Источник: кадр из фильма «Большой папа»

Ребенок рождается совершенно беспомощным, к концу первого года он уже ходит, к 3-м годам говорит, к 7-ми читает, в 20-25 кто-то делает научные открытия, которые меняют мир. Сценарий развития человека от пеленок до взрослой жизни примерно одинаков у всех.

Почему так происходит? Мозг человека – это продукт разработки природы и общества последних двух с половиной миллионов лет. Логика развития мозга в течение жизни – это результат эволюции, который записан в генах, древняя генетическая программа, которая защищена от множества ошибок как самого индивидуума, так и его окружения.

Другими словами, природа придумала механизм развития психики человека, который жестко и четко обеспечивает развитие высших психических функций схожим образом у всех. Возрастные периоды развития психических функций также одинаковы у большинства, и мы не встретим нормального человеческого ребенка с другой программой развития психики:

От рождения до трех лет у ребенка активно развивается моторика, и он осваивает основной набор двигательных навыков. Примерно с 6 лет начинается активное развитие когнитивных функций (мышление, память, внимание). Это база для освоения знаний, накопленных человеческой цивилизацией. 

К 7 годам формируется эмоциональная система: ребенку становятся доступны основные человеческие эмоции, со всеми оттенками переживаний. В дальнейшем будет только количественное накопление опыта, но качественно эмоциональная система уже не поменяется. 

Второй по важности фактор развития ребенка — внешняя среда. Что мы от него ожидаем? Плавать, кататься на велосипеде, играть в мяч или метать копье? Будут развиваться именно те навыки, к которым идет запрос извне. На каком языке заговорит ребенок? На том, на котором с ним разговаривают. Грубо говоря, чему учим, то и формируется. 

Итак, есть две основные силы, определяющие развитие мозга и психики ребенка:

  • генетическая программа и
  • внешняя среда.

Для нормального и успешного развития ребенка важно, чтобы эти силы были равнонаправленными и поддерживали друг друга. Иначе говоря, запрос извне должен поддерживать генетическую программу.

У мозга есть четкая логика развития психических функций. Вначале развиваются базовые и эволюционно более древние функции — зрительное и слуховое восприятие, моторика, затем эмоциональная сфера, и в самом позднем периоде — когнитивные функции: речевое мышление, чтение, письмо, произвольные внимание и память. Базовые, рано созревающие функции становятся основой для формирования более поздних навыков. Например, в основе пространственных представлений лежит схема тела.

То есть у ребенка вначале формируется образ собственного тела (руки-ноги-голова, что где находится и как используется), потом — образ внешнего пространства (комната, двор, улица), и лишь потом, на основе образа реального пространства, можно выстраивать проекционные представления (рисунок, чертеж, схема). И если в звене формирования образа тела по разным причинам произошел сбой, то проекционные представления выстраивать будет крайне сложно, в некоторых случаях просто невозможно. 

Для активного развития каждой функции есть определенный возрастной период – ни до него, ни после этого происходить не будет. Например, речь развивается в промежутке от 2 до 6 лет. Если в этот период ребенок не заговорил, то в дальнейшем научить его разговаривать будет крайне сложно. Этот период в психологии называется сензитивным для развития той или иной функции. Очень важно, чтобы в сензитивный период были созданы благоприятные внешние условия (вот он, второй фактор развития — среда) для наилучшего развития ребенка.

Один из основных принципов развития детской психики — своевременность. Другими словами, жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы поддерживать развитие функций как раз в сензитивный (благоприятный) период. Тогда формирование мозговых механизмов, обеспечивающих психические функции, будет происходить максимально эффективно.

Если мы выстраиваем внешнюю среду ребенка таким образом, что пытаемся развивать не свойственные для данного возраста навыки, то в результате получаем «двойное зло»: навык, который должен развиваться в этот период, не развивается должным образом, потому что энергия мозга оттягивается на формирование другого, не свойственного данному возрасту, мозгового механизма. Этот механизм не формируется должным образом, потому что мозг еще (реже — уже) не готов к развитию той функции, к которой происходит запрос. 

Часто встречающийся перекос — раннее обучение чтению (в 3-4 года). Нормальный мозг созревает к освоению чтением не раньше 5 лет. Имеется в виду чтение и понимание прочитанного. В 3-4 года с трудом можно надрессировать ребенка складывать буквы в слоги и простые слова, но смысл текстов, которые он прочитал, останется ему недоступен. Но 3-4 года — это сензитивный период для развития активной устной речи, эмоций и социальных навыков. Для этого необходимо активное игровое взаимодействие со взрослыми и детьми, отработки бытовых ролей (игра в дочки-матери, во врача, в магазин).

Если вместо этого ребенок сидит и читает, развитие эмоциональной сферы оказывается в дефиците, и к семи годам, когда пора идти в школу, наш малыш будет читать, но не будет уметь нормально общаться с детьми. Формировать навыки общения в 7 лет уже сложно, ведь сензитивный период для формирования базы социального взаимодействия – от 3 до 7 лет. Поэтому в 7 как раз надо учиться читать и писать, и мозг готов к этому, и эти навыки даются легко. А в 4 надо сидеть в песочнице, общаться с такими же детьми, дружить и обмениваться игрушками. 

Мы хотим, чтобы наши дети были «здоровые и умные», но не всегда понимаем, как этого добиться, что в каком возрасте развивать, как создать идеальные внешние условия для того, чтобы заложить надежную базу для дальнейшего развития. Как не противоречить природе с одной стороны, и соответствовать быстро меняющемуся современному миру — с другой. 

В последующих статьях мы рассмотрим особенности развития  в разных возрастных периодах, сензитивные периоды для основных функций и распространенные мифы о детском развитии.

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен