В книге «Ночное загадочное убийство собаки» Марка Хэддона главный герой — мальчик-аутист, — объясняя свою увлеченность простыми числами, дал интересное определение жизни. По его словам, жизнь — это то, что останется, если убрать все классификации и шаблоны.
Почему были? Потому что сейчас все это не имеет смысла как минимум по двум причинам:
а) панки, хиппи, рокеры, готы и кто угодно еще — это покрытый пылью винтаж;
б) в подобном самовыражении нет необходимости.
Ребятам, в том самом 2007-м, красящим волосы в черный, а челку — в розовый, было жизненно необходимо заявить о себе и своих страданиях миру. Их сверстникам, барабанившим по установке и рвущим струны гитар в образах солистов группы Guns N' Roses — Эксла Роуза и Даффа Маккагана, — буквально хотелось достучаться до всех и внушить каждому, что круче, чем глэм-рок музыки быть не может. Для них и других таких же подростков выход из дома абсолютно всегда был побегом.
Говорит ли это о том, что практически полное оффлайн-обнуление субкультур улучшило жизнь сегодняшних детей? Навряд ли.
Эмо и готы в реальности пропали не потому что в них больше нет необходимости. Они все также существуют, но только онлайн. Субкультуры виртуализировались и, возможно, это хорошо, потому что такой маневр дает больше простора для индивидуальности. Подросток может одновременно и даже анонимно принадлежать к любым объединениям.
Очень хотелось бы прийти к какому-то шокирующему выводу. Например, что:
Может, лет через 10 и о поколении зуммеров скажут нечто похожее — со снисхождением будут относиться к их привычкам все и везде документировать на видео, к ужимкам для YouTube-канала и других соцсетей, к бесконечным призывам свайпнуть и нажать «колокольчик».
Ко всему тому, что сейчас усиленно пытаются постичь бумеры и миллениалы, которые постят в своих аккаунтах ностальгические фотографии, где они трясут еще не поредевшими волосами и показывают языки, подражая вокалисту группы Kiss Джину Симмонсу, или позируют в широких рэперских штанах, как у Эминема.
Но! При этом все-таки есть уверенность, что ребятам которым сейчас от 16 и старше, субкультуры в том понимании, какое было у их родителей, не интересны.
Субкультуры в классическом их виде — это все же долгоиграющая история, которая требует полной самоотдачи. Заявляя о своей приверженности к любой из них, человек загоняет себя в определенные рамки и лишает творческой и даже идеологической подвижности. После вырваться из образа многим довольно сложно, некоторые так и «застревают» в своем прошлом.
Гражданам России, которые и свой первый Новый год, и 20-й встречали под речь одного и того же президента, стабильность во взглядах не так близка. Более того, для многих из них стабильность — это больше застой, чем надежность.