1 «Нет актерского таланта!», «Абсолютно невыразительное лицо!»
Примерно с такими формулировками 24-летний Юрий Никулин получал отказ в театральных вузах. Он только вернулся с фронта (прошел две войны: Финскую и Великую Отечественную) и твердо намерен был осуществить свою мечту — стать артистом. Но тощего нескладного человека в потертой шинели приняли только в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре.
Никулин часто вспоминал один особенно полюбившийся ему анекдот. Ночью из двух городов выходят два поезда. Они мчатся с бешеной скоростью навстречу друг другу по одной колее. Авария неминуема, но поезда так и не сталкиваются. А почему? Не судьба!
Никулина в цирк привела именно судьба. Его отец, Владимир Андреевич, сочинял репризы для художественной самодеятельности, цирка и эстрады. Маленький Юра нередко бывал в цирке, а еще восхищался Чарли Чаплином, мечтал, что также будет смешить публику. И у него действительно был талант. Когда Никулин рассказывал что-то, все вокруг смеялись.
2 «Зачем тебе грим? У тебя и так дурацкое лицо!»
Начинающему артисту запомнились эти слова более опытного коллеги по цирку. И он решил отказаться от сложного грима, рыжего парика и накладного носа в пользу выразительной мимики.
Сценическим образом Никулина на арене стал флегматичный, порой трогательный Юрик, одетый в тесный пиджачок и короткие полосатые штаны. На контрасте с ним работал Михаил Шуйдин — клоун Миша, предприимчивый «рубаха-парень» и задира. Артисты начали выступать в дуэте, еще когда ассистировали популярному клоуну Карандашу, потом выступали уже самостоятельно.
3 «Молодой человек с удивительно обаятельной улыбкой»
Часто в их интермедиях был и третий участник — жена Никулина, Татьяна. Встреча с женщиной всей его жизни у Никулина тоже произошла в цирке.
«Он сидел на ящике, нескладный, худой, молодой человек с удивительно обаятельной улыбкой, с добрыми глазами, болтал ногами и жутко смущался. Он очень мне приглянулся», — вспоминает Татьяна Никулина историю своего знакомства с мужем.
Татьяна, студентка Тимирязевской академии, пришла в цирк на практику. Ей доверили ухаживать за новой лошадью Карандаша, но так как сам клоун был занят, шефство над новенькой взял его ассистент Никулин. По словам их сына Максима, они всегда были вместе — почти 50 лет.
Работали в цирке, ездили в отпуск, на съемки и гастроли. Максим рос за кулисами цирка, но никогда не думал о цирковой карьере. Закончил журфак, работал на ТВ и радио, но судьба распорядилась по-своему и вернула еще одного Никулина на Цветной бульвар. Сегодня Максим руководит цирком, а его сыновья, Юрий и Максим, помогают ему. Цирковая династия!
4 «Похож на глисту»
Так Георгий Вицин описывал Гайдаю одного смешного клоуна. Режиссер как раз искал актера с неординарной внешностью на роль Балбеса в короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс».
Никулина, а это именно его порекомендовал взять Вицин, Леонид Гайдай утвердил на роль сразу же. И тоже не стал ничего сильно менять в облике актера — и так смешное лицо. Только попросил приклеить большие ресницы и почаще хлопать ими, чтобы выглядело еще глупее. С легкой руки режиссера Никулин, как и вся троица — Трус, Балбес и Бывалый, — стал знаменитым.
Идею следующего фильма — «Самогонщики» — Гайдаю подсказал уже Никулин. У него была похожая реприза в цирке. Актер вообще часто импровизировал и придумывал шутки для фильмов: например, сцену со скелетом в «Операции «Ы»…» и эпизод с огромным шприцем в «Кавказской пленнице…». Неудивительно, что Гайдай так полюбил работать с Никулиным. И сценарий «Бриллиантовой руки» изначально был сделан именно под актера.
5 «Ну и хорошо, что не взяли, — а то бы испортили!»
Профессор Юрий Завадский, который не принял Никулина в ГИТИС, много позже сказал эти слова. Никулин — актер с удивительно органикой. Не имея профессионального образования, он все роли пропускал через себя. Уже в самом начале карьеры режиссер Лев Кулиджанов разглядел в смешном человеке с широко распахнутыми глазами огромный драматический талант.
В фильме «Когда деревья были большими» он доверил Никулину главную роль — первую в биографии актера. Затем были «Ко мне, Мухтар!» и «Старики-разбойники», военные драмы «Двадцать дней без войны» и «Они сражались за Родину», остросоциальная картина «Чучело».
Фильмов и главных ролей могло быть и больше, если бы не работа в цирке. Звезду арены не часто отпускали на длительные съемки. Так, из-за гастролей в Японии Никулин не сыграл Деточкина в «Берегись автомобиля».
Но цирк для Юрия Владимировича был всегда на первом месте — «моя судьба, моя любовь», как споет он позже. Даже когда Юрий Владимирович ушел с манежа в 60 лет («Клоун не должен быть старым»), все равно остался с цирком. Сначала стал его главным режиссером, потом директором. И сегодня Московский цирк на Цветном бульваре носит имя Юрия Никулина.
Цитаты и правила жизни доброго клоуна
- «Слышать смех — радость. Вызвать смех — гордость для меня».
- «Когда смеются добрым смехом, заражают добротой и других. После такого смеха иной становится атмосфера».
- «Не унижайтесь до мщения подлым. Постарайтесь стать счастливым, и им этого не пережить».
- «Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека — хотя бы одного, на земле все будут счастливы».
- «Порой что-то отложишь на завтра и с ужасом думаешь: а завтра — это же практически через несколько часов!».
- «Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь».
- «Лучше уйти со сцены на три года раньше, чем на один день позже».