Сегодня готова принимать поздравления один из самых лучших и известных тренеров по фигурному катанию — Этери Тутберидзе. Именно благодаря ее труду российские спортсменки завоевывают призовые места на соревнованиях. В их числе Юлия Липницкая, одержавшая победу в 2014 году на Олимпиаде в Сочи, Евгения Медведева, Двукратная чемпионка мира и серебряный призер Олимпийских игр в 2018, Алина Загитова, Олимпийская чемпионка 2022 года в одиночном катании, Анна Щербакова.
Попасть в команду к Этери не так уж и просто, а некоторые из тех, кому посчастливилось обучаться у нее, не выдерживают сильной нагрузки и решают уйти. Многие отмечают особые методы работы тренера, так называемую «проверку на прочность», которая даже психологически посильна далеко не каждому.
Тутберидзе редко дает интервью, да и в жизни ее называют весьма скромной личностью. А действительно ли она так строга со своими подопечными и какие жизненные препятствия закалили ее характер — расскажем далее.
Биография
Этери Георгиевна Тутберидзе родилась 24 февраля 1974 года в Москве. Она стала пятым по счету ребенком — у Этери также есть три сестры, которые гораздо старше, и брат. Именно за ним будущему тренеру приходилось донашивать вещи, хотя она и говорила, что родители стремились сделать все, чтобы семья не бедствовала.
Мать Этери, Этери Петровна, занимала ведущую должность инженера и уделяла большое внимание образованию своих детей: она считала, что дочери должны знать иностранные языки и получить музыкальное образование, потому Этери-младшая окончила музыкальную школу имени Ипполитова-Иванова по классу фортепиано. Старшие же сестры обучались в английских и немецких специальных школах.
Отец спортсменки был сотрудником автомобильного завода имени Лихачева, где работал в литейном цехе.
«По большому счету мы не нуждались ни в чем. Папа брался за любую работу. Он часто повторял, что наши дети должны быть одеты лучше всех. «Если в семье один ребенок, никто не посмотрит, что на нем. А там, где пятеро, скажут — развели нищету», — говорил он маме», — рассказывает Этери.
Так как же спортсменка попала в ледовый мир? Все началось с того, как она, четырехлетняя девочка, вместе с матерью пошла на Стадион юных пионеров, где ее брат занимался футболом. Тогда она увидела изящное катание фигуристов и захотела кружиться на льду так же, как и они. Желание дочери Этери-старшая исполнила, записав ее к Евгении Зеликовой, жене заслуженного тренера РСФСР Эдуарда Плинера. Впоследствии начинающая фигуристка занималась и у него.
Поначалу Тутберидзе соревновалась в одиночных турнирах, однако из-за серьезной травмы — трещины в позвоночнике, она стала выступать в танцах на льду. Спасла ее фигурную карьеру мать, которая поставила ее на ноги раньше, чем прогнозировали — она нашла хорошего лечащего врача, посоветовавшего «выхаживать девушку кальцием». Пока одни утверждали, что с катанием нужно распрощаться минимум на полгода, Этери Петровна выходила ее за три месяца:
«За три месяца я умудрилась вырасти на 22 сантиметра, то ли благодаря кальцию, то ли потому, что в папу пошла. Папа был высокий — 1 метр 86 сантиметров. По тем временам у меня был достаточный прыжковый набор: двойной аксель, тройной сальхов и тройной тулуп. Но когда Плинер стал часто уезжать на соревнования с другими учениками, то стабильность в прыжках начала уходить. Я не понимала, почему упала, почему не выехала, хотя все делала как учили. В какой-то момент мы оказались предоставлены сами себе, и, как следствие плохих тренировок и плохих разминок, посыпались травмы».
