Пора кушать: в чем заключался эксперимент с собакой Павлова, и как он связан с нашей повседневной жизнью

10.11.2021

Об опыте Павлова с собакой каждый из нас слышал еще со школьных времен. Однако знала ли ты, что этот знаменитый эксперимент по изучению пищеварения у животных произвел настоящую революцию в психологии? А еще его результаты вполне применимы к нашей повседневной жизни, и ими можно пользоваться для своего блага.

Фото Alice Castro, pexels

Иногда бывает так, что мы ищем что-то одно, а натыкаемся на что-то совершенно неожиданное, причем не менее ценное. В научных исследованиях такое случается сплошь и рядом.

Например, знаменитая «Виагра». Изначально ее разрабатывали для лечения заболеваний сердца, однако в ходе экспериментов был обнаружен внезапный «побочный эффект», стимулирующий мужскую эрекцию, что привело к перепрофилированию этого препарата.

Другой, не менее яркий пример — эксперименты русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который неожиданно для себя сделал важное открытие для... психологии. Предлагаем узнать побольше о той самой «собаке Павлова» и ее хозяине, разумеется, которым мы должны сказать «спасибо» за появление определения классического обусловливания — механизма, играющего большую роль в нашей жизни. Но, обо всем по порядку.

Содержание

Описание эксперимента с собакой Павлова
Схожий эксперимент с людьми
Классическое обусловливание в повседневной жизни
Классическое обусловливание в психотерапии
Как использовать классическое обусловливание в своих целях  

Собака Павлова: описание эксперимента

Не будем превращать эту историю в нудную лекцию и расскажем кратко, в чем суть эксперимента с собакой Павлова.

Русский физиолог случайно столкнулся с механизмом, позднее ставшим известным как классическое (или павловское) обусловливание, во время своих исследований желудочной системы животных. Измеряя скорость слюноотделения собак, ученый обнаружил, что они будут выделять слюну, когда почувствуют запах пищи в ожидании кормления.

Это нормальная рефлекторная реакция, которую стоило бы ожидать, поскольку слюна играет важную роль в переваривании пищи. Каждую «собаку Павлова» помещали в изолированную среду и держали в упряжи. Перед животными стояла миска с едой, а для измерения скорости выделения слюны использовалось специальное устройство.

Затем эти измерения записывались на вращающийся барабан, чтобы Павлов мог контролировать скорость слюноотделения на протяжении всех экспериментов. В ходе исследования Иван Петрович обнаружил, что у собак начинался процесс слюноотделения уже в тот момент, когда ассистент открывал дверь, чтобы их покормить.

Этот ответ продемонстрировал основной принцип классического обусловливания. Нейтральное событие, такое как открывание двери (нейтральный стимул, NS), может быть связано с другим последующим событием — в данном случае кормлением (известным как безусловный стимул, UCS). Эта ассоциация может быть создана путем повторения нейтрального стимула вместе с безусловным стимулом, который станет условным стимулом, приводящим к условной реакции: слюноотделению.

Павлов продолжил свои исследования и протестировал множество других нейтральных стимулов, которые, в противном случае, не были бы связаны с получением пищи.

Так он использовал тиканье метронома, которое собаки слышали перед кормлением и, как и в случае с приходом ассистента, при этом стимуле у них начинала выделяться слюна в предвкушении пиршества.

Принцип «собаки Павлова» в экспериментах с людьми

Результаты, опубликованные в 2003 году в журнале «Science», доказали, что подобные реакции свойственны не только собакам, но и людям. Более того, нарушение в механизме, обнаруженном Павловым, может быть ключом к перееданию или эмоциональному питанию.

Джей А. Готфрид и его коллеги из отделения нейробиологии независимого благотворительного фонда «Wellcome Trust» обучали людей, проходящих сканирование мозга, связывать абстрактные изображения на компьютерном экране с запахом ванили или арахиса.

После восьмиминутного периода обучения испытуемые продемонстрировали повышенный уровень активности в областях, которые являются частью схемы вознаграждения мозга, а именно в миндалевидном теле и орбитофронтальной коре (ОФК), связанный только с разглядыванием изображений. Затем исследователи попросили пациентов съесть столько ванильного мороженого или бутербродов с арахисовым маслом, сколько они пожелают, но не наедаясь до тошноты.

Когда участников повторно протестировали с помощью аппарата МРТ, ученые обнаружили, что изображение, связанное с едой, которую они только что съели, вызвало более низкую реакцию, чем до перекуса. Изображения, связанные с другой пищей, напротив, продолжали вызывать реакцию голода.

Эти результаты показывают, что мозг может затормозить наши желания в отношении определенных продуктов, как только наша тяга будет удовлетворена. Авторы предположили, что сбои в этом механизме могут быть движущей силой компульсивного питания или появления пристрастий к нездоровой пище.

