Какие виды манипуляций встречаются в детском возрасте
Разбор 6 самых распространенных детских манипуляций
— Вас часто мучает чувство вины
— Испытываете чувство бессилия
— Все время жалеете своего ребенка, а он во всем ищет негатив
— Чувствуете злость и бессилие одновременно
— Ребенок часто врет и переводит стрелки на родителей
— Вам кажется, что ваш ребенок — центр Вселенной
Психологическая манипуляция — это поведение, направленное на достижение выгоды в одностороннем порядке. Если говорить о детях, то сознательное манипулятивное поведение начинается примерно в старшем дошкольном возрасте. До этого манипуляции чаще всего носят бессознательный характер.
- В основе бессознательных манипуляций лежат механизмы, основанные на повторяемости и удаче, ведь ребенок все время пробует и проверяет границы родителей.
- В основе сознательных манипуляций лежат механизмы, увиденные у родителей, в мультиках, сказках, на площадке и т.д.
Какие виды манипуляций встречаются в детском возрасте
В детском возрасте самыми распространенными являются следующие манипуляции:
- Истерики.
- Манипулирование чувством любви.
- Демонстративные отказы и уходы от просьб.
- Манипулирование плохим самочувствием.
- Торговля («ты мне это, я тебе это»).
- Манипуляция чувством вины после развода родителей.
- Противопоставление одного члена семьи другому.
- Вранье или утаивание и т.д.
В психологии известно около 160 разновидностей манипулятивного поведения ребенка. На примере некоторых манипуляций мы рассмотрим признаки того, как ваш ребенок может вами манипулировать.
Разбор 6 самых распространенных детских манипуляций
1. Вас часто мучает чувство вины
Если после разговора или взаимодействия с ребенком вы испытываете чувство вины и не можете найти выход из ситуации, так как чувствуете, что остались виноватым, то, скорее всего, здесь речь идет о манипуляции.
В приведенном примере взрослым трудно освободиться от вины, так как при таких самообвинениях сложно взять ответственность за что-то конкретно. Хочется охватить все и сразу.
Как действовать в такой ситуации: Нужно признать и отпустить, что в этой ситуации и, возможно, по сравнению с другими родителями вы можете быть «плохими». Главное — не зацикливаться на этом. Также, чтобы не поддаться внушению чувства вины необходимо придерживается правил и ценностей, которые полезны для ребенка и ценны для вас самих.
2. Испытываете чувство бессилия
Чаще всего взрослые ощущают бессилие в общении с детьми при скрытых манипуляциях.
Как они проявляются:
- ребенок не делает того, что просит его родитель,
- уходит от контакта,
- делает вид, что то, что говорит взрослый ему не интересно или он не может это сделать и т.д.
У взрослого в этот момент может возникнуть чувство бессилия. Он, возможно, еще раз или несколько попробует попросить что-то сделать ребенка, но тот с большой долей вероятности проигнорирует все просьбы и вновь уйдет от контакта. После, как правило, взрослый все делает за ребенка.
В этом случае можно сказать: «Какой неблагодарный ребенок! Его просят, для него все делают, а он в ответ — ничего!». Но проблема здесь не в ребенке. Виной всему неправильное поведение родителя.
Провоцирование детьми чувства бессилия называют манипуляцией слабым местом взрослого. Это очень распространенный прием среди детей. Такое поведение может привести к раннему развитию депрессивных состояний, к тревожным расстройствам, социофобическим явлениям и т.д. Более того, если постоянно идти на уступки своему чаду, то он вырастет с убеждением, что можно ничего не делать, не заботиться о родителях и доме. У таких детей со временем пропадает желание что-либо делать как для себя, так и для других.
3. Все время жалеете своего ребенка, а он во всем ищет негатив
Когда ребенок приходит в слезах после драки в школе, жалуется на обзывания в школе и детской площадке, первая реакция родителя — подойти пожалеть. И это правильно — выразить сопереживание. Но такое поведение допустимо только, когда подобное происходит в первый раз. Однако если аналогичные ситуации повторяются, а взрослый только и делает, что жалеет свое чадо, не пытаясь разобраться в ситуации и найти из нее выход, то это тревожный знак. .
Дети быстро улавливают связь между вниманием к себе и тем или иным своим поведением. В данном случае они берут на вооружение жалобы и негативный настрой.
Манипулятивные фразы, которые часто используют младшие школьники и подростки:
- «Все плохо: солнце, дождь, школа, улица и т.д.
- «Друзья плохие, одноклассники жуткие, учителя вообще изверги, уроки — плохо».
- «У меня не получится, зачем делать? Я не хочу идти или заниматься чем-то, потому что уже 100 раз делал и не получилось».
- ребенок перестает ходить в школу,
- перестает общаться со сверстниками («они же все плохие, ограниченные, общаться не с кем..»),
- может перестать делать уроки.
Потом все это распространяется на другие аспекты жизни, и взрослеющий ребенок, не научившись справляться с трудностями в детстве, оказывается бессильным перед обстоятельствами.
4. Чувствуете злость и бессилие одновременно
В таких случаях дети могут говорить фразы наподобие этой: «Вы мне ничего не разрешаете, а бабушка хорошая, все разрешает: мультики, интернет, сладкое». То же самое ребенок может проделывать в отношении мамы, говоря о папе, и наоборот. Иными словами, вместо бабушки может фигурировать любой близкий родственник или тот человек из окружения, сравнение с которым точно сможет задеть одного из родителей.
Поэтому такая манипуляция называется «вбить клин между». Такие слова ребенка могут пробудить во взрослом сразу два негативных чувства:
- злость, так как родитель прекрасно понимает, что им манипулируют;
- бессилие, которое возникает от сравнения.
5. Ребенок часто врет и переводит стрелки на родителей
Отсутствие честности и искренности у самих родителей, а также нежелание взрослых идти на откровенный разговор со своим чадом может привести к тому, что ребенок начнет вести себя также. Дети в этом случае бьют по слабому месту родителей, например, такими фразами: «Мне говорите, что обманывать нельзя, а сами врете» или «Я такого не обещал».
Также это может проявляться в ситуациях, когда у вас опускаются руки, а ребенок, не внимая замечаниям, продолжает все делать намеренно плохо, чтобы в следующий раз его больше ни о чем не попросили.
Если хотите вырастить в ребенке ответственность, участие и сотрудничество, то сначала проанализируйте то, как сами справляетесь со своими задачами. Только после этого переходите к разговору с ребенком — к обсуждению его зоны ответственности, интересов и предпочтений, а также о тех чувствах, которые возникают у вас. По окончании беседы дайте ребенку какое-то задание и понаблюдайте за тем, как он отреагирует на поручение.
6. Вам кажется, что ваш ребенок — центр Вселенной
Такое мышление допустимо только в первые годы жизни ребенка, ведь сначала все подчинено режиму дня крохи и удовлетворению его потребностей. Но подобное всемогущество ребенка должно продолжаться примерно до года-1,5 лет. После нужно постепенно показывать малышу, что мама — не его собственность. Что она также нужна папе, бабушке с дедушкой и главное — себе.
Показывая своим поведением детям, что в этом мире все люди важны и у каждого есть свои потребности, родители учат их видеть, различать чувства и нужды — свои и чужие. В последующем, когда ребенок усвоит эту информацию, его будет проще обучить взаимодействию с социумом, делать выбор и нести ответственность за него.