Почему нам, родителям, так нравится смотреть вместе с детьми мультсериал «Маша и медведь», где маленькая егоза все время дергает доброго мишку: «Миш, ты спишь? Поиграй со мной! Поиграй со мной!» Уж очень жизненные в нем сценки! За каждой мамой с утра до вечера бродит маленький «хвостик», который с той  же интонацией твердит: «Поиграй со мной!» И редкая мама, расставляя на ковре кукол или машинки, втайне не мечтает последовать примеру мультипликационного медведя и спрятаться под кровать, чтобы выкроить минутку тишины. «Когда же ты научишься играть самостоятельно?» — вопрошаем мы. Скоро! Но с нашей помощью. Итак, как и чем занять ребенка?

Чем занять ребенка: учим играть самостоятельно

1. Задайте тему.

Как тут не вспомнить гениального Леонова, одной фразой превратившего обыкновенный завтрак в детском саду в космическую трапезу? Мама может делать то же самое. Достаточно объявить утром, что вы проснулись в берлоге, замке фей или королевском дворце и отныне будете вести себя так, как того требуют обстоятельства. Ребенок с радостью позволит вовлечь себя в процесс «королевской» жизни, завтракая по правилам этикета, читая сказки про принцев и принцесс и придумывая, из чего бы сделать корону. Маме остается лишь давать подсказки, когда у крохи иссякает фантазия.

2. Распределите роли.

Иногда достаточно назначить ребенка на «новую должность», чтобы улучить заветные двадцать минут, а то и час свободного времени. «Отныне ты Золушка, а я злая мачеха. Вот тебе запачканный золой передник и тарелка, в которой перемешаны горох и кукуруза. Если не разберешь, не попадешь на бал!» Реквизита требуется всего ничего, а удовольствие обеспечено. Назначайте ребенка королем, а себя придворным поваром и отправляйтесь на задания. Если «король» вызовет вас раньше времени, напомните, что «очень сложно отыскать упитанных куропаток в лесу, а потом приготовить их», и снова удаляйтесь в «пампасы».

3. Говорите на одном языке.

Используйте язык игры, чтобы объяснить малышу, что вам нужно время для себя. «Меня вызывает Юпитер, поэтому я ухожу в другую комнату говорить по межгалактическому телефону», «Гномы-невидимки убежали в теплые края, теперь придется варить суп самостоятельно», «Играем в молчанку: кто первым скажет слово, тот проиграл!». Все эти фразы помогут ребенку понять, что мама скоро освободится, а пока нужно немного подождать.

4. Придумайте новый способ связи.

Помните, как в «Мишкиных рассказах» Носова герои купили телефон и не на шутку увлеклись игрой? «Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шепотом разговаривали — все было слышно». Подобное развлечение придется по вкусу любому ребенку. Можно приобрести рации, использовать радионяню, оставлять друг другу послания в почтовом ящике (который легко сделать из картона и прикрепить к входной двери).

5. Давайте поручения.

Нужно найти пять красных предметов, а теперь — три круглых; разложить светлые носки в одну стопку, а темные — в другую; посчитать, сколько цветочков нужно полить… Если доступно объяснить правила игры, ребенок с удовольствием будет их выполнять.

6. Делитесь взрослыми вещами.

Все то, что составляет вашу повседневность, кажется малышу удивительным и непривычным. Показывайте, как вы пользуетесь тем или иным предметом, и давайте детям возможность попробовать сделать что-то самостоятельно. Готовите пирог? Выделите дочке миску и венчик, чтобы взбить яйца с сахаром. Стираете белье? Дайте малышу тазик, налейте в воду немного детского шампуня и вручите носовой платок для стирки. Пишете письмо? Найдите красивую почтовую бумагу, ручки и помогите составить послание. Конечно, обучение займет время, но радость от совместных занятий покрывает издержки.

7. Меняйте игрушки.