Как классическое обусловливание проявляется в нашей жизни

Павловское обусловливание — очень полезный механизм для выживания, поскольку, один раз отравившись какой-то едой, мы начинаем ассоциировать ее с болезнью и испытывать рвотный рефлекс, уберегающий нас от повторного употребления в пищу опасного продукта.

А еще эксперимент с собакой Павлова с нами постоянно повторяют... рекламщики! Вспомни видеоролики или фотографии, на которых модели с идеально гладкой и чистой кожей с улыбкой наносят себе на лицо какой-то крем. При взгляде на эту картинку в нашем мозгу появляется невольная ассоциация: «это средство дарит коже здоровый вид», и, следовательно, мы с большей вероятностью приобретем продукт именно этого бренда.

Другой яркий пример: представим, что ты в течение нескольких лет работала в компании, в которой зарплату всегда выдавали первого числа каждого месяца. И даже когда ты уволишься, и день выплаты в новом месте изменится, первое время ты будешь продолжать испытывать необъяснимую радость в предвкушении начала нового месяца.

Эффект «собаки Павлова» в психологии и психотерапии

Прикладное применение открытие русского физиолога нашло и при лечении людей с различными психическими расстройствами, а также зависимостями. Приведем несколько примеров.

Лечение зависимостей

Классическое обусловливание играет важную роль в период реабилитации людей, выздоравливающих от алкогольной, никотиновой или наркотической зависимости. Так, люди, которые выпивали, курили или употребляли наркотики в определенных условиях или местах, часто подсознательно приучены ассоциировать удовольствие с этими факторами.

Вот почему многие врачи рекомендуют людям, которые восстанавливаются после употребления психоактивных веществ, избегать триггерных ситуаций и условий, чтобы не спровоцировать рецидив.

Фобии

Как ты знаешь, фобия — это разновидность тревожного расстройства, вызывающая иррациональные страхи перед определенными объектами или ситуациями. Когда у тебя развивается фобия, классическое обусловливание часто может это объяснить.

Например, если у тебя начинается паническая атака в определенном месте — например, в самолете — ты можешь начать ассоциировать самолеты с паникой и начать избегать или бояться перелетов. Переживание негативного стимула может повлиять на твою реакцию.

Важно помнить, что фобии основаны на иррациональных страхах. Точно так же, как классическое обусловливание, возможно, сыграло свою роль в «обучении» этой фобии, оно также может помочь лечить ее путем контробусловливания — как только ты совершишь несколько перелетов, не испытывая паники, страх должен начать уменьшаться.

ПТСР

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это тяжелое тревожное расстройство, которое развивается после того, как человек пережил травматическое событие.

Оно может заставить испытывать чувство опасности, даже когда человек находится в безопасной обстановке. Эта сильная тревога также усваивается через обусловленность.

Как можно использовать классическое обусловливание в повседневной жизни

Хотя перспектива поставить себя на место подопытной собаки может показаться не очень заманчивой, однако, взяв эксперимент Павлова на вооружение, ты можешь начать осознанно применять классическое обусловливание в своей жизни и получать от этого определенные бонусы.

1. Вознаграждай себя за прогресс на пути к цели

Психологи часто советуют для повышения мотивации вводить систему небольших вознаграждений за выполнение каких-то действий, которые мы хотим ввести в привычку.

Например, если ты совершила пробежку, можно приготовить себе вкусный смузи или порадовать себя «днем тотальной лени» после завершения трудного проекта без срыва дедлайна.

2. Создай приятную обстановку на рабочем месте

Нашему мозгу нравится чистота, и он получает удовольствие от нахождения в обстановке, в которой царит порядок. Сотри пыль с рабочего стола и систематизируй стоящие на нем вещи — вот увидишь: труд после этого станет более продуктивным!

3. Выработай (наконец-то) режим сна

Да-да, мы знаем, тебе об этом говорили уже миллион раз, но теперь, когда ты знаешь про классическое обусловливание, стало понятным, как и почему это будет работать.

Приучив себя ложиться в постель в одно и то же время, ты постепенно начнешь засыпать гораздо быстрее, поскольку мозг привыкнет воспринимать определенный час как сигнал к началу отдыха.

4. Применяй принцип эксперимента с собакой Павлова при дрессировке своего пса

И самый очевидный вариант. Пользоваться упряжкой и специальным устройством, как Павлов, не нужно, но, чередуя определенные команды с угощением, ты можешь выдрессировать своего любимца быстрее и эффективнее.

Список источников:

  • Классическое обусловливание (выработка условных рефлексов) // Психология развития: / Грэйс Крайг, Дон Бокум; — 9-е изд. — Питер, 2021.
  • Павлов И. П. Полное собрание сочинений. — 2-е дополненное. — Москва: АН СССР, 1952. — Т. 5.
  • Gottfried JA, O’Doherty J, Dolan RJ. Encoding predictive reward value in human amygdala and orbitofrontal cortex. Science. 2003 Aug 22;
  • Lin JY, Arthurs J, Reilly S. Conditioned taste aversions: From poisons to pain to drugs of abuse. Psychon Bull Rev. 2017.