Помню, как мои родители решили обучать меня музыке, не считаясь с моим желанием. Я возненавидела музыку на долгие годы и лишила себя этой радости. Только теперь я понимаю, что все могло быть иначе.
Тренд на науку
Хочу, чтобы мой ребенок стал знаменитым ученым! Почему многие мамочки сейчас стремятся вырастить не звезд или бизнесменов, а именно ученых? Неужели наука в тренде?!! Отчасти это так. И образованные амбициозные мамочки заглянули вперед и тонко это почувствовали. Ведь на самом деле
Мышление ученого-исследователя дает те качества, которые успешно применимы в любой области. Хочешь вырастить настоящего ученого? Дерзай! Только сначала определись, это твое решение или желание ребенка. И то, и другое сработает, если подойти к этому грамотно. Однако, разница принципиальная.
Она проявляется в подходах, в технике, в действиях и, в итоге, — в результатах. Конечно, если речь идет о грамотных действиях, а не пустых амбициях. Ответь себе на два простых вопроса:
- Какие способности у моего ребенка?
- Хочет ли он сам стать ученым?
Как это понять? Ждать до старости их проявления? А желания? Сегодня хочу, завтра нет — как быть?
Способности могут проявиться в любом возрасте. Когда я работала в школе, ко мне с огромной энциклопедией подошел пятиклассник. Поправляя очки и немного картавя, он спросил, что делать человеку с озоновыми дырами? Завязалась беседа, и я удивилась, насколько глубоко и детально этот малыш знает тему! Как сильно увлечен ей, и подумала: точно будет ученым!
Хотя при этом
Время начинать
Не стоит ждать долго. Способности ребенка важно вовремя выявить и начать развивать! Пройди простой тест, что из этих пунктов характерно для твоего ребенка?
- Любопытство и достаточно долгий интерес ко всему и особенно к мелочам.
- Желание докопаться до самой сути, проверить, увидеть своими глазами, чтобы убедиться.
- Стремление понять, запомнить, рассказать об этом.
- Обилие деталей усиливает интерес, а не ослабевает.
- Если нет ответа — фантазирует и придумывает свое объяснение.
- На все есть свое мнение.
Если все это про твоего ребенка — поздравляю! Значит, есть шансы вырастить ученого! Возможно, ты подумаешь, что все дети открывают мир и любопытны от природы, но нет.
Интерес будущего ученого иной, и его надо развивать. А для этого нужны общая стратегия «Вопросы вместо ответов!» и техника «Правильные вопросы».
Важна самостоятельность
Мы, родители, всегда спешим ответить на каждый вопрос ребенка и становимся ходячими справочниками, постоянно объясняя, что и как. Объяснений много, но твердые знания — добываются самостоятельно. Поэтому торопиться объяснять — не надо!
Просто вместо прямого ответа задавай чаще правильные вопросы, которые развивают нужные навыки ученого. Некоторые их этих вопросов можно начинать словами: «Как ты думаешь...»
- На что это похоже? (сравнение, выбор).
- Почему это такого цвета/размера/формы? (взаимосвязи, причина-следствие).
- А если бы это было другого цвета/размера/формы? (изменения и последствия).
- Зачем/кому это нужно? (польза, функция).
- Тебе это нравится? Чем? (отношение, критерии оценки).
- Это красиво/полезно/интересно/весело? (характеристики, оценка).
- Почему так, а не по-другому? (аргументация, вариативность).
- Что ты об этом думаешь? (собственное мнение, точка зрения).
- Как изменить, чтобы стало лучше? (творчество, креативность).
- Что будем делать? (принятие решения).
- Кому расскажем? (гордость, удовлетворение).