Ребенку, как и взрослому, надоедает пользоваться одними и теми же вещами. Распределите все игрушки по нескольким коробкам и оставляйте в детской по коробке на неделю, остальные же убирайте в шкаф. По истечении времени меняйте одну коробку на другую. Также можно создать тематические коробки: сегодня — день доктора, значит, малыш получает набор врача, завтра — день кулинара, выдается пакет с формочками для печенья и чашками-блюдцами. Если у друзей есть дети-ровесники, обменивайтесь игрушками.

8. Создавайте игровые зоны.

Вы уверены, что у вашего ребенка есть необходимое пространство для игры? Часто бывает так, что кроха просыпается утром и видит, что все игровые принадлежности сложены в коробки и убраны, это означает, что незаконченное вчера строительство рыцарского замка нужно начинать заново, что уже совсем не так весело. Создайте «уголок свободы», в котором малышу будет дозволено оставлять игрушки на следующий день. Выделите и рабочую зону. Это может быть столик, на котором собраны все рабочие материалы: пластилин, раскрас­ки, кисти, карандаши, чистые листы бумаги, картонные куклы с нарядами, детали конструктора. На кухне стоит выделить малышу место в одном из кухонных ящиков и сложить туда сенсорные коробочки с крупами и макаронами.

9. Вдохновляйте ДЕТЕЙ.

Моей дочке требуется вдохновение на новую игру примерно раз в полчаса. Если не помочь ей придумать занятие, она так и будет целый день слоняться за мной со скучающим видом. Но стоит прочитать сказку (а еще лучше не только прочитать, но и помочь проанализировать, разобрать характеры героев), как дальше дочка охотно придумывает свои игры на основе прочитанного или услышанного.

10. Готовьтесь заранее.

„Давай ты немного поиграешь один?” — предлагает мама. „Давай, а во что?” — отзывается ребенок. И мама оказывается в тупике. Хорошо бы составить список подсказок и носить его с собой. В мой список входят такие простые развлечения на скорую руку, как „пускать солнечных зайчиков с помощью зеркала” или „мастерить бумажные самолетики”. Нужный реквизит, конечно, приходится держать под рукой.
Еще лучше создать „мешок экстренных развлечений” на случай, когда нужно срочно занять и отвлечь ребенка. В мешок можно сложить фонарики, калейдоскоп и прочие интересности. Эффективным решением будет и разложить свертки с сюрпризами по квартире, после чего зашифровать их местонахождение на карте.
В идеале стоит с вечера составлять список игр и развлечений на завтра.

11. Приготовьте сюрприз.

Очень просто организовать ролевую игру, правильно расставив игрушки. Например, вечером, когда малыш ляжет спать, соберите один из старых конструкторов и поставьте рядом с кроваткой, чтобы утром кроха сразу включился в процесс. Подобным образом можно рассадить кукол за столиками, приготовленными к чаепитию, сделать из кубиков гаражи для машинок.

12. Придумайте праздник.

Объявляйте каждый день каким-нибудь праздником и изобретайте способ отметить событие. Если фантазия подводит, воспользуйтесь специальными сайтами, благодаря которым вы узнаете, что 13 ноября отмечается День собирания ключей и монеток (можно сделать из картона денежное дерево), 17 декабря — День ванных флотилий (помогаем не сесть на мель корабликам из скорлупок ореха). А в День тропинок 12 февраля оставляем следы на снегу и прокладываем новые маршруты с помощью семечек или конфетти.

Все о развлечениях малышей читайте в разделе «Детские игры»

Чем занять ребенка: исключите некоторые фразы

Есть фразы, произносить которые мамам и папам, мечтающим приучить детей к самостоятельности, не стоит
„Запомни, черные стремятся активизировать свое пешечное превосходство на ферзевом фланге. Я пойду, а ты думай над следующим ходом…”
„Мама занята. Посмотри мультфильм/поиграй за компьютером”.
„Давай купим тебе сто двадцать первый альбом с наклейками? Будешь тихонько сидеть в детской, а я пока займусь своими делами”.
„Нечем заняться? Вымой полы и приготовь обед!”
„Если посидишь тихо десять минут, получишь сюрприз… Хорошо, шоколадку. Нет, сон ночью не считается!”
«В твоем возрасте я уже читала Шекспира/свободно переводила с китайского языка/самостоятельно изучала геометрию».

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен