Жестокость у детей: кто виноват и как с ней бороться

20.10.2024

Что вызывает буллинг в детской среде и как предотвратить травлю своего ребенка? Отвечает детский психолог Дарья Захарова.

Кадр из фильма «Зло»

Жестокость в группах, травля в детской среде... Что ты ощущаешь, читая эти первые слова? Страх, злость, пустоту, грусть? Данный феномен, который сопровождается агрессией и издевательством в адрес одного ребенка или по отношению к группе детей, никого не оставляет равнодушными. Это явление свойственно не только детям и подросткам, но около 30% детей по всему миру подвергаются травле.

По результатам различных исследований травле и жестокому обращению (буллингу) в российских школах подвергаются от 33 до 52% учеников; еще 10% опрошенных сообщили о том, что принимали участие в травле. Данная статистика сигналит педагогам, родителям, помогающим специалистам и всем неравнодушным взрослым, что на данный феномен нельзя закрывать глаза.

Буллинг травмирует не только жертву

Перед тем как мы с тобой начнем разбираться, что скрывается за детской жестокостью и рассматривать пути выхода, важно отметить, что буллинг травмирует не только так называемую жертву (ребенок, на которого направлена агрессия), но и всех участников коллектива.

Казалось бы, как может травмировать травля агрессора? Ведь он и является той жестокой фигурой, которая направляет свою агрессию на других ребят. Да, в моменте агрессор ощущает свое превосходство и не чувствует своей уязвимости. Однако, когда ребенка после агрессивного действия спрашивают: «Зачем ты так поступал?» — он пожимает плечами и не может найти ответ.

Факторы, которые способствуют буллингу в детском коллективе

Кадр из фильма «Класс»

Агрессия не появляется на пустом месте. За этим чувством стоит глубокая неудовлетворенность в близости со значимыми людьми. Когда ребенка постоянно одергивают за «неудобное» поведение, когда наказывают за любую провинность, его мозг запускает эмоцию фрустрации (раздражение). И именно эта невыраженная эмоция ищет выход через агрессивные действия.

Еще большие наказания за жестокое поведение запускает следующий круг фрустрации, которая опять же ищет выход через агрессивное поведение. Чувствуешь, как запускается замкнутый круг? Наказание-непонимание-агрессия-наказание-еще большая агрессия...

Это не значит, что агрессию нужно оставлять без внимания. Когда незрелый мозг ребенка не видит последствий и чувствует безнаказанность, агрессия и травля могут перейти в разряд неконтролируемой и крайне жестокой.

Безусловно, все участники детского коллектива должны понимать, что агрессия по отношению друг к другу влечет за собой последствия, но необходимо учитывать, что наряду с последствиями всем участникам травли необходима помощь и профилактика (не только жертве).

Профилактика травли

Основная профилактика травли в детской среде базируется на развитии эмоционального интеллекта и выстраивании контакта с разными эмоциями, особенно негативными.

Эмоциональный интеллект — это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Его развитие, это, в первую очередь, процесс, который включает в себя следующие этапы:

  1. Распознавание и понимание эмоций. Здесь подойдет упражнение «Компас эмоций», когда взрослый называет эмоции и вместе с ребенком подыскивает нужное выражение лица и телесное проявление.
  2. Управление эмоциями. Перед тем, как требовать от детей эмоциональный контроль, необходимо учитывать наличие развитого первого этапа (распознавание и понимание). Для развития контроля подходит очень простое упражнение, которое называется «Терпимо?». В чем его суть: вместо общепринятого обращения к ребенку «Да потерпи!», рекомендуется использовать вопросительную интонацию «Терпимо?», и если «Нет», то «Насколько, от 0 до 10, больно, неприятно, досадно, грустно и т. п.». Дети удивительным образом реагируют на такую незначительную смену тактики, потому как вместо давления чувствуют поддержку и соучастие.

Как оградить ребенка от травли и насилия

Кадр из фильма «Мачеха»

Зачастую объектом травли становятся дети с повышенной эмоциональностью (чрезмерно вовлекаются на придирки, насмешки) и дети, которые отличаются от большинства в группе (особенности умственного, физического развития, отличие во мнении и т. д.).

Если ребенка травят, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно нужно донести до него, что такое нельзя скрывать и необходимо рассказать об этом взрослому: родителям, педагогу, старшему товарищу. Также важно донести до малыша, что попросить помощи — это не слабость, а решение человека, попавшего в беду.

Фразы, которые помогут ребенку, на которого направлен буллинг:

  • «Для чего ты мне это говоришь?» — этот вопрос поможет сбить волну агрессии в моменте и дает шанс перейти беседе в более спокойное русло.
  • «Я правильно понимаю, что тебе нужно кому-то выговориться? Хочется со мной общаться, но ты не знаешь, как ко мне подойти?» — в данной фразе используется парадоксальное утверждение, на которое обидчику сложно быстро среагировать.
  • «У тебя все хорошо?» — этот вопрос поможет подсветить причину агрессии. Даже если обидчик ничего не ответит, то, скорее всего, задумается.
  • «Ага, я такой! Ага, я такая!» Если не можешь победить — возглавь. Спокойная реакция и «признание» своеобразности проваливает эмоциональную атаку агрессора.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что и жестокие дети, и те, кто подвергаются нападкам, являются жертвами непонимания своего внутреннего эмоционального мира. Обращая внимание на эмоции, которые предшествуют жестокости, можно снизить ее проявления, тем самым делая мир детей более безопасным.