Здесь и далее кадры из сериала «Детство Шелдона»

Помню, как мои родители решили обучать меня музыке, не считаясь с моим желанием. Я возненавидела музыку на долгие годы и лишила себя этой радости. Только теперь я понимаю, что все могло быть иначе.

Тренд на науку

Хочу, чтобы мой ребенок стал знаменитым ученым! Почему многие мамочки сейчас стремятся вырастить не звезд или бизнесменов, а именно ученых? Неужели наука в тренде?!! Отчасти это так. И образованные амбициозные мамочки заглянули вперед и тонко это почувствовали. Ведь на самом деле ограничивать ребенка какой-то конкретной профессией сейчас глупо.

Мышление ученого-исследователя дает те качества, которые успешно применимы в любой области. Хочешь вырастить настоящего ученого? Дерзай! Только сначала определись, это твое решение или желание ребенка. И то, и другое сработает, если подойти к этому грамотно. Однако, разница принципиальная.

Она проявляется в подходах, в технике, в действиях и, в итоге, — в результатах. Конечно, если речь идет о грамотных действиях, а не пустых амбициях. Ответь себе на два простых вопроса:

  • Какие способности у моего ребенка?
  • Хочет ли он сам стать ученым?

Как это понять? Ждать до старости их проявления? А желания? Сегодня хочу, завтра нет — как быть?

Способности могут проявиться в любом возрасте. Когда я работала в школе, ко мне с огромной энциклопедией подошел пятиклассник. Поправляя очки и немного картавя, он спросил, что делать человеку с озоновыми дырами? Завязалась беседа, и я удивилась, насколько глубоко и детально этот малыш знает тему! Как сильно увлечен ей, и подумала: точно будет ученым!

Хотя при этом стоит добавить, что многие известные ученые в школе были двоечниками и никакого интереса к наукам не проявляли. Так, мой учитель, профессор академик Агафонов Н.Т., даже в вузе умудрился завалить сессию, и его чуть было не отчислили! Но это не помешало ему выстроить карьеру ученого.

Время начинать

Не стоит ждать долго. Способности ребенка важно вовремя выявить и начать развивать! Пройди простой тест, что из этих пунктов характерно для твоего ребенка?

  1. Любопытство и достаточно долгий интерес ко всему и особенно к мелочам.
  2. Желание докопаться до самой сути, проверить, увидеть своими глазами, чтобы убедиться.
  3. Стремление понять, запомнить, рассказать об этом.
  4. Обилие деталей усиливает интерес, а не ослабевает.
  5. Если нет ответа — фантазирует и придумывает свое объяснение.
  6. На все есть свое мнение.

Если все это про твоего ребенка — поздравляю! Значит, есть шансы вырастить ученого! Возможно, ты подумаешь, что все дети открывают мир и любопытны от природы, но нет. У большинства интерес поверхностный и быстро проходит, а фантазия уводит в сторону.

Интерес будущего ученого иной, и его надо развивать. А для этого нужны общая стратегия «Вопросы вместо ответов!» и техника «Правильные вопросы».

Важна самостоятельность

Мы, родители, всегда спешим ответить на каждый вопрос ребенка и становимся ходячими справочниками, постоянно объясняя, что и как. Объяснений много, но твердые знания — добываются самостоятельно. Поэтому торопиться объяснять — не надо! Дай ребенку шанс подумать!

Просто вместо прямого ответа задавай чаще правильные вопросы, которые развивают нужные навыки ученого. Некоторые их этих вопросов можно начинать словами: «Как ты думаешь...»

  1. На что это похоже? (сравнение, выбор).
  2. Почему это такого цвета/размера/формы? (взаимосвязи, причина-следствие).
  3. А если бы это было другого цвета/размера/формы? (изменения и последствия).
  4. Зачем/кому это нужно? (польза, функция).
  5. Тебе это нравится? Чем? (отношение, критерии оценки).
  6. Это красиво/полезно/интересно/весело? (характеристики, оценка).
  7. Почему так, а не по-другому? (аргументация, вариативность).
  8. Что ты об этом думаешь? (собственное мнение, точка зрения).
  9. Как изменить, чтобы стало лучше? (творчество, креативность).
  10. Что будем делать? (принятие решения).
  11. Кому расскажем? (гордость, удовлетворение).

Только наберись терпения и не пытайся сама ответить на вопросы раньше времени. Ведь развиваешь ребенка, а не себя! Даже если он потом не захочет быть ученым, то преуспеет в любом деле и построит качественно новую интересную жизнь.

Рекомендуем