Источник здесь и далее: Unsplash

С какого возраста начинать беспокоиться?

Чтобы родителям лучше разбираться в вопросах речевого развития, можно ориентироваться на основные нормативы:

  1. Доречевой период длится с рождения до года. Первый крик, появление спонтанных вокализаций, гуление, лепет подготавливают ребенка к словесной речи.
  2. К году ребенок понимает значения многих слов. Активный словарь состоит из 10-15 слов. 
  3. В два года малыш разговаривает короткими предложениями, выполняет простые поручения, узнает предметы на картинках. Словарный запас содержит от 300 слов и более.
  4. К трем годам ребенок использует все части речи, изобретает новые слова, разговаривает развернутыми предложениями.
  5. К четырем-пяти годам активный словарь состоит из 2000-3000 слов. Дошкольник произносит правильно шипящие и свистящие звуки, употребляет обобщения.
  6. В возрасте 5-7 лет ребенок использует устойчивые словосочетания, пытается объяснить значения слов. Речь полностью сформирована.

Эти нормы — среднестатистические и не считаются обязательными для всех детей, так как каждый ребенок индивидуален. Но существуют и значительные отклонения, которые требуют внимания:

  • отсутствие или низкая активность вокализаций, гуления, лепета;
  • годовалый малыш не реагирует на обращение, источник звука, привлекает внимание плачем;
  • нет реакций на простые просьбы («дай ложку», «открой рот») в 1,5-2 года;

  • непонятное, даже для родителей, произношение, простые (не более 2-3 слов) предложения в возрасте 3 лет;
  • скудный активный словарь, трудности в произношении шипящих и свистящих звуков в 5-7 лет.

Если возникают сомнения, помогут консультации специалистов.

Причины задержки речи у детей

К задержке речевого развития приводят:

  • осложнения во время беременности и родов;
  • наследственность;
  • тяжелые поражения ЦНС;
  • нарушение строения и функций артикуляционного аппарата;
  • физические и психические увечья, перенесенные в раннем детстве;
  • поражение органов слуха;
  • неблагоприятная социальная обстановка;
  • педагогическая запущенность.

Педиатр — первый врач, который определит речевое нарушение в раннем детстве, выпишет направление на обследование. Помощь специалистов по профилю зависит от результатов диагностики.

Кто и как диагностирует проблему?

Тебе поможет комплексная диагностика: 

  • детский невролог назначает ЭЭГ, МРТ, УЗИ и др. процедуры на возможные отклонения в развитии центральной нервной системы;
  • отоларинголог обследует на нарушения работы звукопроизводящего аппарата и голосовых связок;
  • нейропсихолог и нейродефектолог проводят комплексное нейропсихологическое обследование на основе анализа медицинских документов с целью дальнейшей коррекции.

Если появлению ребенка на свет предшествовали тяжелые роды, консультация и помощь остеопата будет не лишней. Травмы и деформации трудно заметить невооруженным глазом. Опытный остеопат при помощи специальных техник снизит напряжение оболочек мозга, активизирует слабо функционирующие зоны, ответственные за речь, устранит зажимы в мышцах.

Что с этим делать?

По результатам обследований проводят медикаментозную или альтернативную терапию, логопедический массаж, коррекцию нарушений у дефектолога.

Что будет, если с этим ничего не делать?

Задержка речевого развития и задержка психо-речевого развития — не одно и то же. В первом случае ребенок все понимает и реагирует на просьбы, но не говорит или говорит плохо. Во втором случае, кроме речевого нарушения, наблюдают отставание в интеллектуальном развитии. До 4 лет диагноз ЗПР ставят только при наличии серьезных болезней. После 5 лет чаще всего ставят ЗПР.

Пятилетние дети познают мир через активное общение с взрослыми, поэтому коммуникативные навыки очень важны.

Если не обращать внимание на проблемы речи, это повлечет задержку и отставание от сверстников во всех когнитивных процессах, что скажется на дальнейшем обучении и развитии.

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен