По данным ВОЗ, количество детей с аутизмом растет на 13% в год. Почему так происходит? Все просто — врачи научились лучше его диагностировать и выявлять это заболевание. Причин возникновения много: генетические «поломки», ухудшение экологии, особенности течения беременности и родов у матери, нарушение обменных процессов.
Аутизм — это разговорный термин. Врачи же предпочитают говорить «расстройство аутистического спектра» (РАС).
Может ли ребенок перерасти симптомы аутизма
Необычное поведение ребенка — необязательно симптом аутиста. Но стоит обратить на него внимание специалиста (чем раньше, тем лучше).
При расстройствах аутистического спектра именно раннее вмешательство дает наилучший результат. В развитии ребенка есть сензитивные (восприимчивые) периоды — они наиболее благоприятны для овладения навыками и психическими свойствами, соответствующими возрасту. Важно не упустить их.
Какие признаки должны насторожить родителей
Диагноз раннего детского аутизма ставят не раньше, чем в два-три года. Но странности в поведении ребенка можно заметить гораздо раньше. Как распознать аутизм? Для начала стоит внимательно присмотреться к тому, как ребенок ведет себя в разные периоды взросления.
1. В возрасте около года
Младенец не смотрит в глаза родителям, не улыбается в ответ — не вступает в зрительный контакт, не откликается эмоционально.
Помимо этого, малыш может яростно протестовать при попытках взять его на руки, отказываться расширять свой привычный рацион питания.
2. В возрасте двух-трех лет
Должны насторожить несформированность и «странности» речи у ребенка. Например, малыш постоянно повторяет какие-то слова или фразы, которые слышал от членов семьи или в мультфильме. Но говорит их не к месту, а по типу эха.
Иногда речь аутичного ребенка может быть очень развитой, но в виде «монолога», без учета реакций слушателей.
Другие характерные признаки: ребенок говорит о себе во втором или третьем лице, не отзывается на свое имя, утрачивает какие-то навыки (речи, самостоятельного приема пищи, умения пользоваться туалетом).
3. В более старшем возрасте
На первый план выходит непонимание ребенком негласных социальных правил, нюансов взаимодействия с другими людьми, которые большинство людей усваивают интуитивно.
Какие ключевые симптомы аутизма у детей
Признаков аутизма очень много и проявляются они у каждого ребенка по-своему. Спектр отклонений очень и очень широк, степень тяжести каждого из отклонений — индивидуальна.
- нарушения коммуникации (речевого и невербального общения с помощью взгляда, мимики или жестов),
- нарушения социального взаимодействия,
- двигательные (моторные) стереотипии.
Последние — бесцельное повторение каких-то движений, действий. Например, ребенок подолгу трясет у себя перед лицом каким-то предметом, совершает странные вращения руками, часами бегает по комнате из стороны в сторону или раскачивается на стуле вперед-назад, закрыв глаза и уши. Аутичные дети так успокаивают себя, отстраняясь от неприятных внешних воздействий.
Такое поведение может быть и у здоровых детей и взрослых. Часто во время сильного волнения мы делаем какие-то неосознанные движения — крутим карандаш в руке, наматываем волосы на палец, «хрустим» пальцами или ритмично постукиваем ногой.
Но стереотипии детей с аутизмом не так безобидны, как едва заметные навязчивые действия у здоровых людей. Часто они не просто выглядят странно и раздражают окружающих, но и причиняют вред аутичному ребенку: лишают его психического тонуса и «энергии» для развития.
-
Не пропустите
Важно понимать, что каких-либо анализов или инструментальных методов, способных на 100% подтвердить или опровергнуть РАС, не существует. Врач, как правило это психиатр, применяет методы наблюдения за ребенком, играет с ним, анкетирует и проводит интервью с родителями.
Если говорить подробнее, то вот небольшой список особенностей, которые могут стать основанием для обследования.
