Когда в нашей жизни появились всевозможные коммуникаторы и коллективные чаты, казалось, они принесут лишь плюсы. Ведь как удобно — самые актуальные проблемы можно обсудить сообща, не пытаясь физически собрать всех вместе. Быстрое и эффективное общение. А как легко стало собирать деньги переводом на карту какому-нибудь активисту — на ремонт дачной дороги, на день рождения учителя, на цветы в подъезде и т. п. Почему же тогда все больше людей отписываются от родительских, школьных, домовых, дачных и других подобных чатов? Есть две самые распространенные причины:
- Первая — постоянная перегруженность чата разговорами, в том числе пустой болтовней, которая отвлекает и раздражает.
- Вторая — хамство в чатах. Люди, которые при личной встрече никогда не позволили бы себе оскорбительные выражения, хотя бы из опасения получить пощечину, на расстоянии чувствуют безнаказанность и распоясываются.
Можно ли заставить хама ответить за свои слова, написанные в общем чате? Важно понимать, что подобное общение с точки зрения закона уже давно переросло из личного в публично-дистанционное — то есть
Что такое оскорбление
По закону, оскорбление — это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Это может быть нецензурная брань или выражение, которое противоречит общепринятым в обществе нормам, аналогии с чем-либо.
Единого критерия и перечня оскорблений не существует. Степень нанесенного оскорбления может определить только суд.
Сложности, которые могут возникнуть:
- не всегда можно доказать, что оскорбили именно тебя, а не твоего тезку из того же чата;
- для весомости доказательств нужна привязка к номеру телефона обидчика — номер телефона должен быть зарегистрирован на его имя.
Незнание закона не освобождает от административной ответственности в случае чрезмерной, пусть даже и разовой, несдержанности в чатах или личной переписке.
Наказание за грубость
За любое оскорбление при общении в чатах и социальных сетях предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 5.62 Кодекса об административных правонарушений РФ «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». За нарушение штрафуют. Размер наказания зависит от того, где произошло оскорбление:
- В личной переписке (WhatsApp, Телеграм, смс) — тогда штраф составит от 3 до 5 тыс. руб.
- В общем чате. В этом случае оскорбление считается публичным, поэтому штраф строже — 5-10 тыс. руб.
Алгоритм действий
Чтобы действительно наказать обидчика и надолго отбить у него желание хамить, нужно не отвечать аналогично, а действовать строго по закону — с холодной головой.
Что нужно сделать:
Обратиться к нотариусу и нотариально удостоверить факт нанесения оскорбления. Нотариус заверит страницу, содержащую информацию оскорбительного характера и выдаст протокол осмотра;- Написать в прокуратуру заявление о нанесенном оскорблении. Приобщить доказательство в виде нотариально удостоверенного протокола осмотра страницы, которая содержит указанные слова и выражения;
- Ждать окончания административного расследования. После этого дело передадут из прокуратуры мировому судье для дальнейшего рассмотрения;
После рассмотрения административного дела судья вынесет решение о привлечении обидчика к административной ответственности и назначит штраф.
Правила общения в чатах и мессенджерах
Как в домашних, так и в рабочих чатах есть общепринятые правила поведения. Соблюдая их, участники могут обезопасить себя и окружающих от грубости и досадного недопонимания.
Правила, которые надо соблюдать в переписке:
- Общение должно быть от первого лица — не анонимным. Если собеседник скрывает лицо, лучше не вступать с ним в перепалку. Это провокатор. Поэтому бесполезно тратить на него время.
- Дробить информацию. Если в переписке много информации, лучше каждым смысловой блок выделять отдельно. Чтобы не возникло путаницы. Длинные тексты в мессенджерах сложно воспринимать.
- Не писать по одной фразе. Другая крайность — выдавать по одному слову или короткой фразу в чате. Это сбивает с толку и мешает усваивать информацию целиком.
- Придерживаться одной темы. Когда важную проблему обсуждают более десятка человек, и кто-то вдруг начинает уводить разговор в сторону, это раздражает. Можно нарваться на неприятности.
- В конце каждого диалога фиксировать принятые решения и задавать уточняющие вопросы. Это нужно, чтобы после не было разногласий и недоразумений. Причем нужно учитывать, что кто-то мог подключиться позже или на время выпасть из беседы.
- Отвечать кому-то конкретно нужно, используя функцию «Ответ». Чтобы остальные не принимали реплику на свой счет.
Не писать в чаты после 21:00 без срочной необходимости. У людей есть своя жизнь, поздние сообщения могу быть невовремя. Например, помешать общению с семьей, отдыху и вызвать раздражение.
Эти несложные правила помогут избежать ссоры в переписке и, если недоразумение произошло, — доказать свою правоту. Причем каждое сообщение, которое считывается как оскорбление и нарушение прав, надо фиксировать — делать скриншоты экрана. Эти доказательства тоже понадобятся при подачи заявки.