Времена, когда зрители лишь безучастно смотрят спектакль, уходят в прошлое. На смену им приходят новые иммерсивные спектакли, где актеры и зрители образуют единый сюжет. И где именно благодаря залу спектакль получает жизнь. Каждый раз это новая жизнь с новыми импровизациями.
Иммерсивность (от англ. immersive — «создающий эффект присутствия, погружения») предполагает полное погружение зрителя в действие спектакля, свободу выстраивать свою собственную историю и реагировать на происходящее. В любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем — например, могут завязать ему глаза, дать в руки незнакомый предмет, могут обнять или поцеловать, а могут просто долго смотреть глаза в глаза.
«Арлекиниада»: роли, которые мы проживаем
Спектакль «Арлекиниада» — это трехчасовое путешествие в мир ролей, которые прячутся внутри каждого из нас, заставляя действовать по законам архетипических персонажей, активных на данный момент времени.
Главная героиня Алиса сходит с ума и попадает в дурдом. Задача лечащего врача, которого играет Вадим Демчог, разгадать всех ее персонажей и поставить диагноз. Впрочем, диагноз ставит не только врач, но и зрители. Ведь наблюдаемое не мыслимо без наблюдателя. И только благодаря залу и его поддержке завязывается сюжет.
Сколько ролей живет внутри одного человека? Отслеживаем ли мы, когда они становятся частью нас? Всегда ли эти роли нам во благо или у них есть отрицательные стороны? Как сбросить маски и найти себя настоящего? И есть ли мы настоящие? Или маски — это часть нашей жизни? На эти вопросы нам предлагают ответить во время спектакля.
А заодно прожить вместе с героями наиболее яркие архетипические сюжеты, поразгадывать с доктором тайны и ребусы, дойти до библейских сюжетов и узнать, что стало с Магдаленой в старости, почему мужчины боятся Лилит и выбирают Еву, а также, что происходит с отношениями: почему мы женимся и выходим замуж на одних людей, а потом открываем их истинные лица, которые оказываются совсем другими.
-
Не пропустите
«Алиса, это ты?», — голос доктора надолго врезается в память и звучит после окончания сплошными вопросами и сомнениями…
В спектакле множество спецэффектов — актеры, парящие в воздухе, клубы дыма, заполняющие пространство, яркие сценические образы, свет и тьма, сменяющие друг друга, диалоги, переходящие в зрительный зал.
Когда: 6 июня
Где: Театр Луны
Не-спектакль «Без Режиссера»
Этот перфоманс — результат полуторагодичного социального эксперимента и совместный проект ЦТИ Трансформатор, Театра Труда и Государственного музея-«Интеграция» им. Н. А. Островского. Целью эксперимента было выяснить, в какой мере актеры способны к автономному существованию на сцене, когда их не сдерживают рамки режиссуры и драматургии, и можно ли говорить о некоем дополнительном качестве, которым актера наделяет тотальная свобода.
Единственной рамкой стали выбранные актерами тексты-реплики, с помощью которых они общаются. «Без режиссера» в данном случае подразумевает «без фигуры предводителя/вождя/альфа-самца». Его заменил в спектакле трудовой процесс.
Трудиться будут все. Зрители, слушая и оценивая актеров. Актеры, читая свои реплики каждому из присутствующих и импровизируя. Режиссер Всеволод Лисовской, которого здесь быть не должно, но он все-таки есть.
Так как эксперимент и сам спектакль — это его создание. И без него актеры перестали бы собираться на репетиции, а рабочий процесс не состоялся бы. Не-спектакль не ограничен во времени и продлиться пока со сцены не уйдет последний актер.
Когда: 8 июня 2019 года
Где: Государственный музей–культурный центр «Интеграция» им. Н.А.Островского
«Совместные переживания»: разговоры о любви
Спектакль без традиционной сцены. Ее заменяют расставленные по всему залу стулья, на которых тебе предстоит провести 1.5 часа, слушая истории о первой любви актеров и зрителей. Кто есть кто становится понятно лишь к концу действия, когда актеров официально представляют залу и они под аплодисменты встают со стульев.
При входе в зал каждому участнику выдается листок с номером и текстом, который нужно произнести, когда на стене-экране загорится соответствующий номер. Некоторые получают одинаковые номера и текст, и тогда монолог превращается в многоголосье.
Самое неожиданное начинается, когда загорается зеленая лампочка — это знак, что пришло время делиться своим опытом первой любви. Детский сад, школа, университет, стажировка заграницей, курсы иностранного языка — ситуаций, когда можно влюбиться, множество. Главное, набраться смелости и рассказать об этом совершенно незнакомым людям, сидящим рядом.
Впрочем, никто все равно не узнает, правда это или нет, и воспримет ваш рассказ как часть спектакля. Рекомендуется к просмотру тем, кто давно мечтал попробовать сыграть на сцене, а также романтичным натурам, любящим вспоминать прошлое и ностальгировать.
Когда: 4, 5, 6 июня
Где: Центр им. Вс. Мейерхольда
Remote Moscow
Спектакль-путешествие по Москве для группы до 50 человек. Он соединяет в себе элементы спектакля, экскурсии, компьютероной игры и квеста.
«Remote X» (от англ «Remote control» — «дистанционное управление») — это гибкая драматургическая и технологическая модель, формула, придуманная главными героями неигрового европейского театра — Штефаном Кэги, Хельгард Хауг и Даниелем Ветцелем.
Эту формулу авторы применили уже в 18 городах мира — от Нью-Йорка и Сантьяго до Милана и Берлина. В каждом городе спектакль-путешествие разворачивается с учетом местных реалий — культурологических, психологических и географических. Но общность перфоманса в том, что 50 незнакомых людей встречаются в уставленном месте, надевают наушники и отправляются в путешествие по городу, слушая рассказ, комментарии и юмор стерео-гида.
События разворачиваются не на сцене, а в реальности. Реквизитами служат архитектура, улицы и декорации городов. Случайные прохожие становятся частью сюжета. Участникам предлагается взглянуть на человеческий быт глазами инопланетян. И осмыслить по-новому всю реальность.
Московская версия одного из самых популярных в мире проектов немецкой команды неигрового театра Rimini Protokoll самая долгоиграющая: устраивают по два-три сеанса в день, запустился уже четвертый сезон, который, по словам импресарио Федора Елютина, будет последним.
Когда: с 1 по 30 июня
Где: Сущевский вал, вл 19