Многие мамы каждый день (причем, по много раз) слышат от ребенка фразу: «Ой, мне страшно!» Она может звучать по самым разным поводам: когда ребенок опасается скатываться с высокой горки или же всерьез подозревает, что под кроватью притаилась шайка кровожадных пиратов. Как помочь ему справиться с охватившим ужасом?

Страхи бывают разные

Сначала давай разберемся, откуда вообще берутся страхи. Они не всегда связаны с конкретным травматичным опытом (упал с горки — теперь боится). Страх — естественное человеческое чувство. Оно выполняет несколько важных функций: запускает инстинкт самосохранения и заставляет ребенка проявлять осторожность, помогает определить границы своих возможностей, позволяет острее ощутить свою привязанность к чему-то или к кому-то. Содержание страхов варьируется в зависимости от возраста и жизненной ситуации.

Самые первые страхи — примерно с 5 месяцев до 3 лет — связаны с осознанием себя как личности с отдельными границами. Малыш чувствует свое одиночество и слабость перед непредсказуемым окружающим миром. Поэтому маленькие дети чаще всего боятся чужих людей, разлуки с родителями, темноты, высоты, громких звуков.

После 3 лет одна из самых частых причин появления страхов — детская впечатлительность и доверчивость. Из-за поверхностных представлений о жизненных явлениях ребенок легко верит любым россказням и мнениям. Расцвет детской «мифологии» приходится на 5-летний возраст. В этот период ребенок может бояться заболеть (или даже умереть) от проглоченной жвачки или не спать по ночам, ожидая, что в комнату вот-вот проберется «черная рука».

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте большинство страхов возникает на фоне стресса. Постоянное напряжение делает ребенка пугливым и подозрительным. Неприятное или пугающее событие, которое при благоприятных условиях он мог бы «переварить» и легко забыть, в ситуации хронического стресса надолго запоминается и беспокоит в течение многих лет. Такой стресс может быть связан с конфликтной атмосферой в семье, в детском саду или в школе.

Лекарство для храбрости

Избавление от страха можно сравнить с долгим процессом лечения, в котором спешка и неправильно подобранная дозировка препаратов могут нанести вред. Что потребуется ребенку, чтобы он перестал бояться?

Психологическая поддержка. Каким бы нелепым ни был страх сына или дочки, не высмеивай его, не убеждай в том, что бояться стыдно, потому что «он уже большой». Поддерживай ребенка в буквальном смысле: держи за руку, обнимай. Доказано: тактильный контакт с родителями снижает детскую тревожность. Скажи, что если он испугается, ты сразу примешь меры: придешь в комнату, включишь свет, заглянешь в шкаф. Скорее всего, сын или дочка начнет звать тебя по десять раз за ночь. Но этот период нужно пережить.

Информирование. Подробно расскажи ребенку о том, чего/кого он боится. Так, если он думает, что за ним придет «серенький волчок», расскажи о повадках настоящих волков. Оказывается, они сами боятся шума города и не могут залезть на пятый этаж. Изучите вместе энциклопедию о животных. Можно обратиться к «магическому», а не рациональному мышлению. Покажи пузырек с волшебной жидкостью, которая отпугивает волков. Повесь на дверь комнаты табличку «Охраняется зоополицией», чтобы хищники не вошли.

Привыкание. Постепенно приучай ребенка переносить пугающее воздействие. Например, если он опасается собак, дай ему возможность сначала погладить хорошо знакомую маленькую собачку, затем вместе постойте рядом с псом побольше. Посмотрите фильмы и мультики про собак: «Бетховен», «Умная собачка Соня». Иногда, когда ребенку страшно, можно подсластить «пилюлю», совместить с чем-то приятным. Если сын или дочка побаивается летать на самолетах, купи перед полетом новую игрушку, книжку, электронную игру.

Оценка плюсов и минусов. Когда ребенок не может решиться на какой-то поступок, он представляет себе лишь его негативные последствия. («Вот пойду в бассейн — и захлебнусь»). А ты обрати его внимание на плюсы, запиши их для наглядности или нарисуй. Важно, чтобы у плюсов был явный перевес. Вместе помечтайте о том, как будет здорово, если страх останется позади: «Представляешь, когда ты будешь плавать без нарукавников, то сможешь нырять и разглядывать подводный мир!». При этом важно не давить на ребенка и дать ему время собраться с силами.

Мария Баулина, психолог

Воспитать или запугать?

Взрослые провоцируют появление страхов, когда — «в воспитательных целях» — начинают запугивать ребенка. «Не будешь слушаться, полицейский заберет», «Не заглядывай в подвал — домовой схватит». Метод вредный: он удобен для взрослого здесь и сейчас, но никак не помогает детям усвоить правила поведения. А у впечатлительных малышей вызывает страхи. Этим чаще грешит старшее поколение — если услышала что-то подобное от бабушки, няни, сразу пресекай.

Комментарий эксперта

Елена Жатько, практикующий психолог, кандидат психологических наук, специалист Центра душевного здоровья «Альтер»:

В арт-терапии есть несколько техник, позволяющих ребенку справиться со страхом. Ребенка просят в деталях изобразить свой страх. А затем предлагают пририсовать ему смешные «аксессуары»: ослиные уши, свиной пятачок, колпак клоуна и т.д. Таким образом, с помощью высмеивания, страх обесценивается, перестает быть чем-то значимым.

1 Можно сделать и так: предложи нарисовать защитника — того, кто смог бы победить монстров. Этот способ хорош, когда ребенок очень боится рисовать сам страх. Рисунок защитника стоит выполнять на листе крупного формата — А3 и даже больше.

2 А можно изобразить безопасное место, где ребенок будет жить. Помоги ему продумать детали: на картине надо нарисовать главного героя, дом, где он будет жить, и добрых персонажей, которые станут о нем заботиться и играть с ним. А вот страхам там места нет.

3 И, наконец, страх можно лепить из глины. А потом легко размять и раздавить — и вылепить что-то новое и хорошее.

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен