Источник: Unsplash (@fer_nando)

Море не терпит случайных людей. Поэтому, чтобы стать профессиональным рыбаком, нужно пройти особенную подготовку. Опытный моряк и эксперт компании «Путина» Кирилл Козлов рассказал, с какими опасностями сталкиваются на работе рыбаки и какие этапы нужно пройти, чтобы выйти в море на траулере.

Рыбак и рыболов — в чем разница

Как пожарные не любят, когда их называют пожарниками, так и профессиональные рыбаки ревностно реагируют, слыша в свой адрес рыболов. Объясним, в чем разница.

  • Рыболов — это человек, который ловит рыбу в свое удовольствие. То есть для него это — хобби. Среди рыболовов бывают любители и спортсмены. Первые делают это для себя, ни с кем не соревнуясь в скорости, вторые подогревают свое увлечение спортивным азартом и участвуют в соответствующих соревнованиях.
  • Рыбак — это специалист, который профессионально ловит рыбу или краба в промышленных масштабах.

Деятельность рыбаков регулируется нормативами, которые формируют агентства по рыболовству в каждом регионе. Например, в Сахалинской области действует норма, которая позволяет бесплатно добывать лососевых. И для рыболова — это три хвоста горбуши в сутки. Траулер, в свою очередь, может уйти и с тысячей тонн добычи.

Почему профессия рыбака такая опасная: 4 главные угрозы в работе

«Слабакам тут не место!»: профессиональный рыбак об особенностях своей работы (бонус: советы по выбору икры)
Источник: Unsplash (@hookie1001)

День рыбака в России отмечают во второе воскресенье июля. На Камчатке рыбаки празднуют его прямо в море — на лососевой путине — и, шутя, вспоминают, в какие передряги им приходилось попадать во время работы. Шутки в такой непростой работе помогают не зацикливаться на возможных или произошедших последствиях — как бы что ни было, но команде нужно плыть дальше.

Вот и наш эксперт, рассказывая о четырех главных угрозах своей работы, с юмором вспомнил несколько ситуаций, которые простого обывателя приведут как минимум в недоумение. 

1. Шторм

Современные траулеры (траловые судна, которые ловят тралом — гигантской сетью) оснащены новейшим оборудованием для ловли. Однако крутая электроника и лучшие гидролокаторы, ориентированные на поиск скопления рыбы, бессильны перед стихией. Если на судно надвигается девятый вал — шансов на спасение нет. Траулер превратится в щепку. Именно поэтому профессия рыбака входит в 10-ку самых опасных в мире.

В общем, каждый раз, выходя в море или океан, рыбаки рискуют жизнью. Оказаться на соседнем траулере, можно сказать, везение. С таким же успехом смывает и в холодное море. По статистике, трудовой стаж моряков трагически прерывается у 40 человек на 100 тысяч работников. Это в 2,5 раза больше, чем в сфере строительства.

«Людям без серьезной физической подготовки и железной мотивации в рыбаки идти не стоит. Слабакам тут не место! Опасность в море поджидает не только во время шторма. Например, если человек упал за борт в северных водах, где чаще всего работают рыбаки, даже супер пловец погибнет. Смерть от холодового шока в ледяной воде наступает в первые минуты после погружения», — отметил Кирилл Козлов.

По этой же причине, подчеркнул эксперт, норвежские викинги, в свое время, не оборудовали ладьи спасательными средствами — не видели в этом смысла.

2. Крупные морские животные

«Слабакам тут не место!»: профессиональный рыбак об особенностях своей работы (бонус: советы по выбору икры)
Источник: Unsplash (@anchorlee)

Также опасность для небольших рыболовецких пароходов представляют крупные морские животные. 

«Работали мы как-то на краболове,  — вспомнил Кирилл. — и, как обычно, для улова поставили ловушки, связанные между собой цепью. Но вместо крабов в сети запутался синий кит — махина в 1,5 раза больше нашего судна размером 32 метра от носа до кормы. Скажем так, выпутаться из этой ситуации всем было не просто».

Нередко в сети траулеров в поисках легкой добычи попадаются сивучи — это представители семейства ушастых тюленей. Если такое происходит, рыбаки забрасывают его на корабль, где полуторатонный морской котик начинает скакать по палубе. Но никто не умиляется происходящим. По словам эксперта, в такой ситуации мешкать нельзя — так что команда открывает брандспойты и тут же смывает непрошеного гостя за борт.

3. Бурый медведь

«Слабакам тут не место!»: профессиональный рыбак об особенностях своей работы (бонус: советы по выбору икры)
Источник: Unsplash (@arsgadz)

Еще одна угроза для рыбаков — бурый медведь. Он же и серьезный конкурент на Камчатке. Этот любитель рыбы активизируется после зимней спячки и весной с азартом рыбачит на берегу. Чтобы не столкнуться нос к носу со зверем, рыбакам нужно соблюдать несложные правила:

  • кричать или громко разговаривать, если находишься на берегу;
  • постукивать по чему-то металлическому — котелку или термосу.

Подобные звуки отпугивают зверей. Так что эти простые меры безопасности действительно могут спасти жизнь.

4. Артрит

Артрит — профессиональная болезнь рыбаков и моряков, которая появляется из-за травм, тяжелой работы с такелажем, снастями и частого переохлаждения.

Как стать профессиональным рыбаком

Ошибочно думать, что рыбаком может стать кто угодно — без профессионального образования. Вот российские вузы и колледжи, которые обучают по этому направлению:

  • Камчатский государственный технический университет. Бакалавриат по специальности «Промышленное рыболовство». Есть очная и заочная формы обучения. Стоимость за год — 282,5 тыс. руб. и 71 тыс. руб соответственно.
  • Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет. Магистерская программа по специальности «Промышленное рыболовство». Формы обучения также двух видов. Цену нужно уточнять в самом университете. 
  • Морские рыбопромышленные колледжи в Астрахани, Мурманске и Калининграде. Условия обучения лучше смотреть на сайтах образовательных учреждений. 

На штурмана промыслового судна в высших «мореходках» учатся 5,5-6 лет. Сотрудники службы обработки (технологи) проводят в учебном заведении от 3 до 5 лет (в зависимости от того, какое образование получают — среднее или высшее). Дипломированный специалист после 5-ти лет обучения может гордиться «званием» инженер-технолог с доступом в море.

«Нередко среди работников на рыболовецком судне трудятся целые династии — рыбаки в третьем, четвертом поколении. Это хорошо, потому что новичку на траулере может быть тяжело не только физически, но и морально. Поэтому поддержка и советы семьи сильно помогают справиться с нагрузкой», — сказал Кирилл Козлов.

График работы рыбаков — ненормированный. Правила диктует погода. Несколько суток гнать большой перспективный косяк — нередкая ситуация, а некоторые виды рыбы, например, сайру как ночных хищников добывают только после захода солнца.

Впрочем, есть и береговая обработка рыбы и морепродуктов — когда улов привозят маленькими судами к заводу, который стоит на берегу. Часто это — «сезонная акция». Например, когда лосось идет массово, и траулеры попросту не успевают его обрабатывать. 

На рыболовецких судах не бывает женщин — слишком тяжелый труд. Зато среди рыбопереработчиков их много. В сезон набирают сотни сотрудников на береговую обработку. Попасть в ряды тружеников могут любые граждане старше 18 лет. Ведь многие процессы разделки по-прежнему происходят вручную. 

Сколько зарабатывают капитан траулера, рыбак и рыбопереработчик

  • Капитан траулера может получать 350 тыс. руб. в месяц.
  • Уровень зарплаты рыбопереработчиков зависит от количества переработанной рыбы и организации, в которой они работают. Назвать точную сумму невозможно. В среднем, за месяц работы в сезон на Камчатке и Сахалине платят 80-100 тыс. руб. В Москве зарплата варьируется от 60 до 80 тыс. руб.
  • Что касается дохода рыбаков — согласно отчету Росстата о заработной плате работников организаций по видам экономической деятельности, в 2020 году в отрасли «Рыболовство и рыбоводство» в среднем платили 94 тыс. руб. в месяц. Это на 7% больше, чем годом ранее. В 2019-м цифра была 88,6 тыс. руб.

