Как начинали Никитины

Игра «Сложи квадрат» используется в Японии как тест при приеме на работу. Но с ней может справиться и малыш пяти лет! «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам», — считает Лена Алексеевна Никитина. Вот уже восемь лет, как не стало ее мужа, Бориса Павловича, вместе с которым они придумали оригинальную методику детского развития и вырастили по ней своих семерых детей. Их дело продолжает жить — в родительской практике многих россиян, в 24 внуках Никитиных. Домашний спорткомплекс, развивающие игры с детьми — сейчас этим уже никого не удивишь. А ведь начинали все в нашей стране именно они.О педагогах Борисе Павловиче и Лене Алексеевне Никитиных заговорилив 50-х годахдвадцатого века. То, как они воспитывали своих детей, было слишком непривычно и тогда просто шокировало многих. Малыши, едва научившись ходить, бегали зимой по снегу босиком, в одних трусиках. Залезали под самый потолок на гимнастические снаряды, «опасно» висели вниз головой. И ведь росли они на удивление здоровыми и сильными!Кроме того, дети очень рано начинали читать, считать, разбираться в чертежах, географических картах, помогать родителям по дому. В школе перескакивали через классы, значительно обгоняя своих сверстников по интеллекту и сообразительности.

Ранний старт и здоровье

«Было время, — пишут в своей книге «Мы и наши дети» Никитины, — когда нас пугали: дети ваши из болезней не будут вылезать, а в школе им будет трудно учиться. И всеиз-за того,что слишком уж странными, непривычными казались многим наши методы воспитания, наш образ жизни».Шли годы, дети подрастали, а страшные прогнозы не сбывались. Болели они редко, простуды им были не страшны, а инфекционные болезни переносили легко, чаще всего без процедур и лекарств. Годам к трем они становились крепкими, сильными и ловкими. И в школе им было совсем не трудно: учились в основном на «четыре» и «пять», школу заканчивали раньше срока. Косые взгляды сменялись доброжелательными улыбками, а недоумение и раздражение — интересом.На самом деле Никитины сделали одну простую вещь. Они перевернули представления о семейном воспитании на 180 градусов. Все, что обычно беспокоит нормальных родителей (проблемы послушания, дисциплины), их вроде бы совершенно не волнует. Они утверждают, что с детьми надо заниматься. Есть время, нет времени — не важно. Развесьте по стенам плакаты, географические карты, приобретите спорткомплекс. Занимайтесь постоянно, чтобы дети развивались умственно, нравственно и физически. И тогда вместо непослушания в центре внимания окажутся проблемы нравственные. А они и есть самые главные.

Сказочные возможности

В основе никитинской педагогики лежат их удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Они чувствовали, как делать правильно, и не боялись доверять себе. Например, своих новорожденных детей Никитины не пеленали еще тогда, когда жесткое пеленание было не только повсеместно принято, но о другом даже и не мыслили. Кормили малышей только по требованию, а не по часам, в том числе ночью. Они не вводили прикорм до первого зуба. Кроме того, примерно до года малыши спали вместе с мамой. Только в наше время эти и многие другие правила входят в норму, а тогда они считались либо ненужными, либо вредными для ребенка.По мнению Никитиных, новорожденный приспосабливается именно к тем условиям, в которых он оказывается после рождения. Принято, чтобы в доме была стерильность и поддерживалась постоянная температура. Между тем, изучая обычаи многих народов, Никитины выяснили, что новорожденный выдерживает и жару, и свирепый холод. И ему хоть бы что!— Во время бодрствования и кормления Никитины держали детей голенькими или в одной распашонке при температуре+18—20°С.Только для сна в комнате мама заворачивала их в тонкую пеленку, а для сна на воздухе — по погоде (например, в теплое шерстяное одеяло при температуре ниже −5°С).— Мама перед сном согревала своей рукой стопы крохи, если они прохладные, и заворачивала ножки в теплую пеленку. Терморегуляторы организма таким образом включаются в работу, поскольку во сне температура окружающей среды+32—34°С(комфортная), а проснулся — прохладная. Перепад температуры составлял10—15°Скаждый день и по нескольку раз. В такой обстановке дети почти не подвержены простуде. Кроме того, они больше двигаются, а в грудном возрасте, чем быстрее совершенствуются движения, тем успешнее развивается интеллект.— Когда малыши начинали ползать и ходить, они, как правило, были одеты в одни трусики. Это — лучшее из всех средств закаливания. Босые ножки быстро и точно реагируют на изменение температуры окружающей среды, а синие пяточки — показатель того, что термоадаптивные реакции нормальны. Дети Никитиных бегали босичком по снегу и очень удивлялись, почему некоторых людей это шокирует. Их часто спрашивали, что делать, если ребенка постоянно кутали, он привык к ста одежкам, но часто болеет, и родители хотят начать его закаливать. Совет: Если вы начали водные обтирания и обливания, но при этом на прогулку снаряжаете своего ребенка по-прежнему как на Северный полюс, а дома боитесь лишний раз открыть форточку и не снимаете с него колготок и теплых рубашек, то толку от такого закаливания не будет. Закаливание должно быть не довеском, не добавкой к повседневному распорядку дня, а коренным изменением всего образа жизни. Приблизьте его к более спартанскому.

