Источник: здесь и далее ShutterStock/Fotodom.ru

Столкнувшийся с онкологическим заболеванием человек готов решиться на самые отчаянные меры и довериться любому обещающему ему шанс на излечение болезни. Все это можно понять, ведь когда речь идет о жизни и смерти, все остальные соображения отходят на второй план, логика притупляется, а испытываемый в этот момент пациентом и его родными стресс препятствует выбору оптимальных решений.

Тем не менее, важно понимать, что единственным верным решением при постановке диагноза злокачественной опухоли является обращение к компетентному онкологу. Современная медицина не является всесильной, но она намного более эффективна, чем даже 10 лет назад, и она — и только она — единственный вариант, дающий шанс на излечение, достижение ремиссии (периода времени, когда пациент не получает лечение, а болезнь не прогрессирует), продление жизни пациента и/или улучшение её качества.

Классика и инновации

Современная онкология базируется как на классических, зарекомендовавших себя в течение десятилетий, методах, так и на все более интенсивно появляющихся новых. Однако эти новые, в отличие от методов нетрадиционной медицины, прежде чем стать частью клинических рекомендаций, тщательно оцениваются с точки зрения их противоопухолевой эффективности и безопасности для человека и проходят одобрение регулирующими органами.

Что же может предложить пациенту в настоящее время онколог? Лечение онкологических заболеваний базируется на «3 китах»: хирургии, радиотерапии и химиотерапии (хотя было бы корректно называть ее системной или лекарственной противоопухолевой терапией).

Не пропустите

1. Хирургия

Самый понятный метод, так как используется не только в онкологии. Он может использоваться и как единственный метод лечения, так и дополняться химио- и лучевой терапией, служить задаче радикального удаления опухоли (например, при раке молочной железы или тела матки), или циторедукции (то есть удалению максимально возможного опухолевого объема, например, при раке яичников), или предотвращению смерти человека (например, удаление метастаза в головном мозге), или улучшению качества жизни пациента (или предотвращению его ухудшения, например, при удалении части пораженного позвонка и установке фиксирующей конструкции). При ряде болезней своевременное выполнение хирургического вмешательства дает 85-95%-ный шанс на полное излечение заболевания. Кроме того, хирургическое вмешательство может выполняться с применением смежных методик: эндоскопических, рентген-хирургических, интраоперационной химио- и лучевой терапии.

2. Лучевая терапия (или радиотерапия)

Рак — не приговор: новые методики лечения онкологии

Это целый спектр методик, имеющих в своей основе использование ионизирующего излучения или радиоактивных веществ. Самая распространенная из методик — дистанционная лучевая терапия — предполагает подведение дозы ионизирующего излучения из источника, расположенного на расстоянии от тела человека. Могут использоваться различные виды: гамма-терапия (гамма-нож и устаревшие в настоящее время гамма-аппараты), терапия фотонами (рентген-терапия, линейные ускорители электронов, включая Кибер-нож, томотерапия), электронами, тяжёлыми частицами (протоны и ионы). У каждого из этих подходов есть свои преимущества и недостатки, свое поле преимущественного применения, и грамотный радиотерапевт сможет рассказать пациенту о всех них в подробностях и применительно к его персональной клинической ситуации. Целью подведения ионизирующего излучения к опухолевой клетке является разрушение цепочки ее ДНК, а в случае использования высоких разовых доз, как, например, при стереотаксической радиотерапии/радиохирургии, — и прямое повреждающее воздействие на опухоль и питающие ее сосуды.

Также лучевая терапия может использоваться в виде брахитерапии (когда источник излучения помещается в толщу опухоли, на ее поверхность или в полый орган/ложе удаленной опухоли во время операции), регионарной (когда источник излучения вводится в опухоль через питающий ее кровеносный сосуд) и системной радиотерапии (радиоактивный йод при ряде раков щитовидной железы, радиоактивный лютеций при метастатическом раке предстательной железы, ряд препаратов при метастазах в костях скелета).

3. Химиотерапия в комбинации с новыми методиками

Мы привыкли называть третий подход к лечению злокачественных опухолей химиотерапией — почему же это неверно? Да, действительно, химиотерапия (классическая, то есть основанная на применении цитостатиков) и в настоящее время имеет огромную роль в лечении онкопациентов, а в ряде случаев (чаще при лимфомах и лейкозах) ведёт к их излечению. Однако сейчас, самостоятельно или в комбинации с химиотерапией, используются и другие подходы к системной противоопухолевой терапии: таргетная, гормональная и иммунотерапия.

