Четырехлетняя Лида любила, сидя на коленях у бабушки, рассматривать ее серьги. Золотые каплевидные украшения привлекали девочку блеском маленьких красных камней. Иногда, когда бабушка их снимала, она аккуратно брала одну сережку, подходила к зеркалу и прикладывала к своему уху.
В такие моменты ей почему-то очень хотелось крутиться и, как мама говорила, выпендриваться.
В один из вечеров, когда семья собралась в гостиной, чтобы посмотреть что-нибудь интересное по телевизору, Лида снова залезла к бабушке на колени и занялась своим любимым делом — играла с сережками.
Вот когда я умру, они тебе достанутся, — улыбнувшись, сказала внучке пожилая женщина.
Лида уже не раз слышала это слово «умру», то от бабушки, то от деда. Да и мама с папой иногда их произносили, когда приходили с работы. Обычно они говорили: «Проще умереть, чем вечером на метро до нашего Жулебино доехать».
Лида думала, что «умереть» это что-то хорошее. Что-то, о чем все мечтают, ведь оно явно сделало бы жизнь приятнее. Поэтому, когда Лида снова услышала от бабушки это слово, она радостно спросила: «Ба, а когда ты уже умрешь?»
Непростая тема
Эта небольшая забавная история — подводка к серьезной теме, которую взрослым важно донести до своего ребенка. Для детей слова «смерть» и «умру» носят абстрактный характер. Они не понимают их значения.
Героиня моего рассказа, четырехлетняя Лида, еще не сталкивалась с потерей кого-то из близких, поэтому ее размышления едва ли можно взять за основу. Однако ее ровесники или дети постарше, столкнувшиеся со смертью в своей семье, навряд ли будут так безоблачно реагировать на слезы взрослых и похороны.
В такие моменты важно не упускать из виду их реакцию, не игнорировать вопросы и не откупаться общими фразами.
Говорите, как есть
Ребенок испытывает страх от непонимания, почему мама и папа, а также другие взрослые вокруг него плачут или сидят с заплаканными лицами. На физиологическом уровне он считывает, что происходит что-то нехорошее, но что именно — не знает. Такой букет эмоций может ввести малыша в оцепенение.
Еще больше непонимания возникнет, если кто-то из родителей, отвечая на вопросы своего чада, скажет, что все нормально и ему незачем беспокоиться. Психологи отмечают, что такая родительская забота лишь ухудшает эмоциональное состояние ребенка.
Поэтому важно в такие моменты говорить малышу правду. Вранье всегда плохо работает, а в данном случае еще и порождает множество страхов.
Не бойтесь говорить о смерти без завуалированных оборотов («улетел на небо», «отправился в дальнее плавание» и тому подобное). Опираясь на возраст ребенка, объясните ему как можно понятнее, что такое смерть. Не демонизируйте ее.
Смерть — это всегда эмоционально напряженное событие. Его не следует скрывать от ребенка, но постарайтесь оградить его от сильных потрясений.
Чтобы помочь малышу 3-5 лет осознать, что такое смерть, обязательно скажите: «Когда человек умирает — это навсегда, он не вернется». Чтобы облегчить грусть от расставания, расскажите малышу, что он всегда может вспомнить о хороших моментах, которые он провел с умершим близким человеком или любимым домашним животным.
Не опережайте соответствующие вопросы ребенка. Он должен сам инициировать этот разговор. Иначе разговоры о смерти могут навредить хрупкой детской психике: вызвать страхи, травмировать. Отвечайте на вопросы спокойно и тактично.
Дайте проститься
Если в вашей семье случилось горе — умер кто-то из близких родственников, которого знал ребенок, — не лишайте его возможности проводить родного человека в последний путь. Можно предложить сыну или дочери поехать вместе со взрослыми на кладбище, если он захочет — берите.
В дороге или заранее терпеливо отвечайте на все его вопросы. Помогите ребенку понять, что смерть — это часть естественного цикла жизни. Чтобы облегчить понимание, расскажите о продолжительности жизни бабочек или деревьев. О том, что каждому живому организму отведено определенное время на Земле.
Говоря о смерти, не употребляйте такие слова, как
Вдобавок ребенок будет думать, что смерть не окончательна и что «ушедший» родственник когда-нибудь придет. Также малыш может начать переживать, когда маме или папе действительно нужно будет куда-то отлучиться по своим делам.
Реакция детей старше 5 лет
Дети старше 5 лет могут совершенно непредсказуемо реагировать на смерть. Часто бывает, что после разговора на соответствующую тему они уходят и спокойно продолжают заниматься своими делами, оставляя в недоумении родителей, которые ждали более эмоциональной отдачи.
Здесь важно не идти за ребенком, чтобы еще раз повторить и «лучше донести». Поверьте, он понял все с первого раза.
Когда он справится с этим, то сам придет и, если захочет, задаст все интересующие его вопросы, на которые не нашел ответы, будучи наедине с собой.
Часто дети возвращаются к этой теме в разговоре перед сном, так как он ассоциируется у них со смертью.
Нередко бывает, что вопросы о смерти дети предпочитают задавать не родителям и родственникам, а чужим людям. Например, учителю. И здесь причина не в недоверии, а в том, что школьнику кажется, что человек, не испытывающий семейную скорбь, может дать более объективные ответы.
-
Не пропустите
Тревожные звоночки
В течение месяца у ребенка могут появляться признаки скрытой тревоги. Она, как правило, выражается в проблемах с засыпанием, нежелании слушаться и нормально есть. Если такое поведение сохраняется больше месяца, и вы видите, что ребенок стал замкнутым, не хочет ходить в школу, но и дома себя чувствует неважно, то не думайте, что это пройдет само.
Инициируйте доверительную беседу или обратитесь к детскому психологу. Будьте внимательны к ребенку, пережившему потерю.
Личный пример
Помочь ребенку справится с переживаниями можно и нужно личным примером. Родителям не следует бояться проявлять эмоции — пытаться быть «железными». Тогда и ребенок будет знать, что выражать грустить и оплакивать потерю — это право каждого. И это не плохо и не стыдно.
Взрослые не должны скрывать и пытаться делать вид, что все в порядке. Наоборот, она обязаны в этот период максимально заботиться о себе, о своем психологическом состоянии. Ребенок, глядя на такое бережное и чуткое отношение к собственным эмоциональным процессам, поймет, что если ему плохо, то он должен уделить себе внимание, а не игнорировать плохое самочувствие.
Резюмируя, отмечу, что, несмотря на все вышесказанное, родители вовсе не обязаны делать точь-в-точь. Каждый ребенок уникален, как и каждая семья.