В свое время эта популярная группа заставляла целые стадионы танцевать и подпевать ей. Хиты «Руки Вверх!» звучали отовсюду: на дискотеках, на больших концертах, их крутили по радио, а клипы постоянно показывали по музыкальным каналам.
Многочисленные поклонницы сходили с ума по своим кумирам и готовы были на любые, даже самые опасные и экстремальные, подвиги ради них. Однако у такой бешенной популярности была обратная сторона, из-за которой жизнь участников коллектива буквально превращалась в кошмар.
О том, как создавалась культовая группа, через какие испытания пришлось пройти солистам, и почему коллектив распался, — подробнее в нашем материале.
От простых самарских парней до столичных звезд
В 1993 году на радиостанции «Европа плюс» в Самаре познакомились 16-летний Сергей Жуков и 20-летний Алексей Потехин — оба тогда работали диджеями. «Мы сели в коридоре, просто разговорились — о чем угодно, кроме как о работе. Мы обсудили всех девочек, которые там работали, секретаршу там классную, обсудили музыку. И тут завязалась интересная духовная ниточка», — вспоминал первую встречу Сергей Жуков.
С тех пор молодые люди стали чаще общаться: иногда Алексей вместе с Сергеем и его друзьями работал на свадьбах. Вскоре Жуков предложил своему приятеля поехать в отпуск на юг — тогда он много работал у сумел накопить хорошую сумму. Музыкант даже предложил заплатить за своего друга, так как у Потехина тогда денег не было.
Эта поездка стала для парней настоящей проверкой: в первые же дни они потратили все деньги, а все остальные пытались найти различные способы, как бы прокормиться. Путешествие было увлекательным и очень сильно сплотило Сергея и Алексея — домой они приехали лучшими друзьями.
Вернувшись в Самару, ребята увольняются с радиостанции и создают группу «Дядюшка Рэй и компания» — в честь солиста Рэя Слэйнгарда нидерландской группы 2 Unlimited. Тогда же они переезжают в Тольятти, где становятся популярными — правда, пока на местных дискотеках и в клубах. Покорив этот город, Сергей и Алексей решают перебраться в Москву — город возможностей.
«Продали все своим вещи: гитара, диван, потому что мы жили в общежитии, плитку. В результате мы купили два пуховика одинаковые с Лешей. У нас была одна сумка на двоих, и мы уехали в Москву», — рассказывал Сергей.
В первое время в мегаполисе им было очень трудно: они столкнулись с голодом, холодом и не всегда находили место, где могли переночевать. Зато парни обрели друзей, которые иногда предоставляли им свое жилье. Вскоре музыканты начали выступать на закрытых вечеринках или на разогревах у малоизвестных артистов — до шоу-бизнеса им было еще далеко.
Для записи песен необходимы были спонсоры, а им постоянно предлагали проводить время с состоятельными женщинами, которые могли бы выделить деньги. Но ребята не хотели таким путем обрести славу и успех. Сергей и Алексей были почти на грани отчаяния, ведь денег порой не хватало даже на еду — какая там запись песен. Однажды они решили вернуться в родной город, но все изменил случай и знакомство с нужным человеком.
Жуков и Потехин встретились с парнем, который занимался распространением пиратских кассет. Именно он помог им записать несколько песен, которые вошли в сборники. Уже через несколько дней их треки звучали везде. Тогда же артисты решили отправить свое творчество на радио «Максимум», а на кассете написали: «Эта музыка заставит вас поднимать руки вверх».
Одна из песен прозвучала в эфире шоу, а ведущие помогли ребятам определиться с названием коллектива. «Молодая группа «Руки вверх!», — объявили они. Вскоре Сергею и Алексею позвонил музыкальный продюсер Андрей Маликов, который предложил им сотрудничество и занялся их раскруткой. Заработав немного денег, друзья смогли снять квартиру, но вот вещи по-прежнему покупали на рынке.
Музыканты записали песню «Малыш», а продюсер организовал съемки клипа. Кстати, Жуков признается, что тогда ему было стыдно из-за получившегося видео, где они с Потехиным просто улыбаются и машут руками. Но была и радость у ребят, ведь их показали по центральным музыкальным каналам.