Таргетная терапия используется либо при определенных видах злокачественных опухолей, либо при наличии или отсутствии в клетках опухоли мутаций в определенных генах. Таким образом, можно сказать, что таргетная терапия является более «адресной», чем химиотерапия, и в среднем, например, лучше переносится пациентом за счет воздействия только на определенные группы клеток в организме, а не на все.

Гормональная терапия сродни таргетной — она также используется при определенных заболеваниях (гормоночувствительный рак молочной железы, рак предстательной железы), либо при наличии соответствующих рецепторов на поверхности клеток опухоли (например, при раке тела матки).

Иммунотерапия — пожалуй, самый интересный из видов системной противоопухолевой терапии. Иммунопрепараты в лечении онкологических пациентов используются давно, но настоящий прорыв случился лишь после начала использования анти-PD, анти-PDL и анти-CTLA препаратов, которые в Российской Федерации были одобрены лишь менее 10 лет назад. Иммунотерапия не убивает опухолевые клетки самостоятельно, однако она делает их уязвимыми для иммунной системы, оказывая влияние на различные так называемые контрольные точки механизма защиты опухолевых клеток от нашего иммунитета. Сейчас появляются показания для применения иммунотерапии при различных онкологических заболеваниях, однако нужно понимать, что она не может быть назначена любому пациенту в любой ситуации — и помочь разобраться в лучшем варианте системной противоопухолевой терапии, включая самые-самые современные, может компетентный, грамотный и заинтересованный в своем деле онколог.

Вопросы, которые стоит задать онкологу на первом же приеме

Рак — не приговор: новые методики лечения онкологии

Чтобы принять правильное решение о лечении онкологического заболевания, важно не только выбрать своего онколога. Это непросто сделать, так как, кроме профессиональных навыков врача, важно наладить отношения, основанные на взаимопонимании и полной согласованности действий между доктором и пациентом. Для этого целесообразно получить перед стартом лечения, а также при любой значимой перемене ситуации второе и третье мнение, которое поможет, во-первых, шире взглянуть на ситуацию, узнать о наличии альтернативных решений проблемы, минимизировать риск ошибки. Во-вторых, важно уметь задавать врачу правильные вопросы. Совершенно понятно то стрессовое состояние пациента, узнавшего об онкологическом диагнозе или о рецидиве/прогрессировании заболевания. Но либо сам пациент, либо кто-то из его близких родственников должен сохранять насколько возможно трезвый ум и хладнокровие, иначе ошибок не избежать.

Пациенту должно быть рассказано о нюансах его болезни и его перспективах, о потенциальном объеме и сроках предстоящего лечения, что позволит спланировать жизнь на ближайшие полгода-год. Также человек должен быть осведомлен о возможных негативных последствиях болезни и ее лечения, что может помочь подготовиться к ним и перенести их существенно легче. В случае, если у пациента есть возможность проходить лечение платно, он вправе узнать, какие преимущества он может получить от платного лечения: возможно, это могут быть оригинальные лекарства, ускоренные сроки выполнения обследований и начала лечения, использование подходов и методик, не включенных в систему ОМС, сервисная составляющая. Если в рамках консультации что-то осталось непонятным или смутило пациента и его родных, необходимо вернуться к этому вопросу и все уточнить — совершенно необходимо выйти с консультации с максимальным багажом информации, что позволит предпринять в дальнейшем правильные шаги.

В настоящее время пациент, особенно владеющий английским языком, может получить определенный объем полезной для него информации на соответствующих сайтах. Это совершенно не должно возбраняться врачом, наоборот, такая информация должна быть проговорена на консультации, однако ни в коем разе не нужно принимать ее как истину в последней инстанции: она может описывать группу пациентов с немного иной клинической ситуацией или найденное исследование с громкими выводами может иметь низкое качество, эти выводы дискредитирующее. А самое последнее, что, конечно, стоит делать, не считая попытки лечить онкологическое заболевание не у врачей, —  это основывать свое лечение на советах других онкопациентов, какими бы благими намерениями они не были продиктованы. Полезной может быть информация других пациентов о врачах, к которым они обращались, но ни в коем случае не о способах лечения!

Онкологические заболевания не всегда прощают совершенные ошибки, поэтому задача пациента и его родственников — минимизировать риск их совершения. Современные возможности медицины позволяют рассчитывать на высокие шансы на излечение большинства таких болезней на ранних стадиях, на существенный шанс на достижение ремиссии или длительный контроль болезни у пациентов с метастатическими формами болезней, существенное улучшение качества жизни у пациентов с болевым синдромом и рядом других симптомов. Главное — не паниковать, не падать духом, выбрать правильный вектор действий, ну и, конечно, найти своего врача!

Рекомендуем