Малыши при любом радостном известии начинают хлопать в ладоши, выражая тем самым свой бурный восторг. Да и в нашем, взрослом мире мы также выражаем аплодисментами свое восхищение игрой актеров или музыкантов, демонстрируем уважение спикерам. Интересно, что хлопки положены в основу многих полезных игр и упражнений, развивающих высшие психические процессы у ребенка.

Хлопать правильно: развиваем взаимодействие между полушариями

Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

„Ладушки”. Сядьте напротив малыша и начинайте: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с ребенком (во втором варианте попробуйте хлопнуть с перекрещенными руками), хлопок, хлопок с малышом «левая — правая», хлопок, хлопок с партнером «правая — левая».

„Хлоп, кулачок”. Руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу. Хлопок в ладоши, удар правого кулака о левую ладонь, хлопок, удар левого кулака о правую ладонь. Усложнение: хлопок в ладоши, удар правой ладони о левый кулак, хлопок, удар левой ладони о правый кулак.

Хлопать правильно: развиваем психомоторную координацию

Ее развитие происходит через обращение к точности, выразительности, произвольности движений; увеличению или уменьшению скорости движений; скорости реакции; чувства ритма.

„Ладошки и кулачки”. Под ритмичную музыку выполняйте вместе с малышом движения в соответствии со стихотворением:
Есть у любого два кулачка.
Хлопнул один по другому слегка:
хлоп — хлоп — хлоп — хлоп.
Ну, а ладошки не отстают,
Следом за ними весело бьют:
хлоп — хлоп — хлоп — хлоп.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются:
хлоп — хлоп — хлоп — хлоп.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются:
хлоп — хлоп — хлоп — хлоп.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали:
хлоп — хлоп — хлоп — хлоп.
А ладошки — баловницы
Тоже не отстали:
хлоп — хлоп — хлоп — хлоп.
(Е. А. Алябьева)

„Медленно — быстро”. Предложите ребенку похлопать ладошками медленно — быстро; громко — тихо; плавно — резко. Затем те же упражнения проделайте с постепенно нарастающей силой (например, от самых тихих до самых громких хлопков) и наоборот.

„Прохлопай ритм”. На листе бумаги нарисуйте несколько схем, в которых точка будет обозначать хлопок, а пробел — тишину (интервал, который нужно выждать). Сначала потренируйтесь с малышом прохлопывать ритм по предложенной схеме, а затем — исполнить ритм только по памяти.

„Повторялки”. Ведущий (взрослый) выполняет простые движения: хлопает в ладоши, по коленям, по плечам, под каждой поочередно поднятой ногой, над головой, за спиной, по ушам. Ребенок повторяет эти движения, стараясь как можно быстрее отреагировать на смену им движений. Темп постепенно ускоряется. Потом поменяйтесь ролями. Эта веселая игра для большой компании. Тот, кто вовремя не заметил смены движения, — выбывает, а игра продолжается, пока не останется победитель с самой быстрой реакцией.

Хлопать правильно: развиваем внимание

Хлопки часто используются в играх с правилами как условный сигнал. Так развивается произвольное внимание, скорость его переключения, слуховое сосредоточение, быстрота реакции.

„Зоопарк”. Предложите малышу на один хлопок ведущего встать на одной ноге как цапля, на два — пятиться как рак, на три — прыгать как лягушка, на четыре — летать как бабочка, на пять — прохаживаться вперевалочку как пингвин.

„Забег”. Хлопки ведущего служат условным сигналом для смены действия: остановиться — продолжить движение — поменять направление — поменять вид движения (например, с ходьбы перейти на бег). Не забудьте про веселую музыку!

Хлопать правильно: развиваем слух

Здесь вариантов игр великое множество, и все они требуют от малыша держать ушки на макушке.

„Не пропусти!”. Ведущий объявляет тему, например фрукты, и зачитывает список из 10 различных слов. Малыш должен внимательно слушать и всякий раз, когда среди слов встретится название фрукта, тут же хлопнуть в ладоши. Если вы развлекаете компанию детей, то игра повторяется на выбывание до тех пор, пока не останется самый внимательный. Каждый раз тема меняется: посуда, одежда, профессии, времена года, дни недели. Более сложный вариант тем: что бывает красного цвета (колючее, сладкое), кто умеет летать, плавать и т. д.

Хлопать правильно: развиваем пространственные представления

Малышам часто сложно осваивать простые понятия, а игры в этом помогают.

„Вверху — внизу”. По вашей команде ребенок хлопает в ладоши перед собой, за спиной, над головой, у пола, справа, слева. В положении стоя, сидя на корточках, лежа на животе и на спине. Взрослый задает темп, вначале медленный, потом с ускорением.

Хлопать правильно: развиваем память

В школе малышу придется многое усваивать на слух. Тренируйтесь!

„Раз — хлопок, два — хлопок”. Взрослый, спрятавшись за ширму, хлопает в ладоши определенное количество раз. Малыш в это время считает и запоминает. Затем выполняет необходимое количество хлопков.

Хлопать правильно: развиваем координацию движений и речь

Логоритмические упражнения способствуют развитию речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, помогают освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости.

„Почувствуй ритм”. Малыш вместе со взрослым каждый слог стихотворения отхлопывает ладошками. Для первых попыток подходит всем знакомое стихотворение Агнии Барто:
И–ДЕТ БЫ–ЧОК, КА–ЧА–ЕТ–СЯ
ВЗДЫ–ХА–ЕТ НА ХО–ДУ…

„По слогам”. При обучении грамоте покажите ребенку, что слова состоят из слогов. Есть слова короткие (из одного слога, например ДЕНЬ) и прохлопать один слог один раз; слова, состоящие из двух-трех слогов (ЛАМ–ПА, КА–РАН–ДАШ) и сделать один хлопок на каждый слог; длинные слова, состоящие из четырех слогов (ВЕ–ЛО–СИ–ПЕД) и прохлопать четыре раза.

Хлопать правильно: развиваем выразительность мимики

Ритмичные упражнения помогают снять утомление, развивают творческое воображение. Их можно включать в комплекс утренней зарядки, после дневного сна, в течение дня в качестве физкультминуток.

Автор стихов — В. И. Ковалько.

Вверх ладошки!
Вверх ладошки!
(Хлопки в ладоши вверху.)
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
(Хлопки в ладоши вверху.)
По коленкам — шлеп, шлеп!
(Хлопки по коленкам.)
По плечам теперь похлопай!
(Хлопки ладошками по плечам.)
По бокам себя пошлепай!
(Хлопки по бокам.)
Можем хлопнуть за спиной!
(Хлопки за спиной.)
Хлопаем перед собой!
(Хлопки перед собой.)
Вправо можем! Влево можем!
(Хлопки в ладоши справа и слева)
И крест-накрест руки сложим.
(Руки скрещиваются на груди.)

Рекомендуем