
«Лелик сидит на показе мод. На подиуме девушки в бикини и коротких накидках. Лелик смущенно краснеет и отводит глаза... Козодоев демонстрирует костюм на подиуме... Молния не открывается.... Козодоев, подпрыгивая, уходит с подиума».
Пересказывая сюжет, диктор создает тифлокомментарий — лаконичное описание происходящего на экране без звука. На первый взгляд непонятно, зачем это нужно. Но на самом деле у такой работы важная миссия — давать людям с нарушениями зрения возможность «видеть» кинофильмы и спектакли. Из нашей статьи ты узнаешь о профессии тифлокомментатор: об особенностях своего дела расскажут тифлокомментаторы высшей категории.
«Больше, чем просто диктор»
Чтобы понять, как незрячий человек воспринимает аудиокомментарии, достаточно включить фильм с тифлокомментарием и закрыть глаза. Обрабатывая информацию исключительно через слух, мозг автоматически начнет рисовать образы. Чувства незрячего зрителя при этом многогранны. Он слышит, как меняется выражение лица актера, как декорации подчеркивают настроение сцены, как музыка усиливает драматизм момента. Это не просто перечисление фактов, а создание эмоциональной связи с происходящим.
Фильмы, спектакли, матчи с тифлокомментариями — это не просто развлечение, это мост, соединяющий два мира — мир зрячих и мир тех, кто видит сердцем.
Тифлокомментатор высшей категории Екатерина Негруца: «Тифлокомментатор — гораздо больше, чем просто диктор, описывающий визуальные элементы фильма или спектакля. Он художник слова, умеющий живо, доступно и проникновенно передать атмосферу произведения людям с нарушениями зрения. Важно также грамотно донести эмоции. Их можно комментировать по-разному, например, вот так: „Герой, словно парящий на крыльях любви, с нежностью, способной растопить ледники, прикоснулся к ее руке“. Но это не совсем верно. Важно дать зрителю возможность самостоятельно сделать выводы: „Герой нежно взял девушку за руку“. Наконец,
«Марафон, требующий невероятной концентрации и выносливости»
«Мяч уходит на угловой с левого фланга, подают футболисты «Зенита». Неспешно идет к угловому флажку Мантуан. И сейчас с левого фланга правой ногой будет вводить мяч в игру. Поднимает правую руку вверх, рядом Глушенков и с ним разыгрывает Мантуан. Глушенков левой ногой подает. И...трибуны гудят... Но нет, мяч откатывается в центр поля».
Незрячие люди — такие же болельщики, как и все остальные. Для них футбол — не просто игра, а целая гамма ощущений, атмосфера единства, чувство сопричастности к любимой команде.
Тифлокомментатор высшей категории Алексей Золин: «Работа спортивного тифлокомментатора — настоящий марафон, требующий невероятной концентрации и выносливости. Ведь вам надо передать всю динамику футбольного матча, все его тонкости и эмоции. Вы — глаза незрячего человека, и именно вы рисуете картину для него: как мчится мяч, как напряжены игроки, как взрывается трибуна от радости или опускает руки в отчаянии. Это тяжелая работа, и порой устаешь не только физически, но и эмоционально, ведь проживаешь игру вместе со всеми, словно одновременно находишься и на поле, и на трибунах, погружаясь в каждый момент с невероятной интенсивностью».
«Комплекс ощущений, которые мы стремимся передать незрячим людям»
Арена цирка, залитая ярким светом, взрывы смеха и аплодисментов, запах сладкой ваты и предвкушение чуда. Тифлокомментатор — проводник в этот мир волшебства.
«На манеже вновь королевские пудели синхронно перепрыгивают через барьер и, добегая обратно до следующей стойки, прыгают через нее: вперед, назад и снова вперед».
Голос тифлокомментатора в цирке должен отражать восторг от увиденного, удивление от неожиданных поворотов сюжета и даже легкий страх, когда на арене появляется опасный номер. Только тогда незрячий зритель сможет по-настоящему погрузиться в атмосферу цирка и почувствовать себя частью этого удивительного мира.
Мастер тифлокомментирования Наиля Ибрагимова: «Мир цирка — это не только яркое зрелище, но и целый комплекс ощущений, которые мы стремимся передать незрячим людям. Мы понимаем, что визуальное восприятие им недоступно, поэтому наша задача — стать их глазами, переводя происходящее на арене в богатый вербальный язык. Но словесное описание — это лишь часть процесса. Мы уделяем огромное внимание тактильному контакту, ведь прикосновение способно рассказать о мире не меньше, чем глаза. Организуя специальные экскурсии, мы даем возможность незрячим людям испытать те же ощущения, что и артисты цирка. Представьте себе: они могут встать на проволоку, по которой ходит канатоходец, ощутить под ногами ее натяжение и понять, что такое равновесие. Они могут прикоснуться к шероховатой шкуре слона, почувствовать мощь и грацию этого животного.
Статья подготовлена при поддержке Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» в рамках программы «Особый взгляд», которая с 2013 года занимается всесторонней поддержкой людей с нарушениями зрения. Благодаря грантам, предоставляемым фондом, тифлокомментирование было внедрено в широкую сеть учреждений культуры по всей стране. Более 150 театров, 85 музеев и 15 цирков в различных регионах России получили возможность сделать свои представления и экспозиции доступными для незрячих и слабовидящих людей.