- 1. Чрезмерная загрузка
- 2. Игнорирование интересов ребенка
- 3. Отсутствие перерывов в занятиях
- 4. Жизнь без распорядка
- 5. Подкуп подарками
- 6. Скупость на похвалы
- 7. Отсутствие информации о школе
- 8. Запугивание школой
- 9. Упор только на знания
- 10. Боязнь ошибки
Большинство родителей начинают готовить ребенка к школе за год или, как минимум, за полгода до 1 сентября. С будущим первоклассником занимаются дома, водят на различные развивающие занятия. Взрослые делают это из лучших побуждений — хотят помочь ребенку как можно лучше освоить навыки, которые пригодятся в первом классе.
Однако на этом пути нетрудно перестараться — слишком загрузить дошкольника, упустить что-то важное или сделать упор не на том, что действительно необходимо. И отбить этим у него желание учиться еще до начала занятий. Чего не стоит делать при подготовке ребенка к школе? Перечислим самые распространенные ошибки ответственных родителей.
1 Чрезмерная загрузка
Некоторые родители уверены: чем больше кружков и секций посещает ребенок, тем лучше он подготовится к первому классу. Поэтому они заполняют каждый свободный час дошкольника полезными занятиями. В результате дети переутомляются, у них снижается интерес к знаниям. Развивающие кружки нужны ребенку, но при условии, что он сам хочет на них ходить и они не занимают все его свободное время. Дети должны успевать играть и отдыхать.
2. Игнорирование интересов ребенка
Родители с техническим образованием могут мечтать о том, чтобы ребенок считал дни до любимого кружка по робототехнике. А те, кто в детстве ходил в художественную школу, хотят, чтобы их дети с удовольствием стояли у мольберта. Реальность может оказаться другой. Иногда дошкольнику совсем неинтересно учиться тому, в чем взрослые возлагают на него надежды. Ошибка — навязывать то, что ему не нравится. Помоги дошкольнику попробовать разные занятия и понаблюдай, чтобы понять, где у него больше энергии и азарта. Позволь ему выбирать кружки самостоятельно.
Не нужно заставлять ходить на занятия, если он отказывается, но стоит узнать причину. Дошколята, перегруженные кружками и домашними заданиями, могут потерять интерес ко всему новому. Выясни, почему ребенок не хочет учиться плавать или играть в шахматы — ему слишком трудно, не нравится педагог, действительно неинтересно или же он переутомился от безумного графика. Возможно, стоит его разгрузить. Или попробовать то же занятие, когда он подрастет, в другой группе и с другим учителем.
3 Отсутствие перерывов в занятиях
Взрослому иногда трудно понять, почему ребенок начинает отвлекаться от тетрадей и книжек всего лишь через полчаса. Дело в том, что в 5–8 лет дети могут концентрироваться на одном не слишком увлекательном деле от 12 до 24 мин. (данные разнятся, по нормам СанПиНа занятия с дошкольниками могут длиться 25–30 мин.). Затем им нужен десятиминутный отдых. Психологи советуют проводить активные перерывы. Например, сделать с ребенком пальчиковую разминку, подвигаться под музыку, сыграть в мяч.
-
Не пропустите
4 Жизнь без распорядка
Дошколята еще плохо понимают, что такое время и не умеют самостоятельно организовывать свой день. Научить ребенка основам тайм-менеджмента — задача родителей. В школе ему понадобится навык оценивать, сколько времени нужно на то или иное дело, чтобы все успевать и не тратить часы впустую.
Установи распорядок дня. Вместе с ребенком сделай красочное расписание на ватмане и повесь в его комнате. Включи в него повседневные занятия: подъем, умывание, завтрак, обед, ужин, кружки и секции, дневной сон и т. д. С расписанием ребенок лучше усваивает информацию, учится дисциплине, произвольной деятельности, что в школе ему очень пригодится.
Научи ребенка чувствовать время. Проговаривай, сколько минут ты потратила на какое-либо дело. Спрашивай, сколько времени у него заняла уборка комнаты или прогулка. Покажи на понятном примере, почему важно успевать: «Ты молодец! Сегодня сделал задание даже на пять минут раньше. Теперь мы с тобой сможем поиграть или посмотреть мультик не 10 минут, а 15». Поставь часы на стол, за которым ребенок занимается, чтобы он мог посматривать на них.
5 Подкуп подарками
Некоторые родители дарят ребенку игрушки в качестве награды за успехи в учебе. Психологи считают, что необходимости в такой мотивации нет — дети естественным образом стремятся достигать цели, познавать мир и радуются заслуженному успеху. Тем более бесполезно награждать дошкольника карманными деньгами, дети в возрасте 6–7 лет еще не в полной мере понимают их ценность. Зато подобная практика может привести к тому, что в школе ребенок будет разочарован, когда ему не станут дарить новую игрушку или давать деньги за каждую пятерку.
6 Скупость на похвалы
Другая крайность — критиковать за неудачи и не хвалить, боясь разбаловать. Ребенку важна поддержка родителей не только для мотивации, но и для развития здоровой самооценки. Во время учебы самооценка может упасть. Акценты на достижениях и поддержка со стороны родителей помогут этого избежать.
7 Отсутствие информации о школе
Дошкольнику полезно понимать, зачем он столько времени проводит на подготовительных занятиях и за домашними уроками. Можно вместе с ним читать книги о школьниках или смотреть фильмы и мультфильмы на школьную тему. Например, мультсериал «Кубокот — в школу без забот» рассказывает о том, как устроена школа и чего от нее ждать. Или «Лунтик. Первый раз в первый класс» — мультик, с которым дети готовятся к школе. Дай ребенку возможность увидеть цель. Можно показать ему здание его школы, гулять возле нее. Так будущий первоклассник начнет постепенно привыкать к новой обстановке и мысли о том, что скоро будет здесь учиться. Хороший вариант — ходить на подготовительные занятия в будущую школу. Это отличная возможность заранее адаптироваться, познакомиться и с местом учебы, и с педагогами.
8 Запугивание школой
«В школе с тобой церемониться не будут! », «Вот получишь двойку с такими знаниями! », «Не послушаешь меня — в школе тебя научат уму-разуму» — даже в воспитательных целях родителям не стоит бросаться такими фразами. Это не стимулирует ребенка, а только создает тревожный фон. Показывай позитивное отношение к школе. Вспоминай интересные и добрые истории из своего школьного опыта. Настраивай ребенка на то, что он заведет новых друзей, у него будут хорошие учителя и новые возможности. Еще можно подчеркнуть, что школьник — это особый статус, почетный и важный. При этом не стоит приукрашивать и идеализировать школу — иначе ребенок будет ожидать, что там всегда происходит что-то веселое и увлекательное. Объясни ему, что иногда нужно будет делать над собой усилие, преодолевать трудности и следовать указаниям.
9 Упор только на знания
Иногда родители стремятся научить дошкольника не только читать, считать и писать, но и решать сложные для его возраста примеры, и говорить на других языках. В знаниях нет ничего плохого, но важно позаботиться о том, чтобы у дошкольника было время на развитие социальных навыков и личных качеств, которые помогут общаться и поддерживать отношения со сверстниками и взрослыми. Вот минимум навыков, которые помогут ему в школе:
- помогай ребенку развивать эмоциональный интеллект. В разговоре с ним описывай свои и его чувства, чтобы он научился понимать и называть их. «Я вижу, ты расстроен, потому что игрушка сломалась», «Вижу, ты радуешься, потому что тебе нравится играть с ребятами в мяч». В помощь родителям есть «развивашки» для детей, нацеленные на то, чтобы тренировать эмпатию. Например, в приложении «Сказбука» — более тысячи игровых заданий для дошкольников, в том числе те, где нужно отличить эмоции персонажей. Это впоследствии поможет ему заводить друзей и поддерживать отношения с людьми.
- научи его не стесняться разговаривать со взрослыми, чтобы он легко шел на контакт с учителями. Начни с самого простого: если твои друзья что-то спрашивают о ребенке в его присутствии, дай ему слово, пусть сам ответит.
- развивай у ребенка способность говорить о проблемах и просить помощи. Этот навык поможет справляться с возможными трудностями в школе. Поощряй открытый диалог, будь терпеливой, показывай на своем примере, как общаться и сотрудничать с другими людьми.