Женская красота — понятие субьективное. Кто-то предпочитает блондинок, кто-то — брюнеток, кому-то милее хрупкие худышки, а кому-то — «фигуристые» женщины-вамп. Поэтому все рейтинги красоты условны. Если только не опираться на бесспорный критерий — популярность.
Каждая эпоха оставляет в истории имена первых красавиц, сводивших с ума мужчин и вдохновлявших женщин.
1 Начало XX века. Ольга Глебова-Судейкина
У нее был риск навсегда остаться второй. Дочь мелкого чиновника, она не попала в Смольный, училась в его филиале, Александровском институте, как тогда шутили — «для неблагородных девиц». И даже оказавшись после театрального училища на сцене Александринки, Ольга Глебова могла надолго остаться на вторых ролях, ведь особым актерским талантом она не блистала. У нее был другой дар — превращать в спектакль свою жизнь. Серебряный век с его полуподпольными кабаре, томными «незнакомками» и изломанными, рефлексирующими талантами стал сценой, где Ольга была звездой.
Два брака — сначала с модным художником Сергеем Судейкиным, а затем с композитором Артуром Лурье — ввели ее в мир творческой богемы, и она легко завоевала его. Актриса, танцовщица, художница, скульптор, декламатор — Серебряный век позволял быть кем угодно. Кроме одного: нельзя было показаться скучной, обыкновенной, банальной. И изящная, хрупкая, обладавшая своеобразной красотой Ольга Судейкина-Глебова великолепно справилась с ролью звезды, став, по словам Лурье, «воплощением утонченной эры Петербурга на старте XX века».
2 1910-е. Вера Холодная
Можно сказать, что ей повезло — она родилась в нужное время в нужном месте. Россия накануне страшных революционных перемен, словно предчувствуя будущее, нашла идеал в образе страдающей от жестокости мира жертвы. Огромные глаза, тонущие в черноте густо накрашенных век, томный взгляд, обворожительная хрупкость, трагическая обреченность в силуэте и жестах — Вера Холодная была поистине суперзвездой российского немого кино. О ее актерском таланте режиссеры отзывались порой с пренебрежением, но притягательный женский образ, созданный актрисой на экране, остался в веках.
3 1920-е. Натали Палей
После революции и гражданской войны стране было не до красоты — советские женщины в кожанках и красных косынках сосредоточились на строительстве нового мира, вернее, на выживании. Потому неудивительно, что русская красота на время эмигрировала за рубеж вместе с миллионами жертв катастрофы.
4 1930-е. Любовь Орлова
В эти годы и в нашу страну пришел культ глянцевых кинокрасавиц. Советскую супердиву — актрису Любовь Орлову — буквально слепили по образу Марлен Дитрих. Сделал это режиссер Григорий Александров. Он разглядел в уже не очень юной русской дворянке (когда они познакомились, Орловой был 31 год) будущую звезду. Появившись в 1936 году на советских экранах в фильме «Цирк», актриса потрясла неискушенную публику не только сияющей голливудской красотой, но и универсальным талантом. Она пела, танцевала, исполняла акробатические трюки. В комических сценах, в рабочей робе и даже в образе свинарки она умудрялась оставаться недостижимо прекрасной. Золотые локоны, уложенные холодной волной, огромные выразительные глаза, удивленно приподнятые брови, открытая улыбка — Орлова стала иконой стиля почти на два десятилетия.
5 1940-е. Валентина Серова
Война породила другой идеал — женщины, которая умеет любить и ждать. Эту роль с успехом сыграла на экране (но не в жизни) Валентина Серова. Появившись во время войны в фильме «Жди меня», она покорила не только мужчин, но и женщин. С одной стороны была похожа на каждую из них — открытое русское лицо, нарочитая простота образа, никакой недостижимости, показной звездности. С другой — в ней была волнующая притягательность, сводившая с ума самых известных мужчин своего времени. У ее ног были и поэт Константин Симонов, и генерал Константин Рокоссовский. Администратор актрисы Нахалов описал впечатление, которое производила Серова при личном общении: «Ко мне подошла женщина — как фея из сказки. Мог ли я не узнать ее фиалковые глаза и эту чудесную, волнующую нижнюю губу, — такую лукаво-загадочную и манящую?
6 1950-е. Элина Быстрицкая
Она была поистине королевой послевоенного советского экрана. Актриса с еврейскими корнями так убедительно воплотила образ красавицы-казачки Аксиньи в фильме «Тихий Дон», что сразу завоевала Олимп русской красоты. В ее образе были сила, внутреннее величие, достоинство, честность — в сочетании с невероятно выразительными лучистыми глазами, разлетом густых бровей, статью, женственностью в каждом движении и всей фигуре она максимально соответствовала идеалу жены, матери, боевой подруги. В общем, женщины, которой можно было без колебаний доверить свою судьбу. В то же время она волновала, манила, околдовывала — неслучайно красоту Элины Быстрицкой называли роковой.
