
В каких случаях возможно ускоренное обучение
Ускоренное обучение может быть целесообразным в нескольких ситуациях.
1. Дети-спортсмены
Если ребенок занимается профессиональным спортом и часто участвует в соревнованиях, он может пропускать уроки. В этом случае ему можно предложить учиться по индивидуальной программе, чтобы успевать осваивать материалы быстрее.
2. Дети с высоким уровнем интеллекта
Плюсы ускоренного обучения
Среди основных преимуществ ускоренного обучения можно выделить:
- Быстрое освоение программы. Дети, участвующие в ускоренной программе, проходят школьный материал значительно быстрее.
- Экономия времени. Меньше времени, проведенного в школе, позволяет больше внимания уделять развитию других полезных навыков, оставляет время для хобби и интересов, делает человека разносторонним и насмотренным.
- Ранний доступ к высшему образованию. Дети могут поступить в учебные заведения раньше, чем их сверстники, раньше получить дипломы и приступить к построению карьеры. Это дает им конкурентное преимущество перед сверстниками.
- Развитие мозга. Ускоренное обучение способствует быстрой умственной активности и формированию новых нейронных связей. Что также дает возможность быстрее и правильнее принимать решения, решать разные жизненные и рабочие задачи и повышать свой уровень развития.
Однако
Минусы ускоренного обучения
Ускоренное обучение — это не всегда путь к успеху, и существует несколько подводных камней, о которых стоит помнить.
1. Мозг ребенка созревает неравномерно
Сначала развиваются лобные доли, затем мозжечок и другие области. Если ребенок хорошо осваивает чтение и гуманитарные предметы, это не означает, что он с такой же легкостью справится с математикой.
2. Риск физического истощения
Также важно правильно организовать режим дня и полноценное питание. Нехватка витаминов и ресурсов может истощить организм, особенно при большой умственной нагрузке. Если ребенка обучать в спартанских условиях, это рано или поздно скажется на его состоянии.
3. Ускоренное обучение не гарант успеха в будущем
Кроме того, ускоренное обучение может не всегда приводить к успеху.
Все мы знаем случай Алисы Тепляковой.Девочка из многодетной семьи прославилась на всю страну, когда в 8 лет сдала ЕГЭ и тем же летом, но уже в 9 лет, стала студенткой МГУ. Однако она не смогла адаптироваться к учебному процессу, и это связано с ее физиологической и психологической незрелостью.
Такие случаи подчеркивают, что не каждый ребенок готов к ускоренной программе. Есть, конечно, гениальные дети, которые полностью погружаются в одну область и достигают выдающихся результатов, но другие предметы могут при этом оставаться на уровне. Такой подход вполне нормален, так как он помогает развиваться именно тем отделам мозга, которые к этому готовы.
Нюансы ускоренного обучения
Я сама столкнулась с этой темой, когда мой старший сын в 5 лет пошел в школу и в 14 закончил 9 класс. Он экстерном прошел 10-11 классы за год и в 15 лет окончил школу, а затем за 4 года успешно завершил обучение в университете.
Однако после всего этого ему понадобился год, чтобы восстановиться. Несмотря на свои достижения, он испытывал трудности в общении со сверстниками, так как был младше их на два года и не всегда мог найти с ними общий язык.
Фанатизм в обучении может иметь серьезные последствия.
Как понять, что ребенок готов к ускоренному обучению
Готовность ребенка понять очень просто — если с ранних лет он проявляет способности к обучению: рано читает, проявляет усидчивость и заинтересованность в учебе, это может служить основанием для ускоренного обучения.
Применение ускоренного обучения в практике
В практике своей школы я разработала две программы: первая — для освоения начальной школы за 4 года, вторая — за 3 года. Я предложила родителям рассмотреть варианты ускоренного обучения для детей, которые завершили первый класс. Однако по итогам анализа успеваемости только один из восьми учеников оказался готов к такому формату.
Критерии выбора были следующими: стабильная успеваемость (все пятерки), способность к концентрации, хорошая память и благоприятные условия для обучения — режим дня, физическая активность и поддержка со стороны семьи. Важным моментом стало тестирование детей с помощью психолога для оценки их когнитивных способностей.
После анализа результатов тестирования стало ясно, что подготовленность детей неравномерна. Был только единственный ученик, кто продемонстрировал высокие показатели и готов к ускоренному обучению. Остальные ученики показали низкие результаты.
Это подтвердило необходимость тщательной подготовки и поддержки со стороны родителей, без которых ускоренное обучение невозможно.
Реализация ускоренной программы обучения требует значительных усилий со стороны педагогов и со стороны родителей. Но самое главное — это желание и способности ребенка, его мотивация, физиологическая и психологическая готовность к ускоренному обучению. Только при таком подходе можно максимально эффективно использовать этот метод для развития детей и достижения ими высоких результатов.