Источник: Unsplash (@mparzuchowski)

Общение —  неотъемлемая часть нашей жизни, в любом возрасте. Процесс общения включает в себя не только речевую коммуникацию, но и взаимодействие внутри какой-либо деятельности. Согласно науке психогенетике, на формирование личности и характера человека влияют 5096 генетических факторов. Все они могут изменяться под влиянием окружающих условий и факторов. Особенно реактивно это происходит у детей.

Источник: Unsplash (@jeswinthomas)

В связи с тем, что семья — это первый институт общения для ребенка, то он первым делом перенимает опыт окружающих его взрослых: мамы, папы, дедушки, другой значимой родни. Что касается общения со сверстниками, то оно начинается на детской площадки во дворе. При этом сам малыш может еще плохо ходить и сидеть в коляске. Коммуникация происходит посредством общительных мам, которые помогают своим детям обратить друг на друга внимание.

Взрослея, ребенок уже сам учится взаимодействовать с другими детьми. В этом случае родители должны выступать в качестве советчиков. Им нужно объяснять познающему мир ребенку, почему не стоит ругаться из-за игрушки, а более старшему чаду — помочь разобраться в непростой для него ситуации, которая произошла на перемене или во время прогулки в детском садике. 

Самые распространенные показатели трудностей адаптации в коллективе у детей: 

  • Плохое настроение после сада или школы.
  • Нежелание выходить гулять.
  • Увлечение гаджетами, играми.
  • Обвинение других детей в различных проблемах.
  • Ябедничество.
  • Быстро отказывается от кружков и секций, объясняя это тем, что не понравилось.

Три фактора, от которых зависит развитие сферы общения

1. Темперамент

Источник: Unsplash (@jonathanborba)

Темперамент определяет то, как человек действует и реагирует на окружающую реальность, как он готов с ней взаимодействовать. Известный факт, что есть такие определения темперамента как экстраверт и интроверт. Первый обозначает человека общительного, второй — замкнутого. Во взрослом человеке могут проявляться оба эти вида. Все зависит от обстоятельств и выполняемых задач.

Но с детьми все обстоит иначе. До поступления в школу, а чаще и до подросткового возраста, ребенок не успевает развить в себе навыки самовоспитания, самообразования и уж тем более самоанализа. Будем честными, не все взрослые могут похвастаться подобными заслугами. Поэтому родителям важно отслеживать поведение своего чада.

  • Если у вас растет экстраверт, значит, у него высокая потребность в общении. Ее обязательно нужно удовлетворять, иначе могут возникнуть проблемы. 
  • Если же, наоборот, ваш школьник предпочитает уединение и сторонится новых знакомств, то нужно уважать границы юного интроверта и не доставлять ему психологический дискомфорт. 

Знание темперамента своего ребенка может быть очень полезным для родителей. Это поможет лучше понимать, почему ребенок поступает так, а не иначе; направлять его, правильно мотивировать на достижение целей, решение проблем. Не лишним будет для родителей иметь знания и об особенностях своего темперамента, чтобы более гармонично выстраивать отношения.

2. Самооценка

3. Соответствие окружению

Уровень умственного развития, а точнее его соответствие той среде, где общается ребенок, также может повлиять на формирование характера. 

Давайте рассмотрим небольшой пример из практики. На приеме были родители с мальчиком 5 лет. Ранее невролог поставил ребенку диагноз «неврозоподобное состояние», а одной из жалоб родителей было то, что их сын не общается со сверстниками. После изучения анамнеза (совокупности всех сведений) — условий жизни и развития ребенка, а также его окружения— стало понятно, что причина проблемы кроется в уровне интеллектуального развития мальчика. Он был намного умнее своих одногодок.

В 5 лет он, в отличие от своих ровесников, уже не только бегло читал, но и владел математикой начального школьного уровня. Ему просто было не интересно с ребятами в соответствующей группе детского сада. Мальчик тянулся к ребятам старше, а те его отвергали и даже обижали.

Также неврологические и психоэмоциональные симптомы проявляются под воздействием синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Яркие признаки подобного расстройства: плохая адаптации в учебе, нарушения в поведении и общении. 

Как помочь ребенку, не травмируя его еще больше

1. Не торопитесь давать советы

Если вы заметили в поведении ребенка любой из выше перечисленных признаков, не нужно паниковать, действовать по наитию и уж тем более отчитывать и акцентировать внимание на его недостатках. Так вы только усугубите ситуацию. Лучше сначала обсудить все со специалистом, поискать причины проблемы. При этом, даже если вы поймете, что подтолкнуло ваше чадо к такому поведению, не спешите давать ему конкретные советы. Это не всегда продуктивно. 

