Источник здесь и далее: eleonora_os, Africa Studio, kittyfly, Sergey Novikov/stock.adobe.com

Никто не хочет быть родителем ребенка с особенностями, не планирует этого, когда представляет себя отцом или матерью. Все рассказы о том, что особое родительство — счастье и избранность, — сладкая и подлая ложь. Сначала это всегда больно. Больно первые дни, когда узнают о диагнозе. Первые месяцы, годы… 

Все, что постороннему взгляду кажется таким легким, дается огромным трудом: первое слово, первая ложка каши, отправленная в рот самостоятельно, первая собранная пирамидка. И одно из самых тяжелых испытаний для родителей особенных детей — взгляды, реплики, шепот и пересуды за спиной. Отсаживающиеся в транспорте и комментирующие про «рожающих уродов». Качели эмоций от всепоглощающей любви к своему ребенку, такому беззащитному и нестандартному, но все равно самому лучшему на свете, до яростного раздражения. Слезы от усталости и собственного бессилия. Это длится не один день. Не неделю. Годы!

Не упустить момент

С какого возраста имеет смысл обращаться к специалистам? Оптимальный возраст для первой диагностики, если что-то беспокоит, даже если нет конкретных жалоб, но смутно кажется, что с ребенком что-то не то, он отстает в развитии или развивается как-то не так, — год. Далеко не всегда можно в этом возрасте поставить точный диагноз, но предположить наличие или отсутствие некоторых проблем и задержки развития — уже вполне реально. Постарайся найти возможность включить ребенка в систему динамического наблюдения у нескольких специалистов (динамическое наблюдение — это когда специалисты осматривают ребенка через определенные промежутки времени, например раз в полгода, в течение длительного периода). Идеальный набор для всесторонней диагностики — невролог, психолог, логопед и дефектолог. 

Более-менее точная диагностика возможна с 3 лет — в этом возрасте уже можно установить выраженные задержки интеллекта и речи, аутизм, различные генетические синдромы (если они не были выявлены раньше). Несколько особняком стоит детская шизофрения. Предположить вероятность ее развития можно уже в 5 лет, однако окончательный диагноз ставится в 11 лет (начало пубертатного периода).

Когда бить тревогу

Аутизм, шизофрения и не только: как на ранних стадиях распознать, что с ребенком что-то не так

1. В 2 года ребенок так и не начал говорить

Речь представлена отдельными звуками или слогами, которые не соотносятся с конкретными людьми или предметами: например, слоги ма-ма-ма, па-па-па не являются обращением к родителям, ребенок произносит их безотносительно к ситуации, словно играет звуками, а не когда хочет обратиться, позвать. Не нужно поддаваться на уговоры, что «подождите, заговорит сам». Дело в том, что чем позже ребенок начнет говорить, тем больше вероятность, что к речевой задержке присоединится интеллектуальная, связанная с тем, что ребенок не говорит, не задает вопросы, не может полноценно взаимодействовать с окружающими, а значит, недостаточно познает окружающий мир (так называемая «вторичная задержка развития»). 

В случаях тяжелых нарушений речи, интеллекта, коммуникации без помощи специалистов ребенок может заговорить уже после 7 лет. Или не заговорить совсем. Но в любом случае чем позже ему начнут оказывать помощь, тем большая работа предстоит и тем неблагоприятнее прогноз. Малыша гораздо проще научить говорить еще и потому, что у него нет длительного опыта «молчания», а вот если ребенок молчит до 10–11 лет, он находит альтернативные методы общения с окружающими (жесты, рисунки, отдельные звуки и т. д.), и переключить его на речь очень трудно. Потому что всю систему общения приходится ломать и строить заново, к чему ребенок обычно не готов ни психологически, ни физически. 

