Советские мультипликаторы создали анимационные фильмы, которые стали частью культурного когда всех детей постсоветского пространства и начала 90-х. «Летучий корабль», «Каникулы в Простоквашино», «Ежик в тумане», «Бременские музыканты», «Большой Ух» — это лишь сотая часть лучших мультиков студии, которые разошлись на цитаты и навсегда засели в наших головах конкретными образами.
-
Не пропустите
Сейчас мультипликационный рынок сильно отличается от того времени, но вытеснить советские мультфильмы инновационным и технологичным новинкам не удалось. Современные дети с таким же азартом и любовью наблюдают за приключениями Дяди Федора, переживают за Кота Леопольда и ждут, чем закончится гонка Волка и Зайца из «Ну, погоди!».
1 Дарья Яушева, клинический психолог
Мне нравился мультфильм «Тайна Третьей планеты», где девочка Алиса Селезнева вместе с папой исследовали другие планеты. Это напоминало мои отношения с отцом — он тоже был для меня окном в мир, в знания. Сама Алиса напоминала меня — жизнерадостную, открытую, любознательную девочку.
Думаю, что Алиса очень сильно повлияла на меня, причем не только из мультика, но и из книг Кира Булычева. Я даже в детстве предлагала сменить мне имя на Алису, но родители не согласились, естественно. Кроме Алисы, мне очень нравился механик Зеленый с его фразами, вроде: «Слишком здесь красиво... жди беды».
Цитат оттуда помню много, но самые любимые: «Птица говорун отличается умом и сообразительностью»; «А хотите, я его стукну? Он станет фиолетовым, в крапинку»,
Мой сын также с детства любит советские мультики. Самые любимые «Карлсон», «Дядя Федор» и «Бременские музыканты». Последний особенно ему дорог, потому что, когда он был маленьким, вместе с дедушкой (моим папой) пел песни из этого мультика.
2 Никита Горячев, инженер
Персонажи советских мультфильмов засели во мне глубже, чем я мог представить. Они, словно часть меня. Когда включаю, например, «Летучий корабль» или случайно вижу фрагменты из него, меня переносит в прошлое — где я сижу на даче у бабушки, ем ягоды с огорода и абсолютно счастлив.
3 Евгения Шустина, астролог
Я всегда с особой теплотой и нежностью вспоминаю о мультфильмах своего детства. До сих пор вызывают восторг «Бременские музыканты». Помню, мне понравилось, что принцесса нашла свою любовь. И после в своих фантазиях я, естественно, была этой принцессой.
Мне казалось, что у нее с солистом этих бродячих артистов такая интересная и насыщенная жизнь, полная приключений. Тогда подумала, что это так здорово — жить такой свободной жизнью вместе. Мне нравилась легкость, которая исходила от героев.
На фото: Евгения с мужем и детьми
Спустя много лет, поняла, что моя жизнь во многом схожа с сюжетом «Бременских музыкантов». Я вышла замуж достаточно рано и тоже уехала из дома со своим возлюбленным — переехала в Москву. С любимым мужем мы вместе почти 29 лет. Нам, как и принцессе с трубадуром, тоже удалось пронести легкость через совместную жизнь. Иногда мне даже кажется, что мы и есть эти Бременские музыканты. Тоже несколько раз переезжали с квартиры на квартиру, жили в разных городах и никогда не сдавались, несмотря на трудности.
Мультики советского периода хороши тем, что учат дружбе, добру, заботе о близких. В них добро всегда побеждает зло. Еще нравится, что во всех мультфильмах есть позитивные песенки. Я очень долго пела своим детям эти песни о дружбе и доброте.
Еще один мультфильм, который нашел отражение в моей жизни — это «Большой Ух». Считаю, что он абсолютно про мою профессию! В детстве, когда Большой Ух пытался научить волчонка слушать музыку Вселенной, я тоже так сильно хотела услышать и понять, что происходит там — высоко в небе. И вот теперь я — астролог и тоже умею слышать Вселенную.
4 Ольга Макарова, психолог
Люблю советские мультики и иногда с удовольствием пересматриваю с сыном. Особенно любим «Малыша и Карлсона». Невероятная концентрация позитива. Выражение, которое с детства в моем лексиконе: «А мы тут, знаете, все плюшками балуемся...».
Еще
Мне вообще кажется, что у советских мультфильмов нет срока давности. Они наполненными общечеловеческими ценностями, рассказами о добре, дружбе, о решении любых проблем. По крайней мере, для меня все они — об этом. Поэтому испытываю приятное ностальгическое чувство тепла, когда смотрю эти мультфильмы. И каждый раз радуюсь тому, что именно у нас создали такие мультфильмы.
