Никто не хочет быть родителем ребенка с особенностями, не планирует этого, когда представляет себя отцом или матерью. Все рассказы о том, что особое родительство — счастье и избранность, — сладкая и подлая ложь. Сначала это всегда больно. Больно первые дни, когда узнают о диагнозе. Первые месяцы, годы…
Все, что постороннему взгляду кажется таким легким, дается огромным трудом: первое слово, первая ложка каши, отправленная в рот самостоятельно, первая собранная пирамидка. И одно из самых тяжелых испытаний для родителей особенных детей — взгляды, реплики, шепот и пересуды за спиной. Отсаживающиеся в транспорте и комментирующие про «рожающих уродов». Качели эмоций от всепоглощающей любви к своему ребенку, такому беззащитному и нестандартному, но все равно самому лучшему на свете, до яростного раздражения. Слезы от усталости и собственного бессилия. Это длится не один день. Не неделю. Годы!
-
Не пропустите
Не упустить момент
С какого возраста имеет смысл обращаться к специалистам?
Более-менее точная диагностика возможна с 3 лет — в этом возрасте уже можно установить выраженные задержки интеллекта и речи, аутизм, различные генетические синдромы (если они не были выявлены раньше). Несколько особняком стоит детская шизофрения. Предположить вероятность ее развития можно уже в 5 лет, однако окончательный диагноз ставится в 11 лет (начало пубертатного периода).
Когда бить тревогу
1. В 2 года ребенок так и не начал говорить
Речь представлена отдельными звуками или слогами, которые не соотносятся с конкретными людьми или предметами: например, слоги ма-ма-ма, па-па-па не являются обращением к родителям, ребенок произносит их безотносительно к ситуации, словно играет звуками, а не когда хочет обратиться, позвать. Не нужно поддаваться на уговоры, что «подождите, заговорит сам». Дело в том, что чем позже ребенок начнет говорить, тем больше вероятность, что к речевой задержке присоединится интеллектуальная, связанная с тем, что ребенок не говорит, не задает вопросы, не может полноценно взаимодействовать с окружающими, а значит, недостаточно познает окружающий мир (так называемая «вторичная задержка развития»).
В случаях тяжелых нарушений речи, интеллекта, коммуникации без помощи специалистов ребенок может заговорить уже после 7 лет. Или не заговорить совсем. Но в любом случае чем позже ему начнут оказывать помощь, тем большая работа предстоит и тем неблагоприятнее прогноз. Малыша гораздо проще научить говорить еще и потому, что у него нет длительного опыта «молчания», а вот если ребенок молчит до 10–11 лет, он находит альтернативные методы общения с окружающими (жесты, рисунки, отдельные звуки и т. д.), и переключить его на речь очень трудно. Потому что всю систему общения приходится ломать и строить заново, к чему ребенок обычно не готов ни психологически, ни физически.
2. Речь начала развиваться, а затем произошел регресс
3. Ребенок не реагирует на обращенную к нему речь либо реагирует нестабильно
Ощущение, что «то слышит, то не слышит». На обращение по имени к 3 годам реагирует нестабильно либо не реагирует вовсе. Не может выполнить инструкцию на слух (например: «Принеси пульт, дай чашку»), если вы не поддерживаете ее указательным жестом (показываете пальцем на то, что нужно отнести или принести). Не слушает чтение книг, может с плачем отнимать, рвать книгу при попытке почитать ему.
4. Ближе к 3 годам ребенок играет в странные однообразные игры
Выстраивает кубики в ряды, кружится на месте, потряхивая ручками. Может проявлять повышенный интерес к буквам и цифрам при явном отставании во всех остальных сферах: речевой, интеллектуальной, самообслуживании и т. д. Практически нет элементов адекватной, обычной игры: накормить куклу кашей, уложить мишку спать, построить из кубиков дом (впрочем, навязчивое стремление раз за разом строить дом, обрушивать его и строить снова, в одной и той же последовательности, изо дня в день — это тоже не очень хороший признак). До 3 лет в норме все дети без организующей помощи взрослого почти не играют вместе, просто допускают присутствие других детей рядом. Но если ребенок не начал проявлять интереса к совместной игре и после 3 лет, а кроме того, есть вот такие повторяющиеся и необычные игры, — это должно насторожить.
5. Спектр тем, на которые общается говорящий ребенок, сильно ограничен
6. Интересы ребенка «замерли» на одном уровне
7. К 4–5 годам у ребенка необычные страхи, фантазии
Ребенок может рассказывать о фантастических существах, якобы приходящих к нему по ночам в темноте. Речь у ребенка вычурная, производит впечатление «взрослой». Он может казаться то слишком развитым, опережающим свой возраст, развернуто рассуждающим на очень серьезные темы, то выглядеть абсолютно беспомощным в простых бытовых ситуациях. Своеобразные «псевдофилософские» интересы: космос, Бог, устройство Вселенной и т. д. Это может сочетаться с отсутствием чувства опасности в повседневных ситуациях, даже самых элементарных — выбегать на проезжую часть, вырывая руку у мамы, залезать раз за разом на подоконник открытого окна и т. д., множеством нелепых страхов, которые ребенок никак не может объяснить, агрессией, направленной на членов семьи и домашних животных.
8. В начальной школе не справляется с учебной программой
С трудом овладевает навыками письма, счета, чтения, при этом не в состоянии удерживать внимание в течение 35–40 минут (стандартная продолжительность урока начальной школы).
Что делать
Рекомендую проконсультироваться профилактически в 3–4 года, если:
- тяжело протекала беременность, роды, при рождении диагностирована гипоксия, асфиксия;
- ребенок рожден от беременности вследствие ЭКО; в семье есть случаи психических заболеваний либо генетических нарушений;
- ребенок остро реагирует на смену погоды, у него нестабильный режим сна и бодрствования (отсутствует дневной сон, ночью часто просыпается, плачет, часто разговаривает во сне, есть случаи снохождения, ночной сон длится меньше 5–6 часов).
Все эти признаки могут свидетельствовать о проблемах в развитии. Порой родители затягивают визит к специалисту, откладывают его, даже когда проблемы очевидны, надеются, что ситуация разрешится сама, убеждают себя, что все не так уж плохо. Как бы ни было страшно и тревожно — нужно взять себя в руки и записаться на консультацию.
Чем раньше, тем лучше
Часто родители переживают, что начали работать с ребенком слишком поздно — в 4 года, 5, 6 лет. Происходит это по разным причинам: кого-то «утешают» специалисты: мальчик заговорит позже, ждите. Кто-то живет в небольших городах, в которых мало специалистов
Никакого самолечения!
Большинству детей, у которых были диагностированы какие-либо особенности развития, нужны не только коррекционно-развивающие занятия, но и медикаментозная поддержка, а консультация медиков для точной диагностики является строго необходимым условием. Не нужно бояться визита к врачам — неврологу и психиатру, откладывать его на неопределенный срок. Итоговое решение о лечении, приеме медикаментов и постановке на учет остается за семьей, но порой препараты создают ту необходимую базу, на которой занятия с логопедами, дефектологами, психологами будут в разы продуктивнее.