Источник: Unsplash (@chuttersnap)

После трагедии в Казани мы много говорим о безопасности школ и пытаемся понять, мог бы охранник или учитель предотвратить нападение. Однако подобные разговоры — это лишь попытка «лечить» симптом, а не бороться с «болезнью».

В чем причина подростковой агрессивности, к каким последствиям она приводит и можем ли мы предотвратить подобные ситуации?

Справка

11 мая 19-летний Ильназ Галявиев расстрелял учителей и школьников казанской гимназии №175. В результате девять человек погибли, еще 23 пострадало. После задержания Галявиева арестовали на два месяца. 

Корни проблемы

Все подростки агрессивны. И это совершенно нормально. Причины такого поведения лежат в двух плоскостях:

1. Биологическая

Источник: Unsplash (@bantersnaps)

В ее основе — влияние гормонов, перестройка и особенности работы головного мозга в пубертат. В крови подростка буквально бурлит гормональный коктейль, в который в том числе входит тестостерон, ответственный за агрессивное поведение. При этом префронтальная кора, которая отвечает за логику и рациональные решения, еще недостаточно развита, поэтому подросток не может контролировать себя и вспышки агрессии.

2. Социальная

Она включает социальное окружение в школе, отношения с родителями и братьями или сестрами, если они есть. Если ребенка не принимают в школе и у него нет друзей за ее пределами, если в семье гнетущая и неподдерживающая атмосфера, то он становится более склонным к проявлению агрессии. Строгое воспитание и жесткий контроль со стороны семьи тоже приводят к протесту и агрессивному поведению.

Последствия агрессии

Стоит отметить, что агрессия сама по себе неплохая и нехорошая. Это одно из естественных состояний человека, которое помогало ему выжить. Проблемой агрессия становится тогда, когда человек не умеет управлять этой эмоцией и использовать ее конструктивно. Агрессия может проявляться конструктивно и деструктивно.

Агрессия, направленная на себя (аутоагрессия)

Источник: Unsplash (@jeswinthomas)

Очень часто в семьях, где есть запрет на негативные эмоции, а родители подавляют детей и контролируют каждый их шаг, ребенок быстро понимает, что нельзя проявлять агрессию. Но она в любом случае требует выхода. И тогда ребенок направляет ее на себя. Он физически или психологически причиняет себе боль.


Проявлениями такой агрессии становятся: 

  • негативные установки,
  • отсутствие веры в себя и свои силы,
  • низкая самооценка,
  • замкнутость.

В крайних случаях такая агрессия переходит на физический уровень: ребенок намеренно причиняет себе вред — ударяется о какие-то предметы, например, бьется головой о стену, режет кожу, щиплет себя до синяков и так далее. Аутоагрессия намного опаснее обычной агрессии. Она тихая, часто незаметная, но может стать причиной большой трагедии. Однажды ребенку может надоесть терпеть, и его злость переместится с себя на внешний мир.

Агрессия, направленная на других

Достижение результата — это один из немногих конструктивных выходов для агрессии. Поэтому ребенка, который часто ведет себя не сдержанно, нужно обязательно отдать в спорт. Занятия, например, скалолазанием, рафтингом или исторической реконструкцией помогут ему выплеснуть свои эмоции. При этом он всегда будет под присмотром тренера. Родителям следует поощрять именно такой выход агрессии. 

Как понять, что ребенку нужна помощь

В норме о проблемах ребенка мы узнаем до того, как ситуация выходит из-под контроля — он собирает бомбу, планирует самоубийство или другой способ причинить физический вред обидчикам. Но к сожалению, не каждый родитель обладает нужными психологическими знаниями, чтобы понять, что ребенку нужна помощь.

Чек-лист, который поможет понять, что ребенок подавляет агрессию и находится на грани срыва:

  • Ребенок не идет на контакт и на все вопросы отвечает односложно или общими фразами.
  • Любое критическое замечание вызывает слезы или вспышки агрессии, ребенок хлопает дверью и не хочет ничего обсуждать.
  • Ребенок предпочитает носить закрытую одежду с длинными рукавами даже в жаркую погоду.
  • Ты замечаешь у него синяки и порезы, происхождение которых он не может объяснить.
  • У ребенка часто без видимых причин меняется настроение, но чаще он подавлен и сердит.
  • Он старается вызвать негативные эмоции у других и провоцирует конфликты.
  • Ты замечаешь признаки пассивной агрессии — он избегает прямого общения, отрицает гнев, не выполняет взятых на себя обязательств (например, говорит, что уберет в своей комнате, но не делает этого).

Сами по себе эти признаки необязательно говорят, что ребенок подавляет агрессию. Однако они могут стать тревожными звоночками, на которые стоит обратить внимание и принять меры профилактики.

