, чтобы экстренно его вытащить — все получилось.

Такие случаи заставляют меня уделять еще больше сил привлечению внимания к безопасности на железной дороге. Сейчас я участвую в проекте ЦППК «Железная дорога детям» — просвещаю школьников своего родного города Орехово-Зуево, а также за его пределами. Для меня это важно в первую очередь как для мамы, ведь моей дочери Ксении 8 лет. Дома я ей тоже рассказываю, как важно и правильно переходить через пути только в предназначенных местах, не спешить и быть внимательной. 

Мой супруг Артур тоже работает в ЦППК. Он — машинист. Мы, собственно, и познакомились на работе — зимой я вышла ненадолго из кабины на конечной станции в одной кофточке, и Артур, который работал в другой бригаде, сделал мне замечание. Такая забота послужила началом нежных отношений. Когда сказала о решении обучаться дальше и тоже стать машинистом, муж спокойно воспринял эту информацию. Сейчас после смены мы часто обсуждаем рабочие ситуации, а если у меня выдался трудный день — муж всегда обнимет и пожалеет».

Вера Белоус: «Пару раз уходила с обучения со слезами»

«Хочу управлять электропоездом!». Женщины-помощники машиниста рассказывают, зачем пошли в «мужскую» профессию

Чтобы попасть на обучение в Колледж Московского транспорта, Вера оставила карьеру юриста в родном Ростове-на-Дону.

«Я родилась в Ростовской области. От железнодорожной тематики всегда была далека, но мне нравилась техника — любила проводить время с папой в гараже. После школы хотела выбрать техническую специальность, но вышло так, что отучилась на юриста. Поработала по профессии и поняла, что душа просит чего-то другого. Изначально я не думала о железной дороге. Но когда стала размышлять о выборе профессии, на глаза стали попадаться интервью с девушками-машинистами. В Ростове ускоренных курсов по обучению на эту профессию я не нашла — только длительное профессиональное образование — высшее или среднее. Тогда поняла, что если сейчас не решусь сделать необычный шаг, не сделаю этого никогда — тогда я позвонила в Колледж Московского транспорта, КМТ. Там мне сказали, что набор в группу закончен, но если потороплюсь и приеду на этой неделе, меня включат в обучение. Я сразу же собрала вещи и приехала. 

Несмотря на то, что уже два года девушки и женщины работают помощниками и машинистами на электропоездах, реакция людей на эту работу совершенно разная. Мои родители, например, сначала были в шоке, но когда приехали и увидели, как обстоят дела, многое поняли и перестали волноваться.

Теория в обучении мне давалась легко. Сложно стало, когда началась практика. Вокруг было много мужчин, которые, казалось, разбирались во всем шустрее. Я же была только после обучения, поэтому очень робела и терялась перед элементарными задачами. Пару раз уходила с «дублерки» со слезами.

Примечание: «Дублерками» называют практическое обучение на настоящих поездах, которые ходят по маршруту. Такое название практика получила, потому что ученики выполняют роль дублера помощника машиниста, то есть запоминают все его действия

Однажды, когда помощник машиниста рассказывал про неисправности, открывал и закрывал шкафы с оборудованием, мне показалось, что все слишком быстро и очень сложно. Я призналась, что, наверное, никогда не смогу освоиться. В ответ услышала: «Пару лет назад, выходя на работу, я говорил то же самое. Успокойся, у тебя все получится». И он оказался прав. 

Свою первую «настоящую» поездку — в качестве именно помощника машиниста, а не дублера, я запомнила хорошо. Это было в ноябре 2022 года. Я сильно волновалась, думала: «Сейчас обязательно что-то начнется». И, действительно, началось — штатные ситуации, прямо как по учебнику. Но я не запаниковала, а вспомнила теорию и отработала практическую часть блестяще — в слаженной связке с машинистом. В настоящее время все мои мысли заняты дальнейшим обучением на машиниста. Я, наконец, поняла, в чем мое призвание, поэтому пока не ищу отношений».

Екатерина Леонтович: «Путь к профессии был непростым»

«Хочу управлять электропоездом!». Женщины-помощники машиниста рассказывают, зачем пошли в «мужскую» профессию

До того как стать машинистом, Екатерина пробовала себя в разных профессиях — от пекаря до секретаря. 

«Мой дедушка был железнодорожником, а сама я  родилась в легендарной Кубинке — подмосковной колыбели авиации. С юного возраста я пробовала себя в разных профессиях. Например, после школы хотела стать архитектором, и чтобы заработать денег на мечту, работала в пекарне — лепила шедевры из теста. Когда в 2005-м появился на свет любимый сын Влад, нужно было думать о финансовой стабильности. Тогда я успела поработать продавцом, менеджером и секретарем. В 2011 году пришла в ЦППК — и вот уже 12 лет в компании. Сначала работала кассиром-контролером, потом выросла до инструктора участка. В марте 2021 года стала помощником машиниста. 

Путь к профессии был непростым. Пришлось на практике изучить подвижной состав и продемонстрировать упорство и силу характера. Претендентов оценивали, не делая скидок на пол и возраст, ведь помощниками машиниста могут быть только лучшие! Закончив обучение и получив профессию помощника машиниста, я закрепила знания практической работой в депо. 

Почти через два года я помогала управлять поездами ЦППК на Белорусско-Савеловском направлении. В работе меня вдохновляет потрясающий вид из окна, который открывается во время поездок. Но настоящее восхищение вызывает чудо техники — современный электропоезд. В работе с ним требуется огромное внимание и высочайшая профессиональная подготовка. Коллеги, друзья и родные меня очень поддерживали — в кабине поезда почти столько же тумблеров, датчиков и кнопок, сколько в кабине самолета. 

В январе прошлого года я решила продолжить обучение. Летом получила права на управление подвижным составом и скоро самостоятельно буду работать машинистом. У меня уже подрастает молодая смена — 17-летний сын Владислав учится на втором курсе в «Российском университете транспорта», РУТ (МИИТ) по специальности «Устройство и ремонт локомотивов». Возможно, в будущем он тоже решит получить квалификацию помощника машиниста».

Анастасия Маслова: «Было страшно, ведь в составе за моими плечами — одиннадцать вагонов с пассажирами»

«Хочу управлять электропоездом!». Женщины-помощники машиниста рассказывают, зачем пошли в «мужскую» профессию

Благодаря своей внимательности Анастасия спасла жизнь женщине, выбежавшей на железнодорожные пути.

«Я родилась в Москве. В моей семье никто не был связан с железной дорогой, но с детства меня привлекала романтика путей и поездов. Однако я никогда не думала, что когда-то сама смогу стать частью этого интересного мира. После школы поступила учиться на экономиста в Плехановскую академию. После работала по специальности два года. Тогда поняла, что мне не подходит работа в офисе с бумагами. В этот переломный момент увидела статью в газете о наборе на обучение профессии «Машинист». Информация показалась интересной, но все же я мечтала именно о пригородном транспорте, поэтому пропустила ее. Через пару дней друзья сообщили, что в ЦППК тоже есть возможность для девушек пройти обучение и прийти на работу в компанию. Вот тогда пошла, не задумываясь, — ведь это было именно то, чего я хотела.

Мой молодой человек тоже машинист, поэтому он во всем меня поддерживает. Например, во время обучения мне было страшно — не спала ночами, боялась, что что-то не выучу, волновалась. Но благодаря его заботе и поддержке близких все получалось. 

Когда началась практика, я ощутила всю ответственность профессии. Было страшно, ведь в составе за моими плечами — одиннадцать вагонов с пассажирами. Но так было только поначалу, коллеги-машинисты поддерживали меня и с пониманием реагировали на вопросы — объясняли, если мне что-то было непонятно. Сейчас я управляю поездами на Савеловском и Белорусском направлениях намного увереннее. За время работы были разные случаи. Однажды женщина перебегала пути перед отправляющимся поездом, и если бы не моя внимательность и быстрая реакция, произошло бы непоправимое. 

В начале февраля я сдала внутренний экзамен на профессию «Машинист электропоезда». В перспективе — сдать экзамен в Ространснадзоре и получить права на управление подвижным составом. Так что скоро еще одной женщиной-машинистом в ЦППК станет больше».

Рекомендуем