В России живет больше 190 народов. Каждый отличается своей культурой, обычаями и укладом жизни. Однако глобализация и ассимиляция почти уничтожила малочисленные народы. В нашей стране к ним относятся в основном народы Северной и Северо-Восточной Сибири, или палеоазиатские народы. Этот термин в 19 веке ввел российский этнограф Леонид Шренк, изучавший культуру малых народов.
Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
- Яндекс Дзен
- Телеграм
- ВКонтакте
Слово «палеоазиатские» сейчас используют редко, чаще народы Севера называют вымирающими, потому что в ряде культур осталось только по 10 представителей или меньше. Также на грани исчезновения — некоторые народы Дагестана.
1 Нганасаны
Нганасаны — вымирающий народ Красноярского края. В 2021 году представителей народа насчитывалось около 700 человек. За 30 лет численность сократила почти вдвое. Нганасаны живут на полуострове Таймыр в районе портового города Дудинки и считаются самым северным народом Евразии. Изначально это был кочевой народ, но несколько веков назад стал оседлым. Тогда вокруг мест своих стоянок они построили поселки Усть-Ава, Новая и Волочанка. Население до сих пор зарабатывает на жизнь охотой и рыбалкой на открытой воде в верховьях реки Дудылты.
2. Ханты
Самые многочисленные среди малочисленных народов. Согласно переписи 2010-го года к этой культуре относятся больше 30 тысяч человек. С одной стороны, это намного больше, чем других народов из нашего списка, но с другой — не так много в сравнении с доминирующими национальностями в России. Историческая родина хантов — Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, там проживает 90% представителей.
3 Кереки
Кереков относят к вымершим палеоазиатским народам. В 1959 году их численность составляла 100 человек,
Вот, что о кереках говорил советский историк-этнограф Владилен Леонтьев: «Не случайно многие исследователи считали кереков самым несчастным племенем на Северо-Востоке».
4 Багулалы
Народ, проживающий на территории Дагестана, этническая группа аварцев. Тоже относится к вымершим. Представители культуры селились по северному склону Богосского хребта на правом берегу реки Андийское Койсу. Основные поселения находились в Цмадинском, Ахвахском и Хасавюртовском районах. В 1926 году в СССР насчитывалось около 3 тысяч багулалов. После 26-го года в Союзе их перестали выделять как отдельный этнос и включили в состав аварцев. Переписи 1957 и 1968 года показали, что багулалов было чуть больше 4 тысяч человек.
Такую малочисленность связывают с тем, что багулалы не живут в городах, где проводится перепись. Но в любом случае сокращение численности бросается в глаза. Основная причина — ассимиляция аварцами.
5 Эскимосы, или инуиты
Сейчас на крайнем северо-востоке России живет меньше 2 тысяч эскимосов. В России проживают в Чукотском автономном округе — в национальных приморских поселках Провиденского района: Новом Чаплино, Сирениках и Уэлькале (Иультинский район). Самоназвание эскимосов — инуиты, что переводится как «люди». Что касается слова «эскимос» — оно означает «те, кто шьют зимнюю обувь». Питались эскимосы в основном свежей или замороженной сырой рыбой.
Выживали инуиты благодаря рыболовству, в том числе китобойному промыслу, и охоте на тюленей и моржей. Именно их предки изобрели гарпун, с отделяющимся костяным наконечником, и снежное жилье — иглу. Его строили из ледяных или прессованных снежных блоков.
6 Водь
Финно-угорский народ водь проживает в Ленинградской области. В 2010 году к нему себя причислили только 64 человека. Из них в Ленобласти живет 33 человека, остальные — в Санкт-Петербурге. В середине 19 века народ водь не относился к малочисленным — насчитывалось больше 5 тысяч представителей. Исследователи утверждают, что водская народность произошла от исторического племени водь, известному по письменным источникам XI века — первое упоминание о нем было в Новгородской летописи 1069 года.
7 Коряки
Еще один северный народ России. Коряки живут на севере полуострова Камчатка. Численность — около 6,5 тысяч человек. Как и ханты, в религии они сочетают православие с традиционным шаманизмом. Коряки делятся на тундровых и береговых. Первые — кочевые, вторые — оседлые. Каждая группа говорит на своем языке и включает в себя несколько более мелких территориальных групп. После изучения поселка Атарган ученые установили, что коряки могли пользоваться металлом задолго до прихода на Камчатку русских первопроходцев — в X веке.
8 Карагасы, или тофалары
Тюркоязычный народ России, сейчас к нему себя относят 720 человек. Место проживания — Восточная Сибирь. О карагасах есть записи в китайских летописях V века. Тогда их называли Дубо, или туво, определяли как народность, что живет к востоку от Енисея. Карагасы долгое время вели кочевой образ жизни, занимались оленеводством и охотой. Но в 30-е года вынуждены были перейти на оседлый. В Советское время их стали организовывать в коллективные хозяйства, колхозы. Это стало причиной отказа от оленеводства. Тогда же многие карагасы перестали заниматься шаманизмом, то есть по сути отказались от своей религии. Также переход к оседлой жизни внес большие изменения в быт тофаларов и их культуру. Все меньше представителей поддерживали самобытность культуры.
9 Арчинцы
Как и багулалы, арчинцы относятся к этнической группе аварцев. Считаются коренным населением Дагестана, проживают в бассейне реки Хатар.
10 Нивхи
Устаревшее название народности — гиляки. С тунгусо-маньчжурского языка переводится как «лодка», а «нивх» означает «народ» или «человек». В России нивхи живут на севере Сахалина. Туда их предки пришли, когда он был полуостровом, соединенным с материком. Также поселения расположены рядом с устьем реки Амур, в Хабаровском крае — на побережье Амурского лимана, Татарского пролива и Охотского моря. Амурские и сахалинские нивхи отличаются по языковым диалектам и культурным особенностям.
Самое раннее упоминание о нивхах в истории — китайские хроники начала 600 годов нашей эры. В них говорится о народе гилями, который был в контакте с правителями монгольской династии Юань в Китае. Русские стали контактировать с нивхами в XVII веке.