Работа на опережение

Вот основные правила:

  • Не бывает плохих эмоций
    Ребенок не видит разницы между собой и своими эмоциями, поэтому когда мама или папа говорят, что злиться — плохо и неправильно, малыш считает плохим и неправильным себя. Чем больше мы его ругаем, тем больше он убеждается в своей правоте и рано или поздно приходит к выводу, что, если ты все равно плохой, то можно вести себя, как хочется.
  • Эмоциями нужно управлять, а не подавлять
    Подавление эмоций — не лучшая стратегия в работе с ними. Чем больше мы их подавляем, тем больше проблем получим в итоге. Подавление гнева приводит к психосоматическим заболеваниям и аутоагрессии. Кроме того, если периодически не выпускать пар, рано или поздно его станет так много, что агрессия переходит на другой уровень и станет опасной не только для ребенка, но и окружающих его людей.
  • Научи ребенка проявлять эмоции экологично
    Дети из-за незрелости коры головного мозга не могут силой воли управлять собой и своими эмоциями. Они плачут и злятся, могут драться и кусаться. Нам, родителям, нужно научить ребенка проживать эти эмоции экологично, ведь они ранят не только окружающих, но и его самого.
    — Вначале покажите ребенку, что его эмоция нормальна, и вы любите его, несмотря ни на что. 
    — Обязательно проговаривайте, что он чувствует: «Ты злишься из-за того, что у тебя не получилось / ты не получил того, что хотел». Ребенок должен знать, что это нормально.
    — Позже, когда малыш научился распознавать эту эмоцию, учите его экологично проявлять ее. Бить подушки или игрушки — не лучший вариант. Лучше покричать в специальный пакет злости или заняться любой физической активностью — приседать или бегать, пока вся злость не закончится.
    — Также можно рисовать злость, а потом разорвать ее на мелкие кусочки. По мере роста и взросления ребенку все реже придется прибегать к таким «костылям»: он сможет заранее понимать, что с ним происходит и купировать приступы злости.
  • Направляй ребенка
    Если вы видите, что ребенок склонен к агрессии и злости, найдите ему подходящее занятие. Не стоит отдавать его в бокс. Это может усилить агрессию. Лучше выбрать активные виды спорта типа футбола. Также, когда ребенок подрастет, вы можете подобрать ему кружки по интересам: театр, исторической реконструкции, рисования или лепки.
  • Не дави на ребенка и делегируй ему возможность принимать решения
    Это очень тонкий момент. С одной стороны, ребенок не всегда может принять верное решение и понять, что ему действительно нужно. С другой — если мы будем принимать все решения за него, не будем учитывать его мнение, склонности и интересы, то рано или поздно ребенок будет бунтовать. Мы должны давать ему право выбора в соответствии с возрастом и ментальными особенностями. Это не значит, что мы потакаем всем его желаниям. Это значит, что ребенок вполне может решить, что он хочет есть на ужин или в какой футболке ему идти в детский сад. Чем старше ребенок, тем большую зону ответственности мы на него перекладываем.

Источник: Unsplash (@chuttersnap)

С поправкой на возраст эти правила работают и с подростками. Да, это может казаться глупым или неуместным, когда вы проговариваете эмоции со взрослым ребенком. Но это поможет ему лучше понимать себя и справляться со сложными ситуациями.

Как вести себя в экстрим-инструкция, или как работает алгоритм «Беги, прячься, бей»

Источник: Unsplash (@mclee)

Обязательно проговори с ребенком, как вести себя в экстремальных ситуациях. Никакая охрана не помешает стрелку ворваться в школу. Ребенок должен знать, что делать. Это не перестраховка, а здравый смысл. Мы же рассказываем детям, как вести себя с незнакомцами или что делать в случае пожара. Тут — то же самое.

В американских школах детей учат алгоритму «Беги, прячься, бей». Расскажем о нем подробнее.

  • Беги
    Объясни ребенку, что если есть возможность, он должен постараться покинуть здание и убежать от стреляющего/нападающего как можно дальше. Пусть он не беспокоится о вещах. Намного важнее оказаться в безопасности и сообщить о случившемся.
  • Прячься
    Если не удается покинуть помещение или стрельба ведется на открытом пространстве, объясни ребенку, как найти укрытие. Им может быть что-то очень толстое и надежное — например, каменная стена или большое дерево. Прятаться в шкафу или за партой ненадежно.
  • Бей
    Если не получается спрятаться, нужно дать отпор нападавшему. Дети должны понимать, что если их много, а преступник один, то они могут попробовать физически обезвредить его. Для самозащиты подойдут любые  тяжелые предметы. Например, огнетушитель. Действовать в этом случае нужно организованно: один старается отобрать оружие, другой — обезвредить противника.

Читайте также
Вас может заинтересовать