5 Валерий Гут, кандидат психологических наук
Для меня советская мультипликационная культура в детстве была основополагающей. Я смотрел абсолютно все, что показывали по телевизору, а на проигрывателе слушал пластинки: «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Летучий корабль». Конечно, ребенком я не осознавал, какие это шедевры. Но когда вырос и пересмотрел некоторые мультики, пришел в совершенно иной восторг.
Я посмотрел на них как психолог и стал отмечать, как много в них «вшито» невротических вещей, которые и воспитывали гуманистические качества. Идеологическая платформа, конечно, тоже есть — на ней в СССР выстраивали абсолютно все, — но удивительно, что в мультфильмах она практически не ощущается. Создатели этих мультиков не тащили человека в идеологическую мясорубку, они взращивали что-то вневременное. Кстати, известный мультипликатор Хаяо Миядзаки как-то признался, что захотел заниматься созданием мультфильмов после просмотра «Снежной Королевы» Льва Атаманова.
Что касается моих ярких воспоминаний, то больше всего любил «Золотую антилопу» и «Маугли». Когда я их смотрел, то переносился в Индию. Моя невероятная любовь к джунглям сформировалась, в том числе на этих мультфильмах. Еще мне нравилось, как вел себя Маугли. Я пытался отлавливать и копировать его ролевую модель, учиться у него.
В других работах студии я тоже находил свои субличности. Самой сильной из них был трубадур из «Бременских музыкантов».
Уже постарше я стал фанатом кота Матроскина. Его цитаты вроде: «Средств у нас достаточно — у нас ума не хватает» — в какой-то степени сформировали финансовое мышление. Считаю, что мне повезло соприкоснуться в свое время с этим невероятным искусством — работами «Союзмультфильма».
6 Наталья Емельянова , PR-продюсер
Я назвала свою дочь Алисой в честь главной героини мультфильма «Тайна третьей планеты». В нем есть все, что только можно желать в детстве — космические путешествия, инопланетяне, роботы, приключения и милый маленький инопланетный питомец. Сама Алиса завораживала меня своей легкостью и любознательностью. Громозека же напоминал мне Карлсона — они оба веселые, добрые и заботливые.
Глядя на свою дочку, могу сказать, что она и правда похожу на Алису из советского мультика. Такая же любознательная и с большими красивыми глазами. Сейчас я пересматриваю этот мультфильм со своими детьми, потому что это понятная всем простая фантастика. Без сложных метафор и повесток. Бонусом идет замечательная и чарующая музыка Александра Зацепина. Прекрасное произведение искусства на все века.
7 Анна Жюсталь, бизнес-коуч
Сложно выделить один любимый мультфильм. Точно могу сказать, что в подсознании отложились многие — иногда они влияют на принятие решений или ощущения во взрослой жизни. Например, когда происходят сложные ситуации, в памяти всплывают кадры из любимых мультфильмов и помогают находить силы и энергию.
Был период, когда на меня навалилось много проблем, я ощущала себя одинокой в окружении равнодушных людей. И мне в тот момент вспомнился мультфильм «Алиса в стране чудес» — когда Алиса встречала на пути интересных персонажей, которые помогли ей взглянуть на привычные и простые вещи под другим углом.
Еще, анализируя свое прошлое, я пришла к мысли, что мой второй брак был очень похож на брак Дюймовочки с Кротом. Но поняла я это не сразу. В общем, интересно иногда оборачиваться назад и ассоциировать разные периоды своей жизни с каким-то мультфильмом, а себя — с определенным героем из него. В данный момент своим альтер эго я бы назвала Маленького принца. Потому что также считаю, что нужно постоянно ухаживать за своей планетой (душой), чтобы она процветала, и ценить любовь.
8 Виктория Ивачева, PR-менеджер
В детстве мы с братом так любили серию мультфильмов про Простоквашино, что ночью перед сном пересказывали их друг другу слово в слово. Что самое интересное, у нас в деревне жили родственники, у которых и кот на Матроскина похож, и собака по кличке Шарик, даже дядя чем-то напоминал почтальона Печкина.
Это очень интересно. Потому что персонажи в тех мультиках были многогранные — они показывали детям, что нет очевидно хороших и плохих.
Ежегодно появляются новости о пересъемке советской мультипликационной классики. Обновленные версии создают талантливые художники с применением новых технологий, но зритель все равно неохотно принимает полюбившихся героев в осовремененном облике. И в основном этот зритель — тот самый ребенок, который полюбил Матроскина, Чебурашку и других героев, когда их еще рисовали вручную, а не на компьютере.
Нет, это не про то, что «раньше было лучше» — ведь здорово, что студия развивается и уже 75 лет создает качественный контент. Такое непринятие, скорее, связано с тем, что работы «Союзмультфильма» тех лет — это как любимая игрушка: сколько новых не покупай, все равно роднее ее не будет. Эти милые сердцу герои — навсегда наш пропуск в детство.