Сейчас в кинолентах нередко можно повстречать так называемые «пасхалки» — детали, с помощью которых режиссер намекает зрителю на взаимосвязь частей своего проекта. Хотя это также могут быть шутки, секреты и вообще все что угодно. А вот в советских картинах были собственные, так скажем, «коды общения» со зрителем — это реквизит, который можно повстречать в разных по сюжету фильмах.
Пасхалками это не назвать, зато разобрать одинаковый инвентарь из нашего любимого кино и проверить тебя на внимательность — почему бы и нет. Сегодня этим и займемся.
Трамвай КМ № 2170
Появлялся в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота» и «Мастер и Маргарита».
В 70-х и 80-х годах режиссеры сняли несколько проектов, где время действий — это сороковые и пятидесятые. И передать атмосферу тех времен помог легендарный трамвай КМ № 2170, построенный в 30-е. Изначально он использовался для регулярных московских маршрутов, а потом его сделали «буксиром». В 79-м он стал героем советской картины «Место встречи изменить нельзя» — во второй серии Жеглов и Шарапов вытащили из него вора…
В «Покровских воротах» в него заходят Хоботов с Людочкой, и с него также начинается фильм «Мастер и Маргарита» 1994 года.
Плед
Полосатый плед обитал на стене в квартире Володи в фильме «Москва слезам не верит». Увидели мы деталь в эпизоде, где герой привел к себе любовницу. Тремя годами позже плед переместился в картину «Одиноким предоставляется общежитие».
Бронзовая статуя «Персей и Пегас»
Появлялась в «Служебном романе», «Секретной миссии», «Ширли-мырли», «Бриллиантовой руке» и «Семнадцати мгновениях весны».
Эта статуя — реплика труда французского скульптора Эмиля Луи Пиколя (оригинал сделан в 1888 году), получившая свою долю славы. Она стояла в научных учреждениях и домах состоятельных людей, а ее вес достигает 25 килограммов! Только вспомни, как Новосельцев из «Служебного романа» таскал этого коня, которого сделали подарком на день рождения сотрудника статистической конторы. Тогда на лбу актера выступил пот, подтверждающий увесистость реквизита!
Кстати, во время съемок фигуру повредили, и от нее откололась небольшая часть. Спасли ситуацию с помощью пластилина, а затем коня отвезли на реставрацию.
«Я нашел скульптуру на реквизиторском складе «Мосфильма», показал ее Эльдару Рязанову, и она ему очень понравилась. Лошадь очень тяжелая — килограммов 25. Один раз мы фигуру уронили, и кончик крыла обломился. Чтобы продолжить съемку, замаскировали это пластилином, а потом скульптуру отремонтировали», — рассказывал режиссер Евгений Цимбал.
В «Секретной миссии» она стояла в холле, а в «Семнадцати мгновениях весны» — в доме Шелленберга. В «Бриллиантовой руке» Горбунков подходит к продавщице с вопросом: «А у вас есть такой же, но без крыльев?», и зрителям коня показывают крупным планом.
Одежда Грозного
В 1945 году вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Перед работой над ним для главного героя специально сшили наряд, над которым трудилась художник театра и кино Лидия Наумова, поначалу помогавшая художнику-иллюстратору Всеволоду Воинову.
Затем роскошный костюм Грозного появился в ленте Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
Кошки-копилки
Этих милых фарфоровых кошечек сделали специально для фильма «Операция «Ы». Их продавал Трус и на них же параллельно он практиковался усыплять жертв, прикладывая платок со снотворным.
И пусть по окончании съемок копилкам пришлось еще попылиться, все же одна из них дождалась новой работы — в фильме «Не может быть!». Ее мы видим в момент визита Завитушкина в мещанскую квартиру тридцатых годов, потом через год, в 1976-м, снова встречаем знакомую деталь — в картине «Ты — мне, я — тебе». Через восемь лет кошка появляется в фильме Владимира Меньшова «Любовь и голуби». В нем она стоит на печке в доме Василия Кузякина.
Конкретное количество сохранившихся копилок неизвестно, зато одна точно в целости и сохранности — в музее «Мосфильма».
Бархатное платье
Черное платье с золотыми вышивками показано в фильмах «Собака на сене» и «Благочестивая Марта». В первом случае его носила графиня Диана де Бельфлор (Маргарита Терехова), а потом — донья Инес (Екатерина Райкина).
Кстати, в то время как зрители были под сильным впечатлением от работ костюмеров, историк моды Александр Васильев заявил — эпоху XVII века передали совершенно неправдоподобно, поскольку тогда в платьях не было ни намека на откровение.
Корона
В «Обыкновенном чуде» практически все декорации также были сделаны из подручных материалов или найдены в закромах склада, потому корону называли раритетом и хранили как зеницу ока. Кроме того, за год до «Чуда» снимали фильм-мюзикл «31 июня», в котором был этот же атрибут.
Интересно, что съемка второго фильма стартовала вскоре после начала работы над первым, поэтому актерам приходилось ждать своей очереди, чтобы надеть корону. В каких-то эпизодах короли вовсе были без нее.
Рыцарские доспехи
Снова обратимся к фильму «31 июня». Режиссер Леонид Квинихидзе одолжил для своего проекта доспехи у Леонида Гайдая — тот их использовал в комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
Новогоднее платье
Не узнать платье Нади из «Иронии судьбы» — практически невозможно. Фильм настолько хорошо его «распиарил», что заметить тот же самый наряд, засветившийся ранее в картине 1972 года «Опасный поворот», не каждому под силу. Тогда его примерила Антонина Шуранова, исполнившая роль Олуэн Пиил. Правда, в тот момент оно было длиннее и с другими пуговицами.
Интересно, что при работе над «Иронией» Барбара Брыльска не была в восторге от наряда — она считала его фасон старомодным. И тогда художник по костюмам Ольга Кручинина, чтобы угодить звезде, пошла на экстренные меры — укоротила платье, добавила пояс с золотой пряжкой и пришила другие пуговицы.
Статуя Галатеи
Ее смело можно приписать к числу известных артистов, ведь она не хуже них сделала себе кинокарьеру. К примеру, ее показывали в фильмах «Бег», «Васса», «Старый Новый год» и «Формула любви» — именно благодаря последнему статуя получила наибольшую узнаваемость (по сюжету помещик Алеша Федяшев влюбился в нее и пытался оживить).