Имя Владимира Михайловича занесено в Книгу рекордов России как старейшего играющего актера, который провел на сцене более 80 лет. По признанию коллег и друзей великого артиста, его главной опорой всегда была жена Иветта Евгеньевна, без которой он не представлял своей жизни. Их историю любви можно назвать лебединой верностью, ведь супруга Владимира Михайловича не смогла жить без него и умерла через три месяца после его ухода.
Первые жены артиста
В 1941 году Владимира Михайловича отправили на фронт, но практически сразу вернули на съемочную площадку. Тогда Иван Пырьев снимал фильм «Свинарка и пастух» и хотел видеть в главной роли грузина Мусаиба Гатуева именно Зельдина. По признаю актера, режиссеру не понравился ни один из настоящих грузин, которые проходили пробы, поэтому он решил доверить эту роль ему. Хотя Зельдин ничего не знал о культуре и быте этого народа, Пырьев был уверен, что он справится, и не прогадал.
Но сюжету герой актера влюбляется в героиню Марины Ладыниной. Артисты так замечательно и правдоподобно сыграли, что многие после премьеры картины приписывали обоим роман, несмотря на то, что Ладынина была супругой Пырьева. Впрочем, романа у коллег никого не было и быть не могло, ведь Владимир Михайлович был влюблен в совсем другую женщину — свою первую жену, актрису Людмилу Мартынову.
С Люсей, как актер ее ласково называл, он познакомился еще до начала войны: они вместе учились в театральном институте, а потом служили в Театре транспорта. Когда пара поженилась, Зельдину было 24 года, а Мартынова на несколько старше него. Супруги прожили вместе всего лишь год, а потом актер узнал об измене жены. Несмотря на то, что официально они никогда не были женаты, Владимир Михайлович всегда называл свою возлюбленную первой женой.
«Я был молодой, мало получал денег. Видимо, ей хотелось одеваться, ведь она была интереснейшая женщина, у нее было много поклонников», — рассказывал актер о своей Люсе.
У пары родился сын — единственный ребенок артиста, — но прожил он всего лишь год и умер от кишечной инфекции. Зельдин не любил вспоминать эту историю, но его близкие признавались, что смерть сына не давала ему покоя всю жизнь, хотя он умело скрывал от посторонних свои переживания и на публике всегда казался веселым и озорным человеком.
«Это было в то время, когда гибли миллионы людей, но все равно это было очень тяжело», — говорил о смерти ребенка Зельдин.
Вскоре Владимиру Михайловичу предложили одну из главных ролей в жизни, которая стала его визитной карточкой. Он сыграл жгучего испанского красавца в фильме-спектакле «Учитель танцев». История любви Альдемаро не оставила никого равнодушным: после премьеры актер становится столичной звездой, которой восхищались практически все представительницы прекрасного пола.
Однако Зельдину было не до поклонниц, ведь его сердце принадлежало уже другой даме — актрисе Генриетте Островской. «Я увлекся не Флорелой, которая была моей посредственной возлюбленной партнершей по сцене Татьяна Павловна Алексеева, а именно в служанку Гету Островскую», — признавался артист.
С актрисой он прожил целых 15 лет, хотя узаконивать отношения они тоже не стали. После расставания Зельдин оставил Генриетте и ее сыну от предыдущих отношений квартиру и дачу. Артист считал, что настоящий мужчина должен поступать именно так, когда уходит от женщины. Тогда Владимиру Михайловичу было почти 50 лет. О новой любви он продолжал мечтать, ведь не представлял своей жизни без женщины, верной спутницы.
«Женщина — это соль земли. Женщина — это душа мужчины, его слава, яркий луч, озаряющий его путь», — считал Зельдин.
К счастью, он встретил свою судьбу, которая была рядом с ним более 50 лет. Этой судьбой оказалась Иветта Капралова.
Единое целое
В 1962 году Владимир Михайлович переживал творческий кризис — работы практически не было, да и денег тоже. Приятель и актер Владимир Сошальский привел его в Союз кинематографистов, где было Бюро пропаганды киноискусства. Здесь работала молодая журналистка Иветта Капралова, которая и помогла актеру организовать концерты во многих городах и заработать деньги.
После такого успеха Владимир Михайлович пригласил друга и Иветту Евгеньевну в ресторан «Националь», но Сошальский в самый последний момент отказался идти на ужин, поэтому Зельдин и Капралова пошли вместе.
«Был трескучий мороз. Я помню, как сейчас, была дикая зима, и я, бедная девушка, пришла в какой-то собачьей шубе и в ярко-малиновых вязаных гетрах. Но он был не лучше: он пришел в длинном тулупе, в котором с ружьем ходят на охране, и в шапке «пирожком». Но с тех пор его облик несколько изменился», — вспоминала супруга актера.
После свидания Иветта Евгеньевна призналась матери, что ужинала с Зельдиным, который ей очень понравился. Родительница Капраловой была ошеломлена и заявила: «Ты что, с ума сошла? Он же старый совсем!».
Действительно, разница в возрасте была большой — на момент знакомства Иветте Евгеньевне было 29, а Владимиру Михайловичу — 49. Актеру пришлось более двух лет добиваться расположения своей возлюбленной.
«Мы ездили в поездки вместе. Он взял меня в Гурзуф. Он жил в санатории, а я — на съемной квартире. Он не делал даже мне пропуск в санаторий на пляж, а потом к нему приходили и говорили: “Владимир Михайлович, ваша дочь ходит без пропуска на пляж”», — делилась Капралова.
По признанию Иветты Евгеньевны, актер очень красиво и элегантно ухаживал за ней. «Мне очень понравился тем, что он был чрезвычайно внимателен, интеллигентен, не нахален, то есть он очень отличался от тех молодых людей, которые обычно ухаживают в юном возрасте за девушками. Мне это очень понравилось. Это было очень трогательно, приятно, и интересно с ним безумно было, потому что он уже был актером и признанным актером. Я с удовольствием ходила на спектакли его и смотрела их по несколько раз», — рассказывала супруга актера.
Супруги прожили вместе 54 года и стали за это время единым целым. Конечно, они могли ссориться, но старались все скандалы переводить в шутку.
«Они на молекулярном уровне соединились и все их жизненные параметры колеблются в одну и ту же сторону, их жизненный вектор направлен в одну и ту же сторону», — говорил о их союзе Лев Лещенко.
Иветта Евгеньевна мудро относилась к публичной жизни своего мужа и не ревновала к многочисленным поклонницам. Она знала, как он любил прекрасный пол, а порой отказывался играть в спектакле, если в нем не была задействована ни одна женщины.
«Жизнь с этим человеком, конечно же, — счастье, потому что я его очень люблю, несмотря на то, что я иногда как любая женщина и обижаюсь, и страдаю, и чем-то недовольна, но в целом это, конечно же, счастье. И могу повторить это десять тысяч раз», — говорила Капралова.
Иветта Евгеньевна была для Владимира Михайловича всем — и первым помощником, и главным советчиком и даже критиком. Но после его ухода 31 октября 2016 года ее жизнь как будто бы тоже оборвалась и потеряла всякий смысл.
«После ухода Владимира Михайловича Иветта Евгеньевна, наверное, потеряла смысл жизни, так как он очень сильно ее держал. Каждый день она проживала ради него, она старалась, чтобы он был в форме, чтобы он хорошо поел, чтобы он хорошо поспал, чтобы он приехал на спектакль», — рассказывала подруга семьи Ксения Караулова.
Иветта Евгеньевна старалась держаться еще первые сорок дней, но потом постепенно она начала говорить, что ее покидают силы, и все время она думала о своем любимом муже.
«Она сказала: “Мне снился Владимир Михайлович, ему плохо без меня”. Потом состояние ее стало ухудшаться. Буквально за день до смерти мы вызвали скорую, но она отказалась от госпитализации. Всю ночь я была с ней. А утром она меня позвала и говорит: “Маша, дай мне свои руки, не покидай меня, поддержи меня”. А потом она открыла глаза, они уже были мутные. Взгляд был отведен в сторону. И она говорит: “Идти? Хорошо, я иду”. И слеза покатила по ее щеке. Мы стали делать массаж сердца, но уже было поздно», — рассказывала помощница по дому Мария Матросова.
Иветты Евгеньевны не стало 28 января 2017 года. Она пережила своего любимого мужа всего на три месяца. Урну с прахам жены актера похоронили рядом с ним, в его могиле.