После презентации песни «Малыш» и клипа «Руки Вверх!» стали популярными. Второй клип был снят на песню «Студент» — и сразу же новая порция славы. После премьеры Сергей и Алексей, как это принято говорить, проснулись знаменитыми. В 1997 году они отправляются на гастроли и завоевывают новые города. Поклонников с каждым разом становится все больше — как девушек, так и парней.
«Мы практически весь 97 год не вылезали. Дома нас практически не было. По три-четыре концерта, около 25 концертов в месяц», — говорил Потехин.
В 1998 году их популярность достигла невероятных масштабов: появился очередной хит «Крошка моя», который назвали одним из лучших в творчестве коллектива. За песню ребята получили свой первый «Золотой граммофон». Следующая композиция «Чужие губы» — и снова хит. В конце 90-х группа «Руки Вверх!» была одной из самых популярных в отечественном шоу-бизнесе. В 1999 году вышел их первый альбом «Без тормозов», который был продан тиражом 12 миллионов. Это небывалый успех!
Ребята собирали десятитысячные стадионы, толпы поклонниц по всей стране сходили с ума по солистам и знали все песни наизусть. «Иметь автограф группы «Руки Вверх!» — это все! Ты номер один в школе, в классе. Ты все решил на ближайший год. Ты авторитет. И таких случаев миллиард», — признавался Сергей Жуков.
У Сергея и Алексея было почти все, о чем они мечтали, — популярность, любовь поклонниц, признание, но не было одного — хороших доходов. Несмотря на славу и успех, они по-прежнему получали мало и все так же жили в съемной квартире.
Другая сторона медали
Солисты обвиняли продюсера в том, что почти все деньги он забирал себе, а им за их работу выдавал совсем маленькие суммы. Но Андрей Маликов не хотел идти на уступки, а из-за контракта ребята продолжали все терпеть. Они были в статусе настоящим звезд, но их жизнь этому вовсе не соответствовала.
«Мы выходили из аэропорта после какой-то солянки. В то время приезжали артисты разного уровня. Они выходят, за ними приезжают лимузины, какие-то машины, тачки просто обалденные. Все садятся и уезжают, а мы ждем, когда все уедут. Мы переходим дальше, чтобы никто не видел, и садимся в машину. А это была «Тройка», убитая насмерть. Глушитель, привязанный проволокой, он постоянно отваливался. Мы впятером садимся в эту «Тройку» убитую и еле-еле доезжаем куда-то. И это пик популярности. Это жадность называется», — жаловался Алексей.
Артистам все-таки удалось настоять, чтобы продюсер купил новую машину, на которой бы им не было стыдно ездить. Но вот все намеки на разрыв контракта всегда пресекались, а отношения с каждым разом только ухудшались. По признанию Алексея Потехина, продюсер обращался с ним совсем не как с людьми и заставлял выступать, когда они даже были больны.
Их график был действительно ужасным: мало того, что у них было по несколько выступлений в день, то они также могли давать концерты подряд в разных городах страны: сначала в Мурманске, а вслед — в Хабаровске.
В коллективе также было очень много запретов. «Нам запрещалось брать трубки домашних телефонов. Нам говорили: «Ни в коем случае. Это табу. Не брать, кто бы ни звонил!» Он очень боялся, что позвонят люди и скажут: «Сережа, Леша, вот вам по квартире, вот вам по машине. Уходите от него, и вот вам столько денег — не знаю, миллион долларов», — говорил Сергей.
Но запрет на телефоны — это еще не вершина айсберга. Жуков признавался, что иногда к ним могли приходить бандиты, которые заставляли писать новые песни. Каким-то чудом им удалось разорвать контракт и расстаться с продюсером. Но была и другая проблема — сумасшедшие поклонники.
Порой, выступая, Сергей и Алексей думали только об одном: «Лишь бы выжить!». Им было страшно за свои жизни, за жизни своих родных и также за жизни поклонников. Ведь многим фанаткам нечего стоило как сломать железные ограждения, давить других людей, лишь быть рядом с кумирами.
«И в номерах наших в шкафах прятались и ночью открывали, и ты там практически заикой становился. И отравляли пищу, и письмо кровью писали. Все, что угодно», — жаловался Жуков.
В начале нулевых ребята очень устали — и от бешенной популярности, и от поклонниц. Известность очень сильно на них давила, из-за чего Жуков и Потехин часто впадали в депрессию.
«Ты не можешь прийти куда-то, потому что через пять минут все обзвонили своих, и уже человек сто стоит и все ломятся. То есть ты начинаешь привыкать к другим правилам игры: то есть парикмахер приезжает к тебе домой, продукты к тебе водитель привозит. Тебе нельзя идти в кино, нельзя то, нельзя се. И, конечно, это все утомляет. Потому что реально твою жизнь забрали. Ты меняешь телефоны с периодичностью раз в месяц, потому что добрый человек кому-то дал, добрая газета напечатала и сказала: «Позвоните артисту и поздравьте с новым годом». Дают твой адрес», — сетовал Сергей.
Солисты устали от поклонниц, которые ночевали возле их домов, расписывали подъезды и даже угрожали. Жуков и Потехин очень переживали из-за своих родных и каждый раз думали, как себя вести, чтобы не провоцировать публику.
У каждого своя дорога
На фоне общей усталости ухудшились и отношения внутри коллектива. Дальнейшая судьба группы была под угрозой. Солисты понимали, что больше не могут работать вместе. Чтобы оставаться на волне популярности, нужно было делать новую музыку, которая должна была стать еще лучше того, что они создавали ранее. По словам артистов, не было нужной атмосферы для творчества.
«Когда мы на гастролях были или в Москве, мы практически никогда не общались. Так, чтобы общаться где-то в поездке, мы редко общались. В свое время, где-то до 94 года, мы так наговорились и с этими передрягами, которые происходили с нами, со всеми этими пирогами. Такая каша это была. То есть мы тогда все решили», — объяснял Алексей Потехин.
Ребята настолько устали друг от друга, что в 2005 году их пути разошлись. На протяжении целого года Алексей просто отдыхал. Спустя года, в честь десятилетия группы, артисты заявили, что расстаются.
«Когда ты с человеком практически 24 часа в сутки: ты едешь с ним в машине в аэропорт, садишься в самолет, летишь с ним, прилетаешь, едешь в машине — ты с ним, идешь в номер гостиницы — ты с ним, идешь на репетиции — ты с ним, выступаешь — ты с ним, банкет — ты с ним. Ты с ним, ним, ним. Ты настолько знаешь о нем все, что все шутки прошучены, они где-то уже рассказаны. Я знаю, что он сейчас скажет, он знает, что я сейчас скажу, как поступлю. И ему не нравится то, что я много времени с семьей провожу. Мне не нравится вот это. Все это накладывается друг на друга, и вот в 2005 году мы просто сели и сказали: «Давай все. Вот реально. Вот уже все», — объяснял Жуков.
-
Не пропустите
С 2008 году Сергей выступает сольно, но использует название группы. За это время он смог занять свое место в отечественном шоу-бизнесе и каждый раз радует своих поклонников новыми песнями и клипами. Самыми популярными современными композициями можно считать: «Что же ты наделала», «Когда мы были молодыми», «Плачешь в темноте», «Танцы», «К черту эту гордость…», «Укради меня» и одна из последних — «#Танцпол».
В прошлом году Жуков презентовал альбом «Когда мы были молодыми». Артист все так же популярен, но былой бешенной славы уже нет. Кажется, что исполнитель даже этому рад, ведь теперь он может спокойно творить, выступать и не переживать за свою жизнь и за жизнь своих родных.
Алексей Потехин после распада группы занялся продюсированием, выпустил несколько сборников танцевальной музыки Potexinstyle. Сегодня музыкант занимается новым проектом ТРЭК&блюз, в который пригласил экс-вокалиста группы «Турбомода» Владимира Лучникова и экс-участника группы «Свои» Руслана Ачкинадзе. Также он гастролирует по стране со своей новой группой «Поднимите руки вверх».