Не такие, как мы
Кроме того, представители чужой национальности имели и отличную от нашей культуру, и другой образ жизни. Если они хотя бы частично не совпадают с нашей, то отторгаются на подсознательном уровне. Нам чужие ценности кажутся дикими, неприемлемыми, варварскими. Усугубляет непонимание и пропасть между нами и то, что мы говорим на разных языках. Как можно договориться или узнать кого-то, с кем мы даже двух слов сказать не можем?
С эпохой глобализации и развитием Интернета этническое разнообразие пришло к каждому. Даже к тем, кто этого не хотел и никогда не интересовался другими культурами. Нам говорят, что
Такое расчеловечивание приводит к тому, что представитель другой национальности становится объектом для нападок и насмешек со стороны других людей.
В особо запущенных случаях такая травля переходит в настоящую дискриминацию: людям определенной национальности отказывают в работе, выгоняют из институтов, не разрешают учиться в школе.
Как предотвратить травлю на национальной почве: подсказки психолога
В идеале работа с травлей должна начинаться до того, как она возникнет. Мы не будем воспринимать чужаков врагами, если научимся понимать и принимать их культуру.
Если среди наших знакомых много людей разных национальностей и дети с детства видят культурное разнообразие, то вероятность того, что они будут к другим относиться враждебно, уменьшается.
Второй момент — это знакомство с разнообразием народов мира и их культур. Для этого можно смотреть национальные фильмы и мультики, читать сказки, историю, ходить в этнографические музеи, пробовать блюда разных кухонь и даже проводить тематические занятия в детских садах и школах. На таких уроках воспитатель вместе с детьми может изучать основы других культур, рассматривать национальные костюмы, рисовать узоры и так далее. Это поможет лучше понять других.
Это не значит, что мы должны показывать детям только другие культуры. Изучение собственной также поможет быть более толерантными.
Еще один важный момент — научить детей отличать поступок от человека и его качеств. В этом поможет литература, фильмы и книги. Смотрите, читайте, а потом обсуждайте героев, их поведение и мотивацию.
Если ребенок стал жертвой травли на национальной почве, необходимо поступать так же, как и во всех остальных случаях буллинга:
- Оказать ему поддержку и заверить, что ты поможешь ему справиться с ситуацией. Не говори, что ребенок должен терпеть или пытаться изменить себя. Национальность — это то, что принадлежит нам с рождения, и то, что мы не можем выбрать.
- Обратись к педагогу в школе или детском садике и обсуди с ним эту ситуацию. Опиши ситуацию и попроси его помочь тебе справиться с проблемой. Запишись на прием к директору или заведующей.
- Если педагог не реагирует, нужно идти дальше и обратиться к вышестоящему руководству. Обсуди с ними ситуацию и предложи решить ее совместными усилиями. Напиши заявление в управление или министерство образования, если школа или детский садик не готовы решить проблему.
- В крайнем случае переведи ребенка в другое образовательное учреждение и после перевода совместно с педагогами организуйте мероприятия по предупреждению травли.
Дети не могут самостоятельно выйти из буллинга. Им обязательно нужна помощь взрослых — педагогов и родителей.
Также можно придумать внешкольные или внесадиковые мероприятия, которые помогут детям лучше узнать друг друга, например, организовать совместные походы в музеи или на пикник.