- Раскладываем по полочкам
- Анализируем и объединяем
- Сравниваем
- Классифицируем
- Делаем выводы
- Рассуждаем
Когда мы говорим об образовании ребенка, мы чаще всего имеем в виду школу и университет, но почти никогда — детский сад. И напрасно. Ведь именно в дошкольном возрасте формируется такая высшая психическая функция как мышление — способность анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
В будущем эти навыки помогут ребенку осваивать учебный материал в школе. Задача родителей — помочь малышу сформировать представление об окружающем мире. Сделать это можно с помощью специальных занятий и упражнений.
Раскладываем по полочкам
Покупки в супермаркете
Такие магазины — отличные «подручные» учебные пособия. Здесь все классифицировано. В одном отделе находятся овощи, в другом — фрукты. Есть отделы с канцелярскими товарами, бытовой техникой, кухонной и столовой посудой, строительными инструментами, книгами, хлебобулочными изделиями, мясными и рыбными изделиями, одеждой. Перечислять можно бесконечно.
Поход в зоопарк
Оказавшись с ребенком в зоопарке, внимательно рассмотрите животных, которые вам встретятся, понаблюдайте за ними. Побеседуй с ребенком о том, как они выглядят, чем питаются, где обитают, как называются их детеныши (у льва и львицы — львята, у моржа и моржихи — моржата, у коровы и быка — телята, у слона и слонихи — слонята).
Прогулка в парке
Рассмотрите деревья, кустарники, их листья и плоды. Потрогайте и поделитесь друг с другом впечатлениями и ощущениями. Хороший способ закрепить увиденное — собрать вместе с ребенком гербарий, сделать альбом с самыми красивыми листьями, ягодами, цветами и подписать их.
Культурные мероприятия
Каждую экскурсию в музей, библиотеку, поход в театр, кафе и даже в поликлинику можно превратить в пособие для прохождения первого этапа развития мышления. Главное, помогай ребенку замечать и называть увиденное.
Анализируем и объединяем
Игра «Часть и целое»
Это способ научить ребенка выделять части различных объектов. Например, спроси его: из каких частей состоит стул или стол? Когда ребенок научится выделять части предмета, он сможет сравнить стул и стол и сделать умозаключение о том, что, например, у стула есть спинка, а у стола — нет. Кстати, это уже операция сравнения, о ней мы поговорим чуть позже.
Игра «Найди отличия»
Искать сходства и отличия можно у всего вокруг. Проси малыша анализировать увиденных птиц, животных, рыб, посуду, мебель, инструменты (музыкальные и медицинские, строительные и профессиональные). Уделяй внимание картинкам, состоящим из геометрических фигур. Рассматривайте вместе с ребенком картинки в книгах и рассуждайте о том, что на них изображено.
Игра «Трехлитровая банка»
С малышами — ищем в комнате все большое или маленькое, широкое или узкое, с детьми старшего дошкольного возраста — находим все квадратное, круглое, красное и пр. Затем объединяем предметы по вкусу (кислое и сладкое), по тактильным ощущениям (шершавое и гладкое), по температуре (холодное и горячее). В конце предложи ребенку представить трехлитровую банку и назвать все квадратные (кислые, сладкие, пластмассовые, съедобные, шерстяные) предметы, которые могут в нее уместиться.
Сравниваем
Предметы окружающего мира
Учим выделять сходства и отличия между различными предметами и явлениями. Предметы для сравнения может найти под рукой каждая мама. Чем отличается курица от воробья? (Курица — домашняя птица, воробей — дикая птица). Чем похожи и отличаются чашка и стакан, чайная ложка и столовая, кастрюля и сковорода, косынка и платок, кеды и кроссовки, сарафан и платье, туфли и босоножки и т. д.
Геометрические фигуры
Чем квадрат похож на прямоугольник? (У каждого 4 угла и 4 стороны). Чем квадрат отличается от прямоугольника? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие). Продолжаем с ромбом и треугольником, трапецией и прямоугольником, призмой и конусом.
Группы предметов
Попроси ребенка подумать: чем зимующие птицы отличаются от перелетных? Можно поиграть на даче: собери все яблоки, собери все не зеленые яблоки. Игра в детской — собери все большие красные круги, собери все машинки. В парке — давай соберем только листья дуба.
Загадки и аналогии
В этом случае лучше не использовать общеизвестные загадки, а придумывать свои. Что это — зеленое, колючее, высокое? Что это — маленькое, съедобное, кислое, желтое? Дети очень любят играть в «аналогии»: «Я тебе назову пару, а ты подбери свою по такому же признаку». Например: медведь — берлога, белка — … (дупло); собака — щенок, лошадь — … (жеребенок).
Классифицируем
По названию
Предложи ребенку перечислить всю чайную посуду, весь воздушный транспорт, насекомых и т. д. Можно классифицировать по размеру (большое и маленькое, толстое и тонкое, широкое и узкое), по цвету, по форме.
По способу действия
Разбираемся: что может летать или плавать, что растет на дереве, кто вылупляется из яйца, какие явления происходят только летом (зимой, весной, осенью), что можно класть в суп или компот.
По категориям
Используя картинки с различными объектами, например, с изображением ягод (клубника, крыжовник, смородина, клюква, брусника и черника), просим ребенка разделить их на две группы, подводя к классификации на ягоды лесные и садовые.
Делаем выводы
Игра «Все или некоторые»
Рассуждаем
Игра «Что, если …»
Навык логического мышления эффективно тренируется в результате составления сложных высказываний с помощью логической связки «если, то…». Например, «Если завтра будет дождь, то …», «Если рано растает снег, то …», «Если лето будет жарким, то …». В игру «Закончи предложение» можно играть по очереди: сначала ты даешь ребенку вариант для продолжения, а потом он предлагает вариант тебе. Ответы могут получиться неожиданными и стать темой для дальнейших бесед.