Зрительный контакт. Ребенок не смотрит глаза в глаза, взгляд скользит мимо твоих глаз, несмотря на попытки привлечь внимание, — это самые тревожные «звоночки» для ранней диагностики.Эмоциональная нейтральность. Дети с РАС не проявляют радости, тревоги, удивления. Бывает, они не «считывают» настроение значимого для них взрослого, не чувствуют его интонацию (ласковую, строгую). Если близкому человеку больно, ребенок вряд ли проявит сочувствие доступным для него способом: взглядом, мимикой, жестами или желанием обнять.Задержка речевого развития или отсутствие речи и при этом способность повторять довольно сложные речевые конструкции, услышанные от взрослых или из мультфильмов/кино.- Р
ебенок не показывает пальчиком , а ведет или подталкивает взрослого к интересующему объекту. Малыш не откликается на свое имя . Весьма часто в таких случаях сначала консультируются с сурдологом. Если же со слухом все в порядке, то можно посоветовать обратиться к врачу-психиатру.Повторяющееся поведение : вращение вокруг своей оси, пробежки из угла в угол, бег вдоль прямых линий (забор, шкаф), однообразные движения руками, хождение на цыпочках.Неестественные движения и жесты (то есть возникающие спонтанно, без привязки к ситуации) тоже должны насторожить родителя.Стойкие привычки , например, к одному типу еды, режиму дня, определенному порядку среди игрушек (как правило, выстраивание их в один ряд).Фокусирование на деталях . Например, интерес не к игрушке в целом, а к ее детали: колесику, которое ребенок может крутить очень долго.Отсутствие воображения . Неумение проводить ролевые, сюжетные игры, играть со сверстниками.
Не все из перечисленных признаков обязательно проявляются у ребенка с РАС. Однако если некоторые из них наблюдаются, можно пройти тест (аутизм-тест.рф).
К какому врачу идти
Основной врач, который занимается коррекцией расстройств аутистического спектра — это детский психиатр. Но помни, что есть множество заболеваний с похожими проявлениями. Среди них — речевые нарушения, отставание в развитии, неврологические и генетические патологии.
-
Не пропустите
Детям часто ставят такой диагноз совершенно неоправданно. Именно поэтому важно многогранное комплексное обследование и наблюдение разных специалистов.
Чтобы принять решение о лечении, нужно полностью обследовать ребенка и получить заключения специалистов разного профиля — врачей (психиатра, невролога, оториноларинголога, гастроэнтеролога), клинического психолога, дефектолога, логопеда.
Лечится ли это
Способы коррекции подбираются для каждого ребенка индивидуально. Методы, которые дают хорошие результаты у одних детей, могут совершенно не работать с другими.
Коррекционная работа при таком расстройстве — помощь ребенку в преодолении нарушений, которые мешают ему адаптироваться к жизни. Для этого есть много эффективных методик. Прежде всего такие дети нуждаются в постоянных занятиях с логопедами-дефектологами, психологами разной направленности, специалистами по сенсорной интеграции.
В последнее время часто используют АВА-терапию. С помощью этой методики педагог выстраивает четкую систему поэтапного освоения новых навыков. Они закрепляются до автоматизма, затем усложняются. Во многих случаях эффективна и медикаментозная терапия.
Важно, чтобы врачи действовали сообща с родителями: им необходима информационная и эмоциональная поддержка, помощь в решении образовательных и организационно-бытовых вопросов.
Какой прогноз
Поскольку это врожденное заболевание, вылечить его на сегодняшний день невозможно. Но ребенку можно помочь — чем раньше начать заниматься, тем благоприятнее прогноз. А для этого нужно вовремя распознать болезнь. Занятия помогают большинству детей улучшить состояние. Результаты часто бывают поразительны.
Аутичный ребенок может развиваться нелинейно, скачкообразно, с периодами частичных «откатов» и «прорывов». Так что делать поспешных прогнозов не стоит
Как себя вести
Родители аутичных детей часто сталкиваются с негативной реакцией окружающих. Увидев необычное поведение малыша в общественном месте, посторонние люди принимаются осуждать нерадивых, по их мнению, родителей «избалованного» ребенка.
Нужно помнить, что только близкие знают все об особенностях ребенка и сложностях его поведения. Непрошеные советы, любопытство и осуждение вызовут дополнительный стресс, чувство стыда и раздражения у родителей особенного ребенка.
Вмешиваться имеет смысл только тогда, когда помощь действительно необходима. Например, мама бьющегося в истерике ребенка растерялась и не знает, куда деться. Но лучше деликатно и тихо уточнить, чем ей помочь.