7 1960-е. Регина Збарская
Самое красивое «оружие» Кремля. А еще советская Софи Лорен. Все это Регина Збарская, по мнению западных газет. Появившись на подиуме в Париже в начале 60-х, она сразу стала сенсацией. Европейцы не ожидали, что лапотная Советская Россия может породить такой королевский типаж. Образом «итальянской красавицы» Регина Збарская обязана Вячеславу Зайцеву. Именно он рассмотрел в начинающей провинциалке из Вологды будущую суперзвезду подиумов, уговорил изменить прическу и постричься «под пажа». Ее внешность восхищала Пьера Кардена и Федерико Феллини. Профессия манекенщицы в то время в СССР была еще экзотикой — так открыто и смело демонстрировать красоту было не принято. К сожалению, утонченная европейская внешность и мировая слава не принесли Регине счастья. Ее трагическая судьба, в которой были и громкие романы, и психбольница, и загадочная смерть, стала горьким уроком для многих.
8 1970-е. Ирина Алферова
Нежная, невероятно женственная, с бездонными серыми глазами, напоминающая тургеневскую девушку — Ирина Алферова стала знаменитой после выхода на экраны фильма «Хождение по мукам», где она сыграла Дашу. Сама Алферова не любила эту роль, считала, что получила ее не за выдающиеся актерские данные, а за природную красоту. Говорят, что привлекательная внешность в какой-то момент стала тяготить актрису. Режиссеры нередко воспринимали ее как красивую пустышку, тогда как Алферова по праву претендовала на звание одной из самых талантливых актрис своего времени. Но из песни слов не выкинешь.
9 1980-е. Мария Калинина
В те годы мы ждали перемен. И первый конкурс красоты был одним из предвестников предстоящих изменений. Победительницей конкурса «Московская красавица», проведенного в столице в 1988 году, стала 16-летняя школьница Маша Калинина. И это был шок. Модельная внешность, голливудская улыбка, непривычная для юной девушки смелость в демонстрации своей юной сексуальности (сейчас трудно представить, что тогда означало — пройтись по сцене в купальнике) — все это сразу сделало Машу знаменитой. Слава обрушилась на нее как водопад — обложки, интервью, предложения от модельных агентств и кинорежиссеров. Ее успех мы тогда переживали всей страной, с восхищением и гордостью следили за ее карьерой. Она подкупала своей непосредственностью, детской искренностью, открытыми эмоциями. Маша Калинина стала символом перемен, мы верили в нее — так, как верили во все хорошее, что ждет нас впереди. Сегодня она где-то за границей, наверное, счастлива и благополучна. Но в истории страны Мария Калинина так и осталась милой счастливой девочкой в слегка съехавшей на бок сверкающей короне.
10 1990-е. Наталья Ветлицкая
Лихие 90-е требовали нового женского идеала. Где-то там на интеллигентских кухнях все еще восхищались инопланетянкой Татьяной Друбич, спорили о близости к народу героини Натальи Негоды из фильма «Маленькая Вера», однако в массовом сознании победил другой образ красоты. На российской сцене заскакала-запела попса. Три аккорда, обесцвеченные волосы, кричащий макияж, блестящие сценические костюмы, которые открывали юные соблазнительные тела, — сегодня многие презрительно называют этих девочек «поющими трусами». Что несправедливо, ведь они символизировали целую эпоху в стране, где еще недавно «секса не было». Им завидовали, им подражали, «под них» одевались и красились. Наталья Ветлицкая выделялась из этого ряда. В искусстве телесоблазна она была самой дерзкой, и, пожалуй, самой яркой и убедительной: бесконечные ноги, сияющие светлые волосы, невероятно смелые экранные образы и, конечно, завораживающий голос — все это в сочетании с индивидуальностью сделало Ветлицкую секс-символом своего времени.
11 «Нулевые». Наталья Водянова
В начале нулевых русская красота снова завоевала мировые подиумы. На этот раз благодаря распахнутым глазам Натальи Водяновой. Уроженка Нижнего Новгорода, в юности торговавшая на рынке, вытянула счастливый билет, в 16 лет получив приглашение в местное модельное агентство. Фотограф Алексей Васильев подошел к ней на кастинге со словами: «Здравствуйте, Роми Шнайдер!». С тех пор Наталья участвовала в показах самых известных Домов моды, появлялась на обложках популярных глянцевых журналов, была лицом международных косметических марок. Сегодня она входит в число трехсот самых богатых людей Великобритании, оставила карьеру модели и занимается благотворительностью.
12 2010-е. Оксана Акиньшина
История наших дней еще пишется. И мы не знаем, кого из нынешних признанных красавиц будут вспоминать следующие поколения. Однако тенденцию можно обозначить уже сейчас. Сегодня, когда идеальные формы и правильные черты лица стало возможным получить не от природы, а с помощью пластического хирурга, в цене оказалась индивидуальность, непохожесть на других, внутренняя привлекательность, харизма. В списках первых красавиц нередко лидируют дивы нестандартной внешности — такие, например, как актриса Оксана Акиньшина. Многим она нравится, кого-то раздражает, но равнодушных, как правило, нет. На экране она прошла путь от нескладного подростка до элегантной леди. Она несомненно талантлива, что доказала успешными ролями в кино. Актриса часто экспериментирует с внешностью, меняет образы и вполне возможно, что самый яркий и запоминающийся еще впереди.