2. Речь начала развиваться, а затем произошел регресс

Ребенок замолчал (сразу, либо речь «рассыпалась» постепенно), регрессировали навыки самообслуживания и коммуникации (перестал смотреть в глаза, отвечать на улыбку, игры стали более примитивными). По срокам это может совпасть с какими-либо прививками, может возникнуть после тяжелой болезни с высокой температурой, стресса, травмы или вовсе «на пустом месте», когда родители не могут вспомнить никакой конкретной причины. Вывод один: если ребенок замолкает и словно начинает «замирать» или «двигаться назад» в развитии и за месяц так и не восстанавливается до прежнего уровня — медлить с поиском специалиста нельзя. То же относится и к детям более старшего возраста — от 5 лет: если ребенок постепенно перестает общаться, снижаются его успехи на занятиях в детском саду, школе или кружках, регрессируют навыки личной гигиены (перестает умываться, чистить зубы, отказывается от ванны и душа), если его речь становится бессвязной — это серьезные основания для тревоги и обращения за помощью.

3. Ребенок не реагирует на обращенную к нему речь либо реагирует нестабильно 

Ощущение, что «то слышит, то не слышит». На обращение по имени к 3 годам реагирует нестабильно либо не реагирует вовсе. Не может выполнить инструкцию на слух (например: «Принеси пульт, дай чашку»), если вы не поддерживаете ее указательным жестом (показываете пальцем на то, что нужно отнести или принести). Не слушает чтение книг, может с плачем отнимать, рвать книгу при попытке почитать ему.

4. Ближе к 3 годам ребенок играет в странные однообразные игры

Аутизм, шизофрения и не только: как на ранних стадиях распознать, что с ребенком что-то не так

Выстраивает кубики в ряды, кружится на месте, потряхивая ручками. Может проявлять повышенный интерес к буквам и цифрам при явном отставании во всех остальных сферах: речевой, интеллектуальной, самообслуживании и т. д. Практически нет элементов адекватной, обычной игры: накормить куклу кашей, уложить мишку спать, построить из кубиков дом (впрочем, навязчивое стремление раз за разом строить дом, обрушивать его и строить снова, в одной и той же последовательности, изо дня в день — это тоже не очень хороший признак). До 3 лет в норме все дети без организующей помощи взрослого почти не играют вместе, просто допускают присутствие других детей рядом. Но если ребенок не начал проявлять интереса к совместной игре и после 3 лет, а кроме того, есть вот такие повторяющиеся и необычные игры, — это должно насторожить.

5. Спектр тем, на которые общается говорящий ребенок, сильно ограничен

Его невозможно переключить, отвлечь от общения на эти темы, он месяцами возвращается к ним снова и снова каждый день. Кроме того, они могут быть весьма своеобразными: стиральные машины, схема метро, марки автомобилей и т. д. Если общение на эти темы сильно отличается от обычного детского увлечения и ребенок на все остальные темы общаться не в состоянии, отвечает на вопросы, не относящиеся к интересам, односложно и неохотно, навязчиво пытается обсуждать любимые темы даже с людьми незнакомыми и малознакомыми, которые не проявляют к ним интереса и всячески пытаются уйти от общения, — имеет смысл обратиться за консультацией.

6. Интересы ребенка «замерли» на одном уровне

Интересны не расширяются с возрастом, соответствуют более раннему уровню развития. При этом ребенок может быть либо слишком избирателен в контактах (не отпускает маму от себя, прячется от посторонних людей, приходящих в квартиру), либо, напротив, слишком неразборчив: идет ко всем на руки, улыбается, пытается поцеловать, легко уходит с незнакомым человеком, не оглядываясь.

7. К 4–5 годам у ребенка необычные страхи, фантазии

Ребенок может рассказывать о фантастических существах, якобы приходящих к нему по ночам в темноте. Речь у ребенка вычурная, производит впечатление «взрослой». Он может казаться то слишком развитым, опережающим свой возраст, развернуто рассуждающим на очень серьезные темы, то выглядеть абсолютно беспомощным в простых бытовых ситуациях. Своеобразные «псевдофилософские» интересы: космос, Бог, устройство Вселенной и т. д. Это может сочетаться с отсутствием чувства опасности в повседневных ситуациях, даже самых элементарных — выбегать на проезжую часть, вырывая руку у мамы, залезать раз за разом на подоконник открытого окна и т. д., множеством нелепых страхов, которые ребенок никак не может объяснить, агрессией, направленной на членов семьи и домашних животных.

