Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870—1952) впервые начала применять свою методику с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. «Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» — поразилась Мария и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система — одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?

Все дело — в среде

Вот самый главный принцип метода Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный список пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя — помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие. В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.

Личное пространство

В подготовленной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как, например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя. Ведь в группах Монтессори дети не сидят за партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.Если в материале, каждый из которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга. Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогают младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы — это ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает свои хаотичные представления о мире. В специально подготовленной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.

Коротко о главном

Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики.Во-первых,это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.Второе — это роль учителя. Главное место в Монтессори-пространстве принадлежит ребенку. А учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями крохи. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться вверх по лестнице саморазвития в своем собственном темпе. Самостоятельность — это залог успешной и счастливой жизни.Ольга Немцова, консультант — Евгения Ткачева, директор Монтессори-Центра «Волшебный ребенок»

Жизненная практика

В первую очередь — это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома. А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справитьсяс этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов — все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракций. Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики — автоматический контроль ошибок.

Сенсорное развитие

В области сенсорного развития ваш малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостаетв реальной современной жизни:с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус,обоняние, слух, а также имеетпрекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития — поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логичнои точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.

Математическое развитие

Обучение математике также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой.Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет — все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Область языкового развития

Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост.Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас,познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможетесделать и в домашних условиях.

Космическое развитие

Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира — и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Занимаемся дома

Конечно же, приобрести полный комплект Монтессори-материалов под силу лишь детскому центру или детскому саду — простым родителям этого не потянуть. Однако, если вам нравится методика, а возможности ходить в специализированный садик нет — не расстраивайтесь. Дело в том, что соблюдать основные принципы этой педагогической системы вы можете простой организацией быта. Потребуется лишь потратитькакое-токоличество времени и сил, но не сомневайтесь — все это впоследствии окупится сторицей! Итак, с чего же начать?Прежде всего помните, что вся мебель в комнате вашего малыша должна быть легкой и обязательно соответствовать его росту (не стоит, как это любят делать многие родители, запасаться мебелью «навырост»).Понадобятся стол и стульчик, которые ребенок сможет использовать во время домашних занятий, а также полка, до любой части которой ему будет легко дотянуться и на которую удастся поставить материалы для работы. Не забывайте простую истину: малыши нередко чувствуют себя в нашем взрослом мире буквально как лилипуты в стране великанов: многие предметы, представляющие интерес, совершенно недоступны для них.Потому проявите уважение к своему маленькому умнику — и тут же увидите, насколько важны эти, на первый взгляд кажущиеся вам непринципиальными, детали.Найдите не только отдельное место для индивидуальной зубной щетки и полотенца (повторимся, все это желательно разместить в ванной комнате на уровне роста ребенка), но и определенный уголок в доме, где будут лежать маленькие губка, тряпочка для вытирания пыли, веник и совок.Не бойтесь доверять своему ребенку различные домашние дела, даже если уборка после его «работы» занимаеткакое-товремя — с этим придется мириться. Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу.А теперь мы приведем несколько простых упражнений для занятий с ребенком дома, которые потребуют от вас минимальных денежных вложений и приготовлений.Однако для успеха дела все же стоит соблюдать некоторые несложные, но очень важные правила.uПрежде чем вы начнете заниматься, выберите для материалов одно и то же место, приучая ребенка к порядку.uВо время показа, или презентации, выражаясь научным «монтессорианским» языком, используйте минимум слов и движений — дайте малышу возможность самому делать открытия, изучая свойства предметов.uБудьте терпеливы — ведь то, что кажется таким легким для вас, не обязательно так же тривиально и просто для3-летнегоребенка.Нельзя забывать, что основная роль Монтессори-учителя состоит в наблюдении. Вполне естественно, что первым вашим побуждением в том случае, если у малыша что-либо не получается, будет вмешаться: «Дай я тебе покажу, как правильно!»Потерпите, позвольте ребенку доделать упражнение.uПредоставьте малышу право самому выбирать те или иные материалы для работы и продолжительность занятий с ними, совершать сколько угодно повторений и заканчивать работу в любое время.Однако для выработки навыков самодисциплины нужно попытаться объяснить ребенку, что упражнение следует закончить, прежде чем отнести материал на место.

Пересыпание риса

(от 2,5 до 5 лет)Цели упражнения:развитие мускульной координации, умение аккуратно переливать из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах.Вам понадобится:небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным рисом; тряпка для вытирания стола.Презентация:uпоместите все перечисленные предметы на стол, а затем назовите их и действия с ними («стакан», «кувшин», «пересыпать» и т. д.);uодной рукой аккуратно возьмите кувшин за ручку, а другой — стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него рис; а теперь пусть ребенок поработает сам — постепенно все получится.Когда ваш малыш достигнет совершенства в пересыпании риса, можно уже будет переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому налить себе молока или сока из кувшина в стакан.

«Сияющие ботинки»

(от 3 до 5 лет)Цели упражнения:научить ребенка заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развить у него координацию и сноровку.Вам понадобится:газета, пара ботинок, крем для чистки обуви, щетка и тряпка.Презентация:uрасстелите газету на полу;ucпециальной щеткой тщательно удалите грязь с ботинок;uдержа левой рукой ботинок, правой нанесите крем, повторите то же самое с другим ботинком;uдайте высохнуть крему на ботинках, в это время аккуратно закройте крышку на креме;uтряпкой отполируйте ботинки до блеска; теперь предоставьте малышу возможность самому позаботиться о своей обуви.

Рекомендуем