Восстановившись, девушка, ростом в 170 сантиметров, вернулась на лед и стала кататься в паре с Ильей Авербухом, Алексеем Киляковым и другими. Также она сменила и тренеров: ее обучали Наталья Линичук, Геннадий Аккерман, Елена Чайковская и Татьяна Тарасова, к которой она возвращалась дважды. Тем не менее звездный час Тутберидзе никак не наставал, дальше — распался Советский Союз, денег стало крайне мало, а родителям надо было помогать. Тогда фигуристка думала об уходе из спорта, в котором она получала ничтожно мало, но все изменило предложение от ледовара: он сказал ей о проведении отбора на ледовое шоу «Российский балет на льду» в США. 18-летняя Этери осмелилась поехать в Америку, но там ее ожидали крутые потрясения.
Через тернии к звездам
Все началось с того, что некоторых фигуристов не пропустили на таможне из-за просроченных паспортов, а «счастливчикам» пришлось целый месяц ждать в Оклахоме возвращения части команды. Следующим сюрпризом стало то, что организаторы разорвали с ними сотрудничество, и Этери попала в волонтерский клуб «Ассоциация молодых христиан», где проживала на этаже с бездомными.
Артисты пребывали там в течение восьми месяцев, но все же потраченное время не окупилось — им позволили презентовать свою программу, которая впечатлила не только зрителей, но и самого мэра города Оклахома-Сити. Казалось, карьера налаживается, однако страшное еще было впереди: 19 апреля 1995 года произошел теракт, который считался самым масштабным в стране до трагедии в 2001-м. У федерального здания имени Альфреда Мюррея взорвался грузовик со взрывчаткой, от мощности которого было разрушено более двухсот зданий, пострадало свыше пятисот человек, а погибли 168, 19 из которых — дети.
Этери проживала совсем рядом с местом происшествия:
«Люди побежали в разные стороны, а я не могла понять, куда бежать, нашла какой-то камень и присела под ним. Тут меня нашел пожарный, который понял, что мне нужно помочь. Я была в шлепках, с зубной щеткой и полотенцем. Я бродила за ним, пока он проверял соседние здания», — вспоминает фигуристка.Именно Нью Бейн, пожарный, стал ангелом-хранителем Тутберидзе: он приютил ее у себя дома (а также ее партнера по катанию Николая Аптера) и помог найти новую работу, разослав менеджерам ледовых шоу видео, на котором 21-летняя девушка выступала в паре с Аптером. Вскоре Бейну перезвонили — из одной из лучших кампаний по фигурным шоу — Ice Capades. Они были в восторге от русских фигуристов и пригласили молодых талантов в город Цинциннати.
Так, на протяжении пяти лет Этери вместе с Николаем гастролировали по штатам со своими номерами, а затем ушли в тренерскую деятельность. Тутберидзе, закаленная всеми произошедшими событиями, уже не боялась менять свою жизнь, потому рискнула построить карьеру педагога.
Вместе с Николаем она сначала переехала в Сан-Антонио, где начала преподавать для всех желающих — от малышей до людей пожилого возраста, фигуристов-одиночников и парных. Этери не только обучала их техническим основам, но также обучала хореографии и ставила номера. Тогда она и поняла, что карьера тренера — ее призвание.
Только вот уже полюбившаяся Америка постепенно стала для нее не такой красочной и перспективной. Ей хотелось поделиться своими знаниями с фигуристами на родине, потому она переехала обратно в Москву.
Искала она работу по объявлениям, и первым, кто откликнулся, стал цирк на льду в Братеево. Параллельно Этери трижды в неделю ездила из Москвы в Зеленоград — там она вела оздоровительную программу. Затем последовал каток «Серебряный», на котором она обучала тех, кого не брали к другим тренерам. На нем тренировались Полина Шелепень, серебряный призер финала юниорского Гран-при, и Евгения Медведева.
Успех Тутберидзе был тихим, а потом, когда она стала старшим тренером в ледовом дворце «Хрустальный», к ней пришла девочка Юля Липницкая. Именно благодаря ее победе на Олимпийских играх в 2014 году Этери Георгиевна стала новым инфоповодом для СМИ: многие желали узнать поподробнее о человеке, чья ученица стала самой юной победительницей за всю историю зимней Олимпиады.
К слову, уход Юли в следующем году от Тутберидзе стал не менее громким — тогда она перешла в команду Алексея Урманова. Причины смены тренера назывались разные: то Этери сильно изнуряла ученицу диетами, то Липницкая пошла на поводу матери и специально перешла к другому педагогу.
Однако уход чемпионки не стал масштабной трагедией: вскоре команду пополнили Евгения Медведева, Алина Загитова, Анна Щербакова, Алена Косторная, Камила Валиева и Александра Трусова — хотя некоторые из них тоже покинули команду Этери. Западные издания, например, ВВС или же подкаст платформа The Skating Lesson, называют методы преподавания Тутберидзе нечеловеческими, а ее учениц — «одноразовыми чемпионками, которые после великой победы пропадают из спорта».
Сама же тренер не обращает внимания на подобные заявления и работает дальше. Более того, в феврале этого года она попробовала себя в роли телеведущей — на шоу «Большие девочки», суть которого заключается в том, чтобы участницы проекта изменили жизнь в лучшую сторону за счет правильного питания, здорового образа жизни и спорта.
«Это не просто жесткий проект, где девочек изнуряют физически и за счет испытываемого стресса они худеют. Это проект, в котором мы с ними по-человечески общаемся, лезем в головы и вместе ищем причины переедания. Моя задача на проекте — помочь девушкам выйти из состояния, в котором им самим не нравится жить. Обрести тела, которые они хотели бы видеть в зеркале. В работе с девочками я пыталась до них донести, что они обязаны прекратить обвинять в своих проблемах других, а начать с себя», — сообщила Этери.
Личная жизнь
Еще в 1995 году Тутберидзе вышла замуж за своего партнера по танцам на льду, Николая Аптера, однако она никогда не давала повода для обсуждения своего семейного положения. Потому неизвестно — почему и когда они развелись.
Зато что точно можно подтвердить — так это ее любовь к дочери, Диане Дэвис. Она появилась на свет в 2003 году в Техасе, но спешить с рассказом о том, кто же является ее отцом, Этери тоже не хочет. Более того, она говорит, что папы у них нет:
«Нет папы у нас. Так бывает. Мне кажется, женщина рожает ребенка для себя. Если мужчина по какой-то причине отказывается от истории этой… Поэтому я и говорю все время, что у Дианы есть я, а у меня есть Диана».
Тренер подчеркнула, что отец Дианы в свое время не захотел уезжать из Америки в Россию, потому не желает о нем вспоминать. Хотя есть предположения, что отцом девушки мог быть фигурист Сергей Буянов (в колонке отчества Дианы написано «Сергеевна»), который скончался в прошлом году от онкологии.
Сейчас Дэвис уже 21 год. Она замужем за фигуристом Глебом Смолкиным (сын актера Бориса Смолкина, известного своей ролью дворецкого в сериале «Моя прекрасная няня») и сама является фигуристкой. Сначала она была в рядах одиночного катания, а потом так же, как и мать, перешла в танцы на льду. До 2023 года Диана и Глеб представляли Россию и выступали на Олимпиаде в Пекине, а затем сменили гражданство на грузинское и стали представлять новое государство.
Тутберидзе также рассказала, что несколько лет назад дочери диагностировали сенсоневральную тугоухость (ухудшение слуха) от осложнения после антибиотиков. Громкую музыку она слышит отлично, а тихую читает по губам. Сама Диана, в свою очередь, утверждает, что сейчас она живет как и все другие люди благодаря долгому развитию слуха:
«Да, у меня были раньше проблемы: я не совсем понимала речь, потому что для меня люди говорили нечетко, я стеснялась и почти не общалась с людьми, но в какой-то момент решила, что буду развивать свой слух. Я отказалась от аппаратов и от всего, что мне предлагали, и пришла к тому, что я раскрылась и стала прекрасно слышать. Я смогла себя адаптировать», — писала она в своем блоге.
А мы еще раз поздравляем Этери Георгиевну с юбилеем, желаем ей масштабных побед и взлетов без падений.