На ошибках учимся

Вот еще советы Никитиных по уходу и воспитанию малышей до 1 года.

  • Развивайте ребенка физически. Например, просовывайте пальцы в сжатые кулачки и тяните на себя. Когда будет готов — поднимайте. Месяца в три прикрепите в кроватке деревянную палочку так, чтобы кроха лежа мог до нее дотянуться.
  • Как только малыш начал ползать, пустите его на пол, чтобы был простор для движений, а для исследований — больше предметов. Не пользуйтесь «ходунками» — ребенок должен научиться рассчитывать на себя.
  • Не кормите детей насильно, доверяйте матушке-природе: пусть едят сколько хотят.
  • У ребенка должен возникнуть собственный опыт. Можно ради этого даже немножко обжечься. Так малыш учится быть осторожным.
  • При встрече с большой опасностью, где применение «малых доз» невозможно (поезд, автомашина, открытое окно в квартире), не пускайтесь в рассуждения и объяснения, а изобразите испуг. Проявляйте опасение и осторожность гораздо большую, чем обычно, чтобы малыш видел образец поведения в данной ситуации.
  • Запрещаячто-торебенку, строго говорите ему «нельзя», но тут же предлагайте, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно». Запретов должно быть немного, но четких, и их надо соблюдать всем.
  • Разрешайте играть во «взрослые игрушки» — кастрюли, кружки, ложки, карандаши и бумагу.
  • Постарайтесь забыть выражения: «Не трогай!», «Не лезь!» и т. п. Не бойтесь, что малыш что-нибудь испортит или сломает. Он познает мир, самостоятельно развивается, занимает активную жизненную позицию.
  • Оборудуйте в квартире спорткомплекс. Сами Никитины отдавали предпочтение спорткомплексу Скрипалева.

Своевременное начало

Первый год жизни — год «запуска» здоровья, силы и способностей ребенка. Борис Павлович Никитин открыл закон необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей — НУВЭРС. Суть его в следующем. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем с большим трудом он развивается. Поэтому, лишив ребенка своевременного и полноценного развития в младенчестве и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его на всю жизнь на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий результат. Вот почему важно, чтобы условия опережали развитие. Тогда оно будет своевременным, а вовсе не ранним.

Создаем условия

Не ставя себе целью научить своих детей всему как можно раньше, Борис Павлович и Лена Алексеевна старались создать условия для развития их способностей — по возможностям и желаниям. Никитины писали: «Наблюдая за детьми, мы заметили, что у них развиваются те стороны интеллекта, для которых у нас были условия, опережающие само развитие. Допустим, ребенок еще только начинал говорить, а у него уже были среди прочих вещей и игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые, проволочные буквы и цифры».Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, таблицы -сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).Важный момент: родители сами должны пользоваться всем этим, увлеченно играть теми же счетами, кубиками, висеть на турнике и т. д.Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до верхней планки своих возможностей и постепенно поднимает ее все выше и выше.Каковы же основные принципы, которыми руководствовались Никитины?

  • Легкая одежда и спортивная обстановка в доме. Спортснаряды входят в повседневную жизнь с самого раннего детства, становятся для ребят средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.
  • Свобода творчества детей во время занятий. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребятишки занимаются столько, сколько захотят, сочетая спортивные занятия с любыми другими видами деятельности.

Наследие Никитиных

Никитины написали много книг, ставших настольными для миллионов семей в разных странах:«Ступеньки творчества, или Развивающие игры»,«Детство без болезней»,«Мы, наши дети и внуки,«Мама или детский сад» и другие.В Германии создан «Институт Бориса Никитина», в Японии развивающими играми вот уже третье десятилетие пользуются во многих дошкольных детских учреждениях. Работы Никитиных выдержали более 20 переизданий в Германии, Японии, издаются в 11 странах мира.

В Ваш блокнот

  • Спортивный комплекс Скрипалева — сайт: www.skripalev.ru.
  • Где купить никитинские интеллектуальные игры и книги
  • Школа развития личности «Крепыш», телефон для записи:(495) 470-89-91,с 20.00
  • до 21.30, Владимир Степанович.
  • Магазины «Маленький гений»:
  • Москва,
  • Б. Козихинский пер., 6,
  • тел.:(495) 291-21-47;
  • Санкт-Петербург,
  • ул. Марата, 86а,
  • ТЦ «Планета Нептун»,
  • тел.:8 (812) 331-02-93;
  • Барнаул, ул. Шумакова, 46,
  • ТЦ «Лидер»,
  • e-mail:litgen_barnaul@mail.ru.
Рекомендуем