Таким образом «Рыболовство и рыбоводство» занимает 4 место в рейтинге самых высоких зарплат в России. Но, учитывая, с какими опасностями приходится сталкиваться специалистам, понятно, почему в отрасли такие оклады. Более того, кажется, этого даже мало. 

Качества и умения, которыми должны обладать капитаны и рыбаки

«Как говорят в нашей профессии: «Капитан на судне — первый после Бога». Это должен быть человек, умеющий сохранять высокий уровень авторитета в любой ситуации», — сказал эксперт «Путины». Далее он перечислил неочевидные для обывателей качества капитанов и рыбаков, которые помогают им работе. 

  • Знание языков. Капитан рыболовецкого судна должен хорошо знать английский. Ведь рыба границ не знает, поэтому, когда косяк сельди перемещается в международные воды, может потребоваться переговорный процесс для продолжения погони.
  • Внимательность. Рыбак всегда должен быть на стороже, чтобы вовремя заметить рыбу и начать действовать. 
  • Умение работать в команде. Без этого навыка невозможно выстроить работу на судне. Слаженная работа — это огромная часть успеха. Если все будут действовать эгоистично, то проблем точно не избежать. Задача капитана, в том числе создать такую обстановку, чтобы команда была сплоченной. 
  • Трудолюбие и терпеливость. Здесь все очевидно. Море не терпит лени и бездумной спешки. 
  • Умение думать и принимать решения в экстренных ситуациях. 
  • Смелость. 
  • Физическая сила. По словам Кирилла Козлова, сила — не последний критерий при трудоустройстве. Ведь разгрузкой улова занимается вся команда — кроме капитана, судового врача и кока. Это значит, что нужно с пола забрасывать ящики с рыбой на полутораметровую высоту. Причем вес одного ящика достигает 20-22 кг. Но это еще терпимо — во времена Советского Союза нормативы были менее щадящими — каждый бокс с рыбой весил 33-40 кг.

Также, по словам эксперта, хорошо, если до поступления на службу рыбак или капитан обзаводятся семьей.

«Мысли о доме, где тебя ждут, в долгих рейдах очень помогают выдерживать любые трудности», — подчеркнул Козлов.  

Еще один интересный момент. Оказывается, для промысла быстроходной рыбы, такой как тунец, может потребоваться умение управлять водным мотоциклом. Так как тунца ловят кошельковым неводом, нужно, чтобы несколько ловцов на гидроциклах на огромной скорости окружали косяк сетью.

Бонусный совет эксперта: как выбрать качественную икру в магазине

«Слабакам тут не место!»: профессиональный рыбак об особенностях своей работы (бонус: советы по выбору икры)
Источник: freepik.com

Кирилл Козлов назвал ключевые моменты, которые помогут не ошибиться при выборе икры: 

Плотность. Если покупаешь икру в стеклянной таре, смотри, чтобы ее консистенция была плотная, не жидкая. Икринки должны быть упругие, разбористые, с минимальным количеством сока.

Однородность. Цвет икры должен быть одинаковым — без перепадов оттенков. Также не должно быть плавающих пленок и сгустков крови. 

«Кстати, лососевая икра бывает разного цвета — от светло-оранжевого до бордового в зависимости от вида рыбы (форель, горбуша, нерка). Так, что, если зернышки слишком яркие — это вовсе не значит, что продукт подкрасили», — предупредил эксперт.

Если после покупки икры лососевых рыб не оставляют сомнения, что это — имитация, проведи опыт. Залей пару икринок крепким кипятком — если это желатиновая имитация, тогда она попросту растворится.

На заметку. Белая икра не менее вкусна и полезна, чем красная. Недаром щучью в прежние времена называли «царской». В белой икре щуки или трески столько же полезных элементов и витаминов, сколько в красной.

Рекомендуем