Не всегда «самый лучший» означает «талантливый»
Распознавание таланта — это ответственное дело. Расскажу, с какими двумя вариантами можно его перепутать.
1. Родительские амбиции
Первый — со стороны родителя — радостное узнавание «талантлив, дерзай» — может быть давно заброшенным личным желанием петь или танцевать, или еще чем-то заниматься, на что много лет назад не было возможностей.
И вот теперь под прикрытием одаренности ребенка мама покупает себе фортепиано или балетный станок, вместо честности с собой и саморазвития навязывает ребенку личные амбиции.
2. Заслуживание любви
Второй — со стороны ребенка — постоянное желание получить родительское поощрение, и принятие разрастается в патологическую стратегию «заслуживания любви».
Как распознать настоящий талант
Настоящий талант вырастает «из глубины», и ребенок тянется к чему-то независимо от внешней оценки. К музыке — он слышит ее во всем, постоянно напевает услышанные мелодии даже во время игр или когда остается один. К рисованию — он замечает узоры, красивые объекты, старательно выводит на бумагу то, что представляет в своем воображении: там много деталей, цветовых нюансов.
Понимаешь? Не замечала такого у своего ребенка? Давай присмотримся более внимательно. Ведь таланты бывают разные. Как правило, условия жизни и возможности в конечном итоге определяют — музыкальное или танцевальное направление будет выбрано (может, рядом кружок бесплатный, или встретился педагог хороший).
Но начальный импульс всегда выявляется еще в раннем детстве.
Как через детскую игру разглядеть наклонности
В возрасте 2-6 лет игра — это основной инструмент познания и отражения мира. Все, на что ребенок обратил внимание вокруг себя, пропускается через его воображение и переживается через игру. А значит, наблюдая за игрой, мы можем немножко заглянуть во внутренний мир вашего ребенка.
1. Эмоционально-эстетические категории
Если ты видишь, что в игре многое — красиво: в расстановке игрушек присутствует симметрия, есть подбор по цветам (в одежде кукол, например), и ребенок явно наслаждается, когда видит красоту, — то суперспособности и таланты ребенка следует искать в эмоционально-эстетической категории. В дальнейшем мы можем предлагать ребенку заниматься любой деятельностью, где важна гармония и эстетика.
2. Интеллектуально-логические категории
Если ты отмечаешь, что все игрушки как-то между собой связаны, в игре есть логически понятный сюжет: что откуда происходит, почему так случается и к чему это ведет (и эмоциональные реакции могут быть минимальные), то мы ищем таланты в интеллектуально-логической категории. Точные показатели, стратегии, внутренняя логика процессов должны составлять основу будущей деятельности.
3. Телесно-кинестетические категории
Проявление телесно-кинестетической категории талантов можно наблюдать в играх-соревнованиях. Игрушки «друг с другом» или ребенок сам с собой могут часто выяснять: кто быстрее, выше, сильнее. В таких играх основной сюжет — улучшение своих физических данных, тренировка. В этом случае имеет смысл развивать у ребенка умение владеть своим телом.
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Но главным образом, все его развитые таланты группируются около какой-то основной категории. И
Социальная проверка таланта
Если ребенок действительно талантлив в каком-то направлении, то он с удовольствием готов демонстрировать это.
Например, если у ребенка открылся актерский талант, то он будет играть как актер в любом месте и в любой обстановке, а если у него есть музыкальные способности, то он будет напевать мелодии абсолютно везде.
Талантливые дети охотно участвуют в конкурсах. Им не так важен итоговый результат, а просто нравится посвящать время любимому направлению деятельности.
Неочевидные таланты: уникальность может быть в каждом
Мы поговорили об очевидных талантах, на которые обычно все обращают внимание и задают вопрос: а может быть, мой ребенок великий пианист или выдающийся художник? Но есть еще ряд талантов необычных, которые в дальнейшем — при правильном развитии — могут очень сильно помочь в жизни ребенка.
1. Эмпатия
Если ты замечаешь, что в игре ребенок подробно инсценирует ситуации из жизни и обращает внимание на эмоции кукол, а во время общения с тобой или с другими людьми он умеет в нужное время сказать лучшие слова поддержки или вовремя попросить о чем-то — это значит, что у него высокий уровень эмпатии.
Важно обратить внимание на то, чтобы этот природный талант не загубить. На нем в дальнейшем может быть основан успех в профессиях психолога, врача, маркетолога, политика, артиста.
2. Высокий уровень интуиции
Другой неочевидный талант — это высокий уровень интуиции. Если ты замечаешь, что ребенок в игре как будто бы предвосхищает события реальности — обрати на это внимание, особенно если он любит играть в волшебные истории. Такой талант может стать фундаментом для успеха в профессиях, связанных с большим риском: у спасателей, пожарных, руководителей высшего звена.
3. Критическое мышление
Еще один неочевидный талант — это критическое мышление.
Способность к критическому мышлению — это одно из качеств успешного лидера, и вовремя замеченный и развитый этот талант поможет быть более ярким и харизматичным в будущей жизни.
4. Комплексные таланты
Есть еще целая группа талантов, которые называются комплексными.
Заметить и развить эту суперспособность особенно важно, потому что она открывает очень большие возможности в выборе будущих профессий.
Как сохранить стремление ребенка развивать свой талант
Любой, даже самый значимый, талант очень легко обесценить. Поэтому важно показать ребенку, что ты им гордишься и поддерживаешь в его начинании.
Для рисунков и поделок подойдет импровизированная выставка. Это может быть стена или полка на видном месте. Если достижения связаны с цифровыми технологиями, например, если ребенок постарше создал свои видеоролики или на детских it-курсах написал свои первые программы, то их можно хранить в специальной папке в компьютере.
Резюме
К выявлению детских талантов нужно подходить комплексно, ориентируясь на особенности игры как на способ наилучшего отражения внутреннего мира ребенка.
- На основе наблюдений мы делаем вывод о ведущем направлении, а не о конкретном таланте.
- Затем сверяем наблюдения с особенностями ребенка, его темпераментом и другими качествами.
- Проверяем выводы, ориентируясь на конкретные признаки истинности талантов.
- Затем детализируем и укрепляем талант, следуя законам экологичного развития.
- Делаем социальную проверку таланта.
- Выстраиваем коммуникацию так, чтобы в безопасном и доверительном общении постоянно держать курс именно туда, куда направлено внимание и интерес ребенка.
- Избегаем ошибок при развитии таланта и бережно вводим выявленный дар во взрослую жизнь, помогая таланту ребенка максимально реализоваться.