Тема речевого развития очень часто окутана мифами, домыслами и предрассудками, но что из этого существует на самом деле? Правда ли, что 200 слов к двум годам — это реально? Нормально ли, если ребенок не может построить простейшее предложение в этом возрасте? Есть несколько важных правил и практических советов, которые дает наш эксперт.
Принцип первый и один из главных: малышу должно быть интересно
Для ребенка в раннем возрасте любая познавательная деятельность — это игра. Постарайся все превращать в мини игру, чтобы поддерживать его живой интерес ко всему, что происходит. Вовлекаясь в процессы вокруг, ребенок быстрее начнет озвучивать свои мысли и проговаривать то, что думает.
Принцип второй: провоцируйте ребенка на речь
Нужно создавать для малыша такие условия, в которых промолчать просто невозможно! Начинай с жестов. Но помни, что останавливаться на них нельзя. Проси ребенка озвучивать свои желания. Разговаривать нужно не только во время ваших занятий, а постоянно. Говори обо всем, что делаешь: о прогулке в парке, о завтраке, как одеваетесь, какая погода за окном.
Принцип третий: ребенок подражает взрослому
Малышу нравится все повторять за мамой и папой. Это поможет ему и скорее заговорить! Вы можете играть в куклы, закатывать мяч в ворота, да все, что угодно. Главное: вместе! И не забывайте проговаривать все, что делаете и ждать, пока малыш сделает то же самое. Ему важно и интересно сделать «как мама или папа», и еще — сказать об этом.
Принцип четвертый: развивайте речевой слух!
Речь — на самом деле, лишь вершина развития. И, чтобы говорить, твой малыш должен слышать тебя и понимать. Это зависит как от физической способности различать звуки, так и от навыка речевого слуха. Речевой слух — это понимание связи между звуком и смыслом. Постепенно ребенок учится не только дифференцировать звуки, но и соотносить с процессами вокруг, понимать просьбы, осознанно строить слоги и слова, ощущая их смысловое назначение. Начальным упражнением может стать простая игра с погремушкой!
-
Не пропустите
Принцип пятый: надо правильно дышать!
Дышать действительно нужно уметь «правильно». И этот навык тоже приобретается. Поэтому для развития речи контроль за дыханием также очень необходим. Воздух – «строительный материал звука». Если научить ребенка правильно, размеренно дышать, ему будет легко говорить. В этом хорошо поможет пение любимых песенок!
В дальнейшем твой малыш будет автоматически тренировать речевое дыхание, то есть правильно сочетать вдох и выдох. Иногда, если необходимый навык не формируется вовремя, специалист может посоветовать специальную дыхательную гимнастику.
Принцип шестой: помни о мелкой моторике!
Когда ребенок учится делать что-то ручками, у него в голове формируются новые нейронные связи. А без этого не может быть нормального развития. Так что не забывай про мелкую моторику!
И будет еще лучше, если все игры у вас будут сюжетными: рисуйте, лепите, делайте аппликации и оживляйте их, придумывайте истории героям.
Принцип седьмой: помни о том, чего делать не стоит!
• Не требуй! И не желай слишком многого и сразу! Это не поможет. Или сделает еще хуже.
• Нет гаджетам! Планшеты, телевизоры, телефоны и другая техника нужны в меру.
• Не лишай мотивации! В семьях со сверхвнимательными родителями дети теряют желание говорить – ведь их и так понимают!
• Не сюсюкай! И не «ломай язык». Ты же помнишь? Ребенок повторяет. И повторяет абсолютно все. И пока вы таешь от умиления, он теряется в догадках: как же ему общаться с этим миром?
• Не жди! Если ты видишь, что у малыша что-то не получается, помоги ему! И если ты не можешь решить проблему сама, обратись к специалисту. Разные проблемы выглядят одинаково — ребенок молчит. Но определить причину и по-настоящему помочь может именно специалист.
Принцип восьмой: нормы не придуманы врачами!
Они «подсмотрены» у природы, и собраны воедино специалистами, чтобы родители могли правильно и вовремя оценить развитие малыша.
Важно, что речь начинается не с первого «мама», а с первого крика! В первые три месяца.
3 месяца
• Крик малыша должен быть разным; когда хочет кушать – это один; когда просто соскучился по маме – другой;
• Ребенок должен реагировать на звуки и искать их источник;
• У малыша появляется первая в жизни улыбка.
3-6 месяцев
• Появляется долгожданное гуление. Со временем оно станет лепетом. И кстати, если гуление это просто протяжные гласные: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы. То лепет — это слоги. Бабаба, мамама — это все он! А еще: у малыша появляется смех!
6-9 месяцев
• Лепет становится разнообразнее и не должен угасать! Кажется, что ребенок почти «разговаривает».
• Малыш начинает играть в потешки: это «ладушки», «птички полетели», «ку-ку». Это шаг к первым осознанным слогам! Если малыш играет, значит, понимает твою речь.
• Понимает простые просьбы и вопросы, например, Где мама? Где папа? Дай ручку! Нельзя!
• И да! Ребенок реагирует на свое имя.
1 год
• Малыш говорит первые слова! Если два месяца назад лепетное «мамамама» ничего не значило, то сегодня мама – это обращение именно к вам!
• Частые слова: это баба, дядя, на, дай, бах, ко. И не обязательно «кошка» — сейчас можно просто ко или кока. А «пи» может значить и папу, и пить, и пуговицу! В год это примерно 10 подобных слов.
Внимание! Если малыш продолжает изъясняться только жестами и при этом много капризничает — обратитесь к специалисту!
2 года
• Ребенок понимает двуступенчатую инструкцию: Возьми кошечку! Поиграй с ней!
• Появляется первая простая фраза! Мама, пить! Мама, иди! Чу пи! Дай мяч! пусть не вполне верная, но фраза!
• Словарный запас ребенка составляет практически 200 слов.
Но важно понимать, что это за слова. Конечно, нам сразу представляется список взрослых сложных существительных и глаголов из словаря Ожегова. Но это не совсем так.
Вначале это могут быть «облегченные» слова, например, киса, ава, мумука, и такие словоформы как «гуять» вместо «гулять», «коват» вместо «кровать», «сяпка» вместо «шапка» и т.д. Постепенно «облегченных» слов становится все меньше, «бай-бай» заменяется взрослым «спать», «бибика» - «машиной». Скорее, конечно «масиной», но кто-то скажет это слово сразу!
Внимание! Если к 2-м годам у ребенка нет простой фразы — обратитесь к специалисту!
3 года
• Появляются причинно-следственные связи. Например: «я не ем суп, потому что вы его неправильно сварили!»
• Предложения становятся развернутыми. Малыш может любую мысль выразить словами!
Конечно, все дети индивидуальны, и возможны незначительные отклонения по срокам.
И самое главное: не забывайте хвалить малыша! Не упускайте его маленькие победы. Пусть они станут и вашими!