
В мире актерского искусства есть особая категория мастеров, чей талант заключается не просто в убедительной игре, а в подлинном перерождении. Они обладают уникальной способностью не играть персонажа, а проживать его судьбу, растворяя свою собственную индивидуальность в многогранности чужих характеров и эпох.
Сергей Безруков — одна из самых ярких и неоднозначных фигур российского искусства, сумевшая воплотить на сцене и экране саму душу России. Его творческий путь начался с влияния отца-актера Виталия Безрукова, который стал его первым наставником и помог поступить в школу-студию МХАТ. Талант Безрукова был замечен великим Олегом Табаковым, который взял его в свою «Табакерку». Именно в театре раскрылся масштаб дарования актера. Сегодня мы вспомним самые яркие роли Сергея Витальевича Безрукова в мире кинематографа.
Саша Белый — легенда из «Бригады» (2002)
Погружаясь в 15-серийную сагу «Бригада», ты становишься свидетелем рождения новой криминальной иконы — Саши Белого, которого гениально воплотил на экране Сергей Безруков. Интересно, что изначально режиссер Алексей Сидоров сомневался в выборе: ему казалось, что театральный актер выглядит слишком уж «положительным» для роли лидера бандитской четверки. На эту роль претендовали и другие яркие артисты: Константин Хабенский, Вадим Калганов, Сергей Шнырев и Юрий Лагута. Но после долгих раздумий Сидоров все же доверил образ Безрукову, и этот выбор навсегда изменил отечественный кинематограф.
Режиссер стремился показать не просто бандита, а сложную, многогранную личность.
«Хотелось показать не только силу, а личность с жестким характером, внутренней ломкой, метаниями, переживаниями, иссушением души», — так объяснял свой замысел Алексей Сидоров.
Прототипом для Саши Белого послужил реально существовавший «вор в законе», лидер Ореховской ОПГ по кличке Сильвестр, промышлявший рэкетом, грабежами и угонами машин.
Сериал мгновенно стал культовым, его популярность была оглушительной. Однако вместе со славой пришла и волна жесткой критики. Многие обвиняли создателей в излишней романтизации бандитской жизни, в том, что они создали притягательный, но опасный миф о «современных мушкетерах», связанных крепкой мужской дружбой на фоне суровых реалий 90-х.
Финал «Бригады» оставил зрителей в напряжении: остался ли Саша Белый в живых? Создатели хранили интригу несколько лет, пока Алексей Сидоров не сделал фанатам подарок. В своем фильме «Бой с тенью» он включил небольшой эпизод, где Сергей Безруков в последний раз появился в роли Белого, давая понять, что его герой выжил.
Поэт Сергей Есенин — родственная душа (2005)
В сериале ты увидишь две переплетающиеся линии: это и события из жизни самого Есенина, наполненные его гениальными стихами, и детективное расследование причин его смерти, которое ведет следователь Хлыстов в 1985 году. Безрукову было особенно важно показать Есенина с новой стороны, уйти от навязанного штампа.
«Мне хотелось развеять уже существующий шаблонный образ поэта-скандалиста, миф, который нам навязывали в советской школе: упаднический, кабацкий поэт, алкоголик, праздный гуляка и хулиган, — говорил актер. — Я вижу его человеком огромного диапазона: от гениального хулигана-озорника, Моцарта своей эпохи, — до русского Гамлета», — говорил Безруков
Мудрость Иешуа из «Мастера и Маргариты» (2005)
В грандиозной экранизации романа Булгакова, осуществленной Владимиром Бортко, Сергею Безрукову выпала уникальная роль — он не только озвучил Мастера, но и сыграл Иешуа Га-Ноцри. При этом актер, человек верующий, всегда подчеркивал, что его герой — именно литературный персонаж, а не канонический библейский Христос.
«Это не Христос из Библии... перед нами русская трактовка, сочиненная гениальным классиком», — говорил актер.
Подготовка к роли была особой: Безруков соблюдал пост и отказался от части театральных спектаклей, чтобы глубже проникнуться образом. Эта работа оказала на него сильное личное влияние.
