Сколько бы нам ни рассказывали о вреде солнечных ванн, во время летнего отпуска мы все равно стремимся поваляться на пляже. Ведь степень загорелости кожи, как правило, наглядно указывает на стиль и качество отдыха. Вернулся с моря черный как африканец — значит, отпуск удался. А ведь так было далеко не всегда, более того — большую часть своей истории женщины, как могли, боролись с воздействием солнечных лучей. Правда, причины и способы этой борьбы были разными.
1 Есть ли связь между родами и цветом кожи
В Древнем Египте и Древней Греции вряд ли что-то слышали о красном пигменте крови гемоглобине и коричневом пигменте кожи меланине. Однако отбеливали лицо и тело как аристократки, так и простолюдинки. Использовали для этого небезопасный свинец, и причиной такой отчаянной смелости были не только мода и статус. Конечно, белый цвет кожи подчеркивал, что его обладательница в жаркий день не пропадает в поле, а нежится в прохладе. Но главный мотив был в другом. Наблюдательные египтяне и греки заметили, что
2 Зачем в Средневековье сажали за ухо пиявку
В религиозные и набожные Средние века в Европе идеалом женщины стала Пресвятая Дева Мария. Идея о неземной бледности ее девственно чистой кожи была главным ориентиром для женщин того времени. Для отбеливания продолжали использовать ядовитые белила, что оказалось палкой о двух концах. Белолицым красоткам лучше было не улыбаться — одним из побочных эффектов применения свинцовых белил было катастрофическое гниение и выпадение зубов. Не говоря уже о потере волос и разрушении легких. Поэтому некоторые дамы шли на применение совсем уж радикального метода — за ухо сажали пиявку и за счет потери крови благородно бледнели, правда на короткое время.
2 Мышьяк — не только яд, но и спасение от веснушек
В эпоху Возрождения женщины попытались перейти со свинцовых белил на что-то более прогрессивное — наконец, стало ясно, что вреда от них больше, чем пользы. И знахарская наука того времени предложила им мышьяк. Так, французская королева Екатерина Медичи использовала этот сильнодействующий яд не только для устранения неугодных, но и для удаления пигментных пятен.
3 Туберкулезный шик XIX века
Мышьяк несколько веков оставался одним из главных средств отбеливания кожи. Загар по-прежнему был не в моде, от солнца закрывались чем могли — широкополыми шляпами, зонтами. Правда, люди попроще применяли для борьбы с пигментацией натуральные средства — травы, простоквашу, яичный белок и т. п. Эффект был не таким стойким и заметным, но девушки из народа выглядели здоровее своих аристократичных сверстниц. Особенно когда дамы увлеклись новой модой конца XIX века на чахоточный вид. Туберкулез был распространенной бедой того времени, умирали совсем молодые, мужчины и женщины. Но, как водится, беда породила и тренд — на совсем бледный, прямо-таки зеленоватый цвет лица, кружевные зонтики от солнца, высокие перчатки и закрытые платья. Русская художница Мария Башкирцева, умершая от туберкулеза в юном возрасте, написала в своем дневнике: «Всякий старался казаться чахоточным или действительно воображал себя больным». Солнце по-прежнему считалось одним из главных врагов красоты и здоровья.
4 Нобелевскую премию дали за загар
Это случилось в 1903 году: датский ученый Нильс Финзен получил Нобелевку за революционную методику лечения — светотерапию. Он обнаружил, что страшное заболевание — волчанка — излечивается, в том числе, и с помощью концентрированного светового излучения. Ученые неслучайно задумались о пользе солнечного света – в конце XIX века вопрос встал ребром. Промышленная революция в Европе привела к тому, что большая часть горожан, в том числе детей, проводили практически весь световой день в помещении, куда не проникали солнечные лучи, в гари и копоти.
5 Как Коко Шанель недостаток превратила в триумф
Эта удивительная женщина совершила революцию не только в моде. Именно она реабилитировала загар. Вернее, сделала его не только обязательным атрибутом красоты и здоровья, но и положила начало целой солнечной эпохе. А ведь все произошло случайно. В 1923 году она съездила отдохнуть на юг Франции — и неосторожно там загорела. Вернувшись в Париж, Шанель не стала прятаться и срочно отбеливать кожу — наоборот, она смело заявила о новой моде, которая прекрасно подходила к провозглашенному ею же свободному, удобному стилю в одежде. С этого момента в мире началась эпоха загара, которая пережила уже несколько взлетов и падений и породила целую индустрию косметических средств — для загара, от загара, для автозагара и т. п. А также пляжный отдых и купальники бикини. Сегодня, через сто лет после знаменательной поездки Шанель на Ривьеру, пришло время разумной сдержанности. Загар по-прежнему в моде, но большинство людей прислушиваются к предупреждениям врачей и дозируют солнечные ванны. Возможно, это и есть золотая середина, к которой человечество шло столько лет.