1 Чувства Рязанова
«Знаете, мою картину пересматривают, возможно оттого, что я тогда был безумно влюблен. И эту свою влюбленность каким-то образом транслировал не только актерам, но и всей съемочной группе, поскольку снимали мы в какой-то удивительно теплой атмосфере доверия, доброжелательности и веры в чудо», — говорил режиссер.
2 Рязанов-поэт
«У природы нет плохой погоды.
Каждая погода благодать.
Дождь ли снег любое время года.
Надо благодарно принимать...»
Строчки этой песни каждый знает наизусть. Рязанов долго не мог подобрать стихи к мелодии, и ему пришлось написать песню самому. Вместе со сценарием композитор Андрей Петров получил несколько стихотворений для будущей песни. Среди них и было «У природы нет плохой погоды» якобы английского поэта Уильяма Блейка.
Оказывается, чтобы не смущать Андрея Палыча, режиссер решил взять псевдоним. Подписался он почему-то именем английского поэта 18-го века. Позже, он признался, кто настоящий автор стихов. В 1978 году композиция стала лауреатом фестиваля «Песня Года».
3 Первоисточник
Картина снята на пьесе «Сослуживцы», авторами который являются Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. Пьесу начали ставить в театрах, но каждый режиссер добавлял в нее что-то от себя. В итоге Рязанов увидел спектакль, где от его пьесы осталась лишь малая часть. Он понял, что единственный способ