Источник: Unsplash (@kellysikkema)

Детям довольно сложно реализовать наши взрослые посылы. Работа родителей должна заключается в поиске своих ошибок в воспитании, в познании своего ребенка, в том числе с помощью специалиста. Есть психологические приемы, диагностика которых подскажет, в каком направлении работать. Например, многомерная оценка детской тревожности позволяет выявлять ее степень по 10 направлениям, в их числе и отношения со сверстниками, родителями и учителями.

Постепенное изменение формата отношений в семье, работа с самооценкой ребенка, с развитием его личности будут оказывать прямое влияние на его способности коммуникации с людьми. Когда он будет интересен себе, уверен в своих силах, способностях, научится уважать себя и других у него обязательно появятся друзья. И главное — не забывайте слушать своего ребенка, внимательно слушать. Чтобы он чувствовал и понимал, что его проблемы и интересы — это не ерунда.

2. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к педагогам

Что касается родителей, то многие из них либо слишком заняты своими делами, либо боятся своими расспросами и попытками повлиять на ситуацию испортить отношения с педагогом и навлечь на себя и своего ребенка «гнев и предвзятое отношение» педагога. В итоге всех этих действий и бездействий страдает школьник. Ребенок или не находит поддержки и защиты, или просто не знает, как и у кого ее просить. 

Очень важно, чтобы у ребенка были доверительные отношения с воспитателями и учителями. Это поможет ему чувствовать себя в безопасности. Если вы видите, что ребенку трудно в школе, найдите время, договоритесь о личной встрече с педагогом. Важно действовать очень аккуратно. Поэтому, чтобы сохранить конфиденциальность предложите учителю конкретные решения проблемы.

Также уделите внимание ребенку, объясните ему, что нет ничего ужасного в том, чтобы просить помощь тогда, когда она тебе нужна. И расскажите к кому можно обращаться за подмогой, когда вас нет рядом. Такое участие поможет вашему ребенку понять, что он не один, что он всегда может найти поддержку. Так ему будет легче справиться с трудностями не только в отношениях с ребятами, но и в учебных делах. Да и в дальнейшей жизни тоже. 

3. Свобода выбора

Дружба и первая любовь являются обязательной частью взросления. Ребенок общается с тем, с кем ему интересно самому или с тем, кто разделяет его интересы. Поэтому важно, чтобы он чувствовал себя свободными в выборе друзей. Да, на этом пути могут встречаться разочарования и ошибки, но не нужно пытаться «подстелить солому» везде. Родителям стоит очень аккуратно подбирать слова, давая оценку ситуациям. Если вам не нравится компания друзей ребенка или, наоборот, вы хотите подружить его с кем-то конкретным, не нужно делать это, используя весь свой родительский авторитет. Не надо показывать сыну или дочери, что только вам решать, с кем им общаться.

4. Интересы ребенка

Источник: Unsplash (@noguidebook)

В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) дети чаще всего заводят себе друзей спонтанно — в группе детского сада или на детской площадке у дома. Такая дружба не всегда длится долго. В процессе взросления у ребенка появляются конкретные интересы и увлечения. Это может быть спортивная секция, театральный кружок, компьютерная сетевая игра, музыка и так далее. Чаще всего на почве общих интересов и складывается настоящая дружба.

Поэтому отнеситесь с уважением к интересам своего ребенка, даже если они вам кажутся не серьезными или даже «вредными». Особенно это касается компьютерных игр. «Сетевые друзья» не менее важны, таковы реалии. Поддерживайте, старайтесь понять, вникнуть, а может, при необходимости грамотно их скорректировать, направить в конструктивное русло. Если ребенок пока не имеет интересов или не может определиться с хобби, помогите ему. Опирайтесь на его умения и возможности.

5. Начните с себя

Большинство жизненных ситуаций может изменить ежедневный труд человека над самими собой. Если ребенок видит, как меняется и действует его родитель, он обязательно начнет вести себя также. Иными словами, своевременное решение трудностей в общении и обязательное участие в этом родителей — залог успешного будущего ребенка.

Проблемы в коммуникации с людьми могут ограничить многие возможности развития и реализации ребенка в будущем. Подготовить, отпустить во взрослую жизнь гармонично развитого и счастливого человека — мечта практически каждого родителя.

Вас может заинтересовать