Нестандартный образ Пушкина (2006)
Не остался без внимания Безруковых и другой великий поэт — Александр Сергеевич Пушкин. В 2002 году в театре имени Ермоловой состоялась премьера спектакля «Александр Пушкин» по пьесе Виталия Безрукова. Постановка охватывала значительный период жизни поэта и вызвала настоящую бурю в театральных кругах. Критики были беспощадны, ругая авторов за исторические неточности и «фривольный» образ солнца русской поэзии. Однако, несмотря на это, спектакль неизменно собирал полные залы, доказав свою зрительскую любовь.
Позже Безруков воплотил образ Пушкина и в кино — в фильме Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль» (2006), рассказывающем о трагических последних месяцах жизни поэта. В нем зрители стали свидетелями рокового сплетения интриг, анонимных писем и дуэли на Черной речке, которая оборвала жизнь гения.
Генерал Каппель — долг и честь в «Адмирале» (2008)
В масштабной исторической драме «Адмиралъ» о судьбе Александра Колчака актер предстал в образе белого генерала Владимира Каппеля — человека, ценой собственной жизни спасшего свою армию от окружения зимой 1919 года. Для Безрукова эта роль стала делом чести.
«Этот фильм необходим, чтобы мы и наша армия поняли: вот как надо любить родину», — отмечал Безруков.
Съемки были невероятно сложными и требовали полной самоотдачи. В Нижегородской области при морозе в -34°C ему приходилось скакать на коне и нырять под лед, а сцену ампутации ног герою снимали, напротив, в парилке при 50-градусной жаре.
Невероятное перевоплощение в Высоцкого (2011)
Одна из самых сложных и засекреченных работ в карьере Безрукова — роль Владимира Высоцкого в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Долгое время никто не знал, кто же скрывается под идеальным гримом барда. На площадке актер появлялся уже в маске, а в титрах его имя не значилось. Общественность гадала, строя предположения, и лишь через четыре месяца после премьеры Безруков раскрыл тайну в эфире «Вечернего Урганта».
Для этого перевоплощения была создана уникальная силиконовая маска, над которой около полугода трудился художник Петр Горшенин. Ежедневный грим занимал до четырех часов. Безруков изначально отказывался от роли, понимая ее огромную ответственность, но позже согласился. Он объяснил причину секретности так:
«Не хочу, чтобы мой актерский имидж влиял на образ героя... Здесь Высоцкий — и больше никого. Пусть люди смотрят картину о Высоцком».
Аналитик ФСБ Андрей Рыбин, сериал «Шпион» (2022 год)
Одной из последних больших ролей Безрукова стал образ талантливого аналитика ФСБ Андрея Рыбина в остросюжетном сериале «Шпион». Его герой, уже собравшийся на пенсию, вынужден взяться за последнее громкое дело, которое бросает вызов его профессионализму. Сериал, вышедший на Первом канале, приобрел большую популярность у зрителей и закончился на самой интригующей ноте, оставив задел для продолжения.
Для этой роли Безрукову пришлось серьезно поработать над языком.
Личная жизнь: от бурных лет до семейного счастья
С 2000 по 2015 год Сергей Безруков был женат на актрисе Ирине Безруковой. Пара расписалась во время съемок Сергея в сериале «Бригада». Они долго не могли завести ребенка. Хотя у Ирины до брака с актером уже был сын Андрей, у актрисы не получалось забеременеть. Супруги решились на попытку ЭКО, которая тоже не увенчалась успехом. В 2015 году пара рассталась.
-
Не пропустите
У актера есть внебрачные дети — дочь Александра и сын Иван. Об этом стало известно в конце 2013 года. В одном из интервью Виталий Безруков рассказал, что стал дедушкой. Выяснилось, что матерью детей является петербургская актриса Кристина Смирнова. Пара не обручилась.
В 2016 году актер женился на режиссере Анне Матисон, с которой познакомился на съемках картины «После дороги». В браке с Анной у Сергея родилась дочь Мария. В 2018 году супруги сообщили, что ждут второго ребенка. 24 ноября родился сын Степан. А в 2021 году, в июле, родился третий сын Василий.