Что хорошо продается
Из чего складывается стоимость
Почему так ценится ручная работа
Как открыть свой бизнес
Если клиент недоволен ценой
Монетизировать хобби и превращать его в бизнес можно и нужно. За последние 10 лет спрос на хэндмейд значительно вырос. Вещи ручной работы стали особенно востребованными, ведь из-за санкций множество импортных производителей ушли с рынка. Мастера сталкиваются с дефицитом материалов, проявляют чудеса смекалки и находят новые возможности для творчества. Разнообразие крафтовых изделий растет, но вместе с этим растет и цена.
Что хорошо продается
На рынке популярен крафт (изделия ремесленников) любой техники и любого направления — от посуды до ювелирных изделий. Но особым вниманием покупателей пользуются мастера, которые ярко выражают собственный стиль и аутентичность. Люксовые рестораны все чаще выбирают посуду ручной работы — она качественнее и разнообразнее фабричной, а еще демонстрирует заботу о клиенте. Авторская одежда тоже становится очень популярной: на первый план выходят дизайнеры, которые практикуют индивидуальный пошив и уделяют пристальное внимание качеству.
Из чего складывается стоимость
Многие вещи ручной работы стоят не дороже массмаркета — хотя цену можно было бы и повысить. Ведь такие изделия зачастую качественнее и разнообразнее, их форма богаче, и они гораздо ярче отражают индивидуальность своего владельца. Чтобы определить, какая цена будет адекватной для твоего творения, учитывай следующие факторы. Прежде всего, в цену изделия необходимо включить стоимость материалов, доставки, услуг подрядчиков и т. д. — то есть всего, что можно точно подсчитать и сверить с чеками. Затем нужно обозначить стоимость часа своей работы и определить примерную цену, за которую ты готова продать вещь. Не забудь заложить в стоимость еще и процент брака: например, в работе с керамикой этот процент просто высокий, а в ювелирном деле — еще и очень затратный. Если работа не уникальна, цена должна быть сопоставима со средней стоимостью таких вещей на рынке. Если вещь уникальна, цена может быть любой. Выставляй вещь на продажу, а далее смотри на реакцию покупателей. При необходимости, понемногу снижай цену и пробуй снова и снова.
Почему так ценится ручная работа
Художник придумывает, создает и продает нечто особенное, наделенное идеей и смыслами. Продавец и покупатель переходят с рынка в поле искусства. Клиент покупает у творца не только утилитарную вещь, но и эмоции, которые она ему принесет. Мастер вкладывает в работу образование, идеи, вкус, сотни часов практики и собственный образ жизни. Если художник ведет напряженную и не вдохновляющую жизнь, если он остается «голодным» и не может быть уверенным в завтрашнем дне, ему сложно создавать качественные и востребованные вещи.
Он должен достичь баланса между работой и отдыхом, бывать на природе, посещать галереи и тематические мероприятия, знакомиться с коллегами и т. д. Эти вложения невозможно измерить в часах, но автор может опираться на свои ощущения: важно понять, сколько его личности заложено в ту или иную работу. Например, мастер хочет отражать в своих работах глубину Севера, а покупатели готовы платить за аутентичные вещи этого направления. Ему потребуется много времени на изучение информации, путешествия, экспедиции и общение с людьми. Траты на саморазвитие и творческие поездки тоже закладываются в стоимость работ. Очень важно получать обратную связь от своих коллег и развивать «насмотренность».
Как открыть свой бизнес
Чтобы начать зарабатывать на вещах ручной работы, необходимо пройти несколько этапов.
- Добиться технического качества изделия. Это значит, что вещь не имеет брака, она сделана из хороших материалов и долго прослужит владельцу.
- Продумать концепцию и найти нишу — самостоятельно или с помощью специалистов. Крупные корпорации могут производить керамические тыквы, мебель и косметику одновременно. Но в самом начале пути лучше следовать одному направлению, стиль и философия которого будут понятны покупателю.
- Определить свой принцип деятельности: продажа готовых изделий или производство на заказ. Известные авторы чаще уходят в творчество и делают только те вещи, которые их вдохновляют.
- Создать коллекцию работ и оформить портфолио или каталог. Нужны качественные фото- и видеоматериалы — они требуются для презентации работ в соцсетях и на сайтах, а также при участии в крупных проектах, для оформления публикаций и т. д.
- Разработать прайс-лист и определить стоимость изделий.
Важно не бояться учитывать полную стоимость работ, не обесценивать свой труд. - Наладить производство. Реклама может привлечь множество покупателей одновременно — зачастую у мастера просто не хватает времени и мощностей, чтобы обработать все заказы. Это приводит к долгому ожиданию и негативной реакции со стороны клиентов.
- Оформить аккаунты в социальных сетях. Даже если мастер хочет уйти в офлайн-продажу, присутствие в соцсетях поможет нарастить базу заказчиков и наладить поток клиентов. Все фотографии должны сопровождаться информацией о характеристиках товара, возможности его приобретения, стоимости, способе заказа и доставки.
- Юридически оформить свой труд: стать самозанятой, индивидуальным предпринимателем или создать общество с ограниченной ответственностью. На начальном этапе именно самозанятость — самый комфортный вариант с минимальной налоговой ставкой: 4 % с дохода от физических лиц и 6 % — от юридических.
Если клиент недоволен ценой
«Откуда вы взяли такую цену? Так дорого — за это?» — эти обидные вопросы, как правило, звучат от представителей нецелевой аудитории.