Источник здесь и далее: личный архив героини

В 2025 году журналу «Лиза» исполнилось 30 лет! В цикле публикаций под общим названием «В главной роли — женщина» о своей работе, взглядах на жизнь и семейных ценностях расскажут 30 уникальных женщин. Праздничную серию продолжает интервью с Мариной Старовойтовой, первой женщиной-капитаном атомного ледокола с 20-летним рабочим стажем на морском флоте. 

Ваше имя «Марина» значит «морская». Когда впервые почувствовали, что это не просто совпадение, а знак судьбы?

Марина Старовойтова (далее — М.С.): Все началось в 2002 году, когда я впервые увидела море. Мы с друзьями поехали в Новороссийск. И я, стоя на берегу, зачарованно смотрела на огромные суда, выстроившиеся на рейде. Тогда и появилась мысль: «Как же это здорово — быть моряком!» Чуть позже знакомые из Заполярья рассказали мне о Мурманском морском пароходстве и о том, что женщины тоже могут попасть в плавсостав. Именно тогда пришло осознание: я хочу связать свою жизнь с морем. 

Вы начинали как учитель русского языка и литературы. Почему решили оставить школу в Брянской области и уехать в Мурманск? Как отнеслись родные к такому решению?

30 интервью с уникальными женщинами: капитан атомного ледокола Марина Старовойтова Источник: vesti.ru

М.С.: Мне хотелось попробовать что-то новое, неизведанное, посмотреть на мир под другим углом. Конечно, определенную роль сыграла и романтика Севера, и притяжение больших кораблей. Родители сначала отговаривали: им казалось рискованным, что дочь бросает стабильную работу и уезжает в никуда. Но они знали мой характер и понимали: если я решила, переубедить меня невозможно. Со временем тревога сменилась поддержкой, особенно когда я сказала, что поступаю в Морскую академию имени адмирала Макарова. Родителей уже нет... Но я уверена, если бы они видели меня сегодня, то гордились бы мной.

Первый рейс — каким он был?

М.С.: Настоящим посвящением в моряки. Было все сразу: и суровые испытания, когда я впервые столкнулась с настоящей качкой, и моменты восхищения — северным сиянием, бескрайними льдами, чувством невероятной свободы, которое дарит море. Этот рейс подарил полный спектр эмоций: от усталости и сомнений до восторга и осознания, что я выбрала правильный путь.

Вы сталкивались с разными вызовами — пираты в Аденском заливе, 10-балльные штормы, обледенение ледокола... Что помогало сохранять спокойствие в таких ситуациях?

30 интервью с уникальными женщинами: капитан атомного ледокола Марина Старовойтова Источник: vesti.ru

М.С.: В море испытаний всегда хватает: штормы, технические неполадки, сложные переходы. Но главный вызов всегда был внутри меня самой — справлюсь ли, хватит ли знаний, выдержки, воли? В такие моменты есть понимание: ты не один. Рядом команда, и у вас общая цель — пройти через трудности. Это невероятное чувство плеча: ты смотришь на команду, она — на тебя, и между вами рождается доверие и уважение. Когда ты видишь, как каждый действует слаженно, поддерживает товарища, именно это дает силы и уверенность идти дальше.

Были ли моменты, когда хотелось все бросить и вернуться к «спокойной жизни» на суше?

М.С.: Конечно, такие мысли приходили. Особенно тяжело было, когда сын был маленьким. Помню, как в рейсе смотрела видео с утренника в саду: все дети рядом с мамами, а мой — с бабушкой. На душе было неспокойно. Тогда я сказала себе: если увижу, что они не справляются без меня, уйду с моря. К счастью, все сложилось иначе. На ледоколе есть спутниковый интернет, и я могу не только звонить по видеосвязи, но и — пусть это звучит забавно — проверять уроки. А отпуск всегда посвящаю сыну. Сейчас он уже взрослый и понимает, насколько важна для меня моя работа, и гордится тем, что его мама — капитан. А для меня главное — знать, что дома все хорошо.

Вы прошли все ступени — от матроса до капитана. На каком этапе было тяжелее всего доказать себе и другим, что вы справитесь? 

30 интервью с уникальными женщинами: капитан атомного ледокола Марина Старовойтова

М.С.:  Самое трудное было вначале, когда пришлось доказать право работать матросом. Нужно было показать, что ты не боишься тяжелой работы, что готов наравне со всеми тянуть швартовы, чистить трюмы, работать с грузом, стоять вахту в любую погоду. В море нет места слабости, здесь ценят дело и надежность. Себе я ничего доказывать не пыталась — всегда знала, что справлюсь с физическим трудом. Нужно было завоевать уважение коллег, и это получалось только через упорство и отношение к работе. А когда видят твою стойкость и упорство, молва быстро разлетается по флоту. Дальше все зависит уже от целеустремленности.

Есть ли у вас маленькие «женские секреты», которые помогают сделать суровый быт на судне уютнее?

М.С.:  Да. Я всегда беру с собой комнатные растения — они делают каюту живой и теплой. А еще у меня есть маленький талисман — плюшевый мишка. 

Море учит терпению, силе, свободе. А чему оно научило вас?

М.С.: Прежде всего — ответственности. В море невозможно перекладывать ее на кого-то еще. Нужно принимать решения, просчитывать риски, отдавать четкие приказы и быть готовым отвечать за их последствия.

Кто для вас опора на берегу? Хотели бы, чтобы сын пошел по вашим стопам?

М.С.: На берегу меня поддерживают родные и друзья. Что касается сына, мне бы хотелось, чтобы море стало для него любовью, как и для меня. Но он должен выбрать свой путь. Главное, чтобы сын был счастлив и нашел дело по душе. Но какой бы путь он ни выбрал — морской или иной, — я всегда буду рядом, чтобы его поддержать.

Какой отдых предпочитаете после долгого рейса?

М.С.: Для меня лучший отдых — смена моря. Но после Арктики хочется, чтобы оно было теплым и ласковым. Мы с сыном стараемся уезжать туда, где можно купаться, загорать, посещать экскурсии. А еще я люблю простые радости: рыбалку, поход за грибами, огород, велосипед, мотоцикл, прогулки с друзьями. 

Какое блюдо готовите первым делом, когда возвращаетесь домой?

М.С.: Жареную картошку с лисичками. 

Когда в последний раз удивляли себя?

М.С.: Два года назад, когда сдала на права категории А и впервые села на мотоцикл.

Что считаете главным достижением? 

М.С.: Если говорить о профессии, то, безусловно, это назначение на должность капитана. Для меня это не просто карьерная вершина — это огромная честь и наивысшее проявление доверия, какое только может быть в нашей профессии. Когда-то я сама бросила себе этот вызов, и долгие годы каждый шаг, каждое принятое решение были направлены на то, чтобы доказать в первую очередь себе: я могу.

Рекомендуем