Православный праздник Троица, или Пятидесятница, Сошествие Святого Духа, — один из самых важных христианских праздников. В этот день в храмах вспоминают о событии, произошедшем в Иерусалиме через десять дней после Вознесения Христа на небо и на пятидесятый день после Его Воскресения. В этот день апостолы были вместе — сидели в горнице одного из иерусалимских домов на горе Сион. Внезапно раздался шум с неба, похожий на ветер, и наполнил дом, где они находились. „И явились им разделяющие языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать”. То есть благодаря силе Святого Духа апостолы обрели способность проповедовать Слово Божие на разных языках. Собравшийся на шум народ пришел в смятение. Изумились люди из разных стран, бывшие тогда в Иерусалиме, ведь каждый слышал, как апостолы говорили на их наречиях. Апостолы, крещенные Святым Духом, обрели способность, смелость и силу нести учение Христа разным народам. И разошлись по миру, чтобы проповедовать в самых дальних его уголках. Сошествие Святого Духа на апостолов в виде языков пламени рассматривается как проявление божественной сущности Святой Троицы, трех ликов Бога. И эта непостижимая тайна существования Бога в трех ипостасях приоткрылась только с пришествием в мир Сына Божия Иисуса Христа. В молитвах и песнопениях в этот праздник прославляются все три лица Святой Троицы — Отец, Сын и Дух Святой.
На Руси праздник Святая Троица был введен в начале XV века святым Сергием Радонежским и вскоре стал одним из главных и любимых.

Обычаи

Обычно Троица празднуется в воскресенье после языческого праздника Семика, начинающегося в четверг. Древнеславянский праздник Семик был связан с земледелием. В стародавнюю пору Семик посвящали Перуну — самому грозному языческому богу. Перун не только держатель гроз и молний, но и обладатель животворных сил — одевает леса листьями, а луга — муравою. На Семик особая честь воздавалась березе. Она у древних славян считалась священным деревом, олицетворяла богиню Ладу.

В поверьях русского народа береза выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от нечисти и болезней. Символизирующая женское начало, она считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Кроме ветвей деревьев в обрядах использовались различные травы и цветы, недаром говаривали: «Семик на ветвях, а Троица на цветах». Улицы и дома украшались срубленными березками или ветками, полы устилали травами, к иконам ставили букеты цветов. В церкви тоже ставили березки, а верующие во время праздничной службы стояли с ветками березы и букетиками цветов. Практически все эти ритуалы сохранились и по сей день. Считается, что ветви, окропленные святой водой или постоявшие в храме, предохраняют от нечистой силы, а также обладают лечебными свойствами.

Обычай украшать храмы и жилища зелеными ветвями пришел из язычества, в котором цветы и ветви имели символическое значение: масличная ветвь знаменовала мир, лавровая — победу, дубовая — славу. Есть в этом ритуале и славянские языческие корни. Древние славяне украшали травой и ветвями дома, хозяйственные постройки, считая, что чудесная сила, заключенная в них, предохранит людей от беды.

С утра в семицкий четверг по селам и городам молодежь с песнями носила изукрашенные лентами зеленые березовые ветки. Затем девушки шли плести венки из цветов. В венках девицы шли в лес, на берег реки или к полю завивать березку. У корня березу обвязывали шелковым поясом, на ее ветки, перевитые лентами, вешали венки. Усевшись в кружок поодаль от березки, девушки пели:

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Завивайся, кудрявая!

К тебе девки пришли,

Пирога принесли…

Затем девушки пировали под березой: ели пироги, лепешки, яйца.

Троица — завершающий день семицких гуляний. В этот день всем миром ходили развивать березки. Разнаряженное деревце срубали, обносили вокруг деревни, потом втыкали на улице и начинали водить вокруг него хороводы. Напоследок девушки отправлялись пускать по воде венки, свитые на Семик. Чей венок легко поплывет, той и замуж вскоре выходить. Если венок кружился на одном месте — перемен в ближайшее время не ожидалось, а если тонул, значит, быть беде. Потом хороводились до вечера. Устраивались и народные гулянья: пели, веселились, катались на больших качелях.

Венки также атрибут праздника. Сплетите и вы своему малышу маленький веночек из полевых цветов — отличная получится фотосессия!

Троица: праздничное пированье

И сейчас на Троицу тоже устраивают гулянья, затевают разные игры. Но веселье весельем, а как же обойтись на праздник без угощения? Обязательно пекли караваи. Один каравай хозяйки оставляли домочадцам, а другим обязательно угощали родственников, сватов и кумовьев, соседей. И если каравай удавался, считалось, что и все дела семьи будут идти ладно-складно. Троица зачастую не обходилась без пирогов, блинов, вареников, коржей, курников, яичницы, запеканки, блюд из молока, свежей зелени, домашней птицы и рыбы. Традиционным напитком на Троицу был квас. Квас каждая семья старалась приготовить какой-нибудь особенный, чтобы с изюминкой, рецепты кваса хранились в семье и не раскрывались посторонним. Кроме этого, на Троицу традиционно готовили окрошку. В некоторых местностях существовало даже поверье, что если отведать это блюдо раньше престольного праздника, то «квас все лето будет горчить и киснуть». Если же коснуться горячих блюд, то предпочтение отдавалось зеленым щам из щавеля и крапивы. И конечно же, нельзя не сказать о том, что на троицкую неделю обязательно готовили яичницу. На всю семью на большом противне и обязательно украшали блюдо зеленью.

Рекомендуем