8. В начальной школе не справляется с учебной программой

С трудом овладевает навыками письма, счета, чтения, при этом не в состоянии удерживать внимание в течение 35–40 минут (стандартная продолжительность урока начальной школы).

Что делать

Аутизм, шизофрения и не только: как на ранних стадиях распознать, что с ребенком что-то не так

Рекомендую проконсультироваться профилактически в 3–4 года, если: 

  • тяжело протекала беременность, роды, при рождении диагностирована гипоксия, асфиксия; 
  • ребенок рожден от беременности вследствие ЭКО; в семье есть случаи психических заболеваний либо генетических нарушений; 
  • ребенок остро реагирует на смену погоды, у него нестабильный режим сна и бодрствования (отсутствует дневной сон, ночью часто просыпается, плачет, часто разговаривает во сне, есть случаи снохождения, ночной сон длится меньше 5–6 часов). 

Все эти признаки могут свидетельствовать о проблемах в развитии. Порой родители затягивают визит к специалисту, откладывают его, даже когда проблемы очевидны, надеются, что ситуация разрешится сама, убеждают себя, что все не так уж плохо. Как бы ни было страшно и тревожно — нужно взять себя в руки и записаться на консультацию.

Чем раньше, тем лучше

Часто родители переживают, что начали работать с ребенком слишком поздно — в 4 года, 5, 6 лет. Происходит это по разным причинам: кого-то «утешают» специалисты: мальчик заговорит позже, ждите. Кто-то живет в небольших городах, в которых мало специалистов. Так когда же нужно начинать коррекцию? Оптимально — 2–2,5 года. В этом возрасте обычно уже заметно, что есть какие-либо проблемы, а ребенок может выдержать занятие от 45 минут. Но, как показывает практика, ребенок может заговорить и в 5, 7 и даже 11 лет! Просто нужно четко понимать, что чем позже начата работа, тем более интенсивной, серьезной и регулярной она должна быть (но, к слову, занятия один раз в неделю — это катастрофически мало даже для ребенка 2 лет с незначительной задержкой развития). Подготовить за один год неговорящего 6-летнего аутиста, который не умеет сидеть за столом и не владеет навыками самообслуживания, к массовой школе вряд ли получится. Но это не значит, что не нужно пытаться учить его разговаривать, формировать учебное поведение.

Никакого самолечения!

Большинству детей, у которых были диагностированы какие-либо особенности развития, нужны не только коррекционно-развивающие занятия, но и медикаментозная поддержка, а консультация медиков для точной диагностики является строго необходимым условием. Не нужно бояться визита к врачам — неврологу и психиатру, откладывать его на неопределенный срок. Итоговое решение о лечении, приеме медикаментов и постановке на учет остается за семьей, но порой препараты создают ту необходимую базу, на которой занятия с логопедами, дефектологами, психологами будут в разы продуктивнее. 

Самостоятельное назначение препаратов ребенку недопустимо: препараты, которые применяются в детской неврологии и психиатрии, обладают множеством побочных эффектов, и подобрать дозировку так, чтобы минимизировать их, может только врач. Реакция организма на медикаменты всегда индивидуальна, и то, что подошло другому ребенку с таким же диагнозом, вашему может не только не помочь, но и серьезно навредить. А может, вашему ребенку совсем не требуется медикаментозное лечение, а нужны только занятия?.. Также ни в коем случае нельзя без консультации врача давать ребенку препараты, широко рекламируемые СМИ (даже если эффект обещается моментальный и чудодейственный). Последствия самолечения порой весьма плачевные: от нарушений обмена веществ до выраженного отката назад в развитии.

Рекомендуем