Биография

Олег Евгеньевич Меньшиков — популярный российский актер, Народный артист России. Художественный руководитель театра имени М.Н. Ермоловой. Известен ролями в таких фильмах как: «Утомленные солнцем», «Кавказский пленник», «Сибирский цирюльник».

Олег Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в семье интеллигентов: отец был военным инженером, а мать — врачом-невропатологом. Когда мальчику исполнилось пять лет, родители отдали его в музыкальную школьную, где он учился играть на скрипке.  Тогда отец и мать даже предположить не могли, к чему все это приведет. 

Актерский талант у Олега проявился в 9 классе, когда на свадьбе дочери сотрудницы Малого театра он стал настоящим заводилой: плясал, пел песни, пародировал. Мог ли он в тот момент подумать, что скоро и сам будет служить в этом театре?

Но тогда Олег уже знал, что непременно будет поступать в театральный институт. Изначально он собирался стать артистом оперетты, но практически в самый последний момент передумал и сделал выбор в пользу драматического (и не прогадал). Зато родители не были в восторге от решения сына:

«Когда они поняли, что я в результате решился пойти туда, куда я пошел, они пришли в ужас. В особенности мама. Потому что я хотел пойти в артисты оперетты.  Это для нее была просто катастрофа. Ну ладно, хотя бы драматический артист, но артист оперетты», - вспоминает артист.

Вступительные испытания в Щепкинское училище он прошел блестяще, и уже на первом курсе его ждал успех. Олега пригласили сниматься сразу в нескольких картинах. Роль Костика в фильме Михаила Козакова «Покровские ворота» прославила его на всю страну.

Энергичный и необыкновенно музыкальный Меньшиков любил удивлять: его студенческие номера всегда были неожиданными и оригинальными. Чего только стоит его дипломный спектакль,  на который собралась вся театральная Москва.

«Когда я смотрел дипломный спектакль «Без вины виноватые», то в конце уже после поклонов вдруг заиграл канкан. Все выбегают и делают соответствующие движения под эту музыку. Я явно понимал, что такое не могли придумать педагоги. Я спросил у кого-то из однокурсников, откуда это взялось. Они мне сказали, что это Меньшиков предложил», - рассказывает актер Андрей Ташков.

Театр и кино

Среди зрителей оказался директор Малого театра Михаил Царев, который решил побеседовать с автором оригинального финала.

«На следующий день меня вызывают в кабинет и спрашивают,  хочу ли я работать в Малом театре. Я обалдел, потому что это был совершенно неожиданный вопрос . Я что-то там пробормотал. А Царев спросил, есть ли у меня еще какие-то предложения другие.  Я сказал,  что зовут и туда, и сюда. А он сказал мне: « Ну, зачем вам это надо? Малый театр – здесь все стабильно. Зачем вам куда-то идти?», - говорит Олег Меньшов.

Так и началась театральная карьера Олега Меньшова. Несмотря на то, что за его плечами были уже три крупные роли в кино,  на подмостках театра ему пришлось начинать  все с самого начала — с эпизодических ролей.

Не успел актер подружиться с труппой театра и приложить руку к созданию постановок, как его призвали в армию. Благо его спас Юрий Еремин, директор Театра Советской армии, который предложил пройти службу под его руководством. Он обратил внимание на юное дарование во время одного из выступлений в театральном училище и позвал к себе служить.

«Мы работали монтировщиками, мы ставили спектакли чернорабочими. Все, что делают в других театрах машинисты сцены, делали мы. Еще во всех массовках играли. Были такой рабочей силой», - говорит артист.

К счастью, Олег недолго оставался на задворках: вскоре его пригласили играть в основном репертуаре театра. Талантливый актер под конец службы получил главную роль в спектакле «Часы без стрелок», но неожиданно для всех отказался от этой роли и ушел из театра. Еремин не соглашался отпускать Меньшикова, но тот был непреклонен. Ведь его позвал сам Валерий Фокин, с которым мечтали работать многие артисты.

«Из советской армии я ушел, потому что Валерий Владимирович  - повод весомый. Но я уже начал понимать: когда долго сидишь на одном месте, теряются критерии. Ты уже не понимаешь. что ты из себя представляешь. Потому что вокруг одни и те же люди, ты каждый день играешь один и тот же репертуар», - вспоминает Олег Меньшиков. 

И в этот раз ему пришлось доказывать, что он настоящий актер, способный сыграть любую роль. В театре Ермоловой он смог проявить себя не только как выдающийся артист, но и как отличный сценарист. Его коллега Галина Боголюбова мечтала о постановке романа Владимира Набокова «Приглашение на казнь», но ни один из четырех театральных драматургов не смог написать подходящий сценарий. Олег Меньшиков как бы в шутку сказал, что напишет его. И не обманул — написал гениальный текст, ведь был редким знатоком Набокова.

Проделанная работа понравилась Фокину, но роль в спектакле Меньшиков так и не получил. Тогда он понял, что его талант так и погаснет в стенах театра, где ему не дают развиваться.

«Я не уходил из Ермоловой. Я уходил, потому что мое творческое нутро мне говорило, что если ты не уйдешь, то через пять лет ты умрешь. Ты никому не нужен будешь как артист», - комментирует ситуацию актер. 

Сейчас его обаяние и энергия на экране вызывают у нас ощущение, что в жизни у артиста всегда все шло как по маслу. Увы, в реальности все было не так хорошо, ему приходилась много раз начинать все сначала и доказывать свой талант.  После ухода из театра он не впал в депрессию, а продолжал верить, что когда-то у него появится интересная работа. 

И мечта не заставила себя долго ждать: Петр Наумович Фоменко сделал ему предложение, от которого трудно было отказаться. Спектакль «Калигула», в котором Меньшиков сыграл главную роль и под новым углом продемонстрировал свой талант, имел неимоверный успех. Именно Фоменко дал Олегу Евгеньевичу возможность раскрыть свои способности и научил отличной актерской игре в театре. Он нашел своего режиссера, которому можно было безоговорочно довериться.

После премьеры спектакля Меньшикова стали приглашать в мировые театры. На сцене Лондонского Глобуса он сыграл с актрисой Ванессой Редгрейв в спектакле «Она танцевала»: он — в роли Есенина, она — его Айседора.

Поступали предложения и от именитых режиссеров: Меньшиков сыграл одну из главных ролей в картине Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Творческий тандем настолько был успешным, что потом Никита Сергеевич еще не раз будет задействовать артиста в своих проектах.

«Ту свободу и ту творческую независимость, которую дал мне Михалков, не дали никому другому на площадке. Я такого не испытывал никогда. Мне безумно было легко. Такое впечатление, что я не хожу, потому что за меня все сделано. Мне все время говорили,  как я  хорошо сыграл,  а я думал, что ничего такого особенного не сделал. У меня такое впечатление, что там и бревно бы сыграло, потому что все сделано. Вот это класс!», - признается Олег Евгеньевич.

Картина получила признание не только у нас, но и за рубежом — получил главную кинематографическую награду «Оскар» как лучший иностранный фильм. А через три года в номинацию попал и другой фильм с участием Меньшикова — «Кавказский пленник». За роль прапорщика он получил две премии — «Нику» и «Балтийскую жемчужину».

Всей съемочной группе, да и телезрителю больше всего запомнилась сцена, где Меньшиков и Сергей Бодров-младший в кандалах танцуют. Идея, конечно, принадлежала Олегу, который еще со студенческих времен славился своей оригинальностью.

Вслед за русскими режиссерами  посыпались предложения из разных уголков мира — приглашали даже в Голливуд, но он отказался. Как говорится, лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе. Да и сам артист не представлял жизни за пределами родной страны.

«Я никогда не пойду на такие дела! А зачем оно мне надо? Мне и тут нормально. Разве я без работы что ли?», - говорит артист.

Олег Меньшиков отказывали от сотни проектов, но внезапно он всех удивил, когда согласился сняться в картине молодого режиссера «Дюба-дюба». Александр Хван приметил Меньшикова еще на премьере «Калигулы» и сразу понял, что в этом фильме будет играть именно он. Хотя многие его отговаривали: мол, где твой фильм и где Меньшиков. Ему только аристократов и графов играть. Но Хван был непреклонен (и все не зря). Олег Евгеньевич с удовольствием согласился принять участие в проекте. 

«Он по сути дворянских кровей. Он может играть благородных людей, сейчас мало таких», – говорит Сергей Бодров-старший.

Его герой- обычный парень, студент ВГИКа, который ради любви преступает закон. Он узнает, что его девушка попала в тюрьму, и решает устроить ей побег. К сожалению, эту работу мало кто помнит: в стране началась перестройка, фильм показали один раз и вскоре забыли о нем. Бедственное состояние было и у театров — именно тогда у Меньшикова появляется идея антрепризы. 

В 1995 году он организовал «Театральное товарищество 814», где дебютировал в качестве режиссера. Он как всегда не боялся неординарных решений, и уже первый спектакль был высоко оценен его учителем Петром Фоменко. 

Воодушевленный успехом он ставит спектакль «Горе от ума», в котором играет Чацкого. Несмотря на отсутствие денег, ему удалось своеобразно представить постановку, которую публика благоволила. Хотя критики разнесли спектакль в пух и прах. Когда-то подобная участь настигла и Станиславского. Сам же Меньшиков даже не думал сдаваться, и вслед за этим поставил «Кухню» и «Играков».

В апреле 2012 года Олега Меньшикова назначили художественным руководителем Ермоловского. В 2017 году на экраны вышел фантастический боевик Федора Бондарчука «Притяжение». На презентации режиссер назвал большой удачей согласие щепетильного Меньшикова сыграть в этой кинокартине.

В прошлом году он запустил собственный канал на «ОМ Олега Меньшикова» на Youtube. Артист беседует на сцене театра Ермоловой с известными людьми при полном зале зрителей. 

Последней важной работой актера можно считать мистические фильмы «Гоголь. Начало» и «Гоголь. Страшная месть», где он сыграл следователя. А скоро Меньшиков порадует поклонников участием в фильме «Вторжение».

Личная жизнь

Олег Меньшиков признавался, что в погоне за успехом он боится упустить самое главное — любовь. Но его волнение было напрасным. Со своей будущей женой артист познакомился в 14 февраля на концерте Михаила Жванецкого. Теперь для пары это не просто всеобщий праздник, а особый памятный день. 

Он долго не женился и именно в Насте, выпускнице театрально института, нашел то, что так долго искал  -  искренность и природную скромность. 

«Любовь нужно сохранять, за ее нужно бороться. Не в смысле на начальном этапе, когда кто-то понравился. Нет. Сначала влюбленность, а потом нужно ее доказывать», - говорит Олег Меньшиков.

Жена признается, что в быту он хороший, но вот гвозди не забывает, зато может приготовить ужин. Пара вместе уже почти 15 лет, но за все это время они так и не родили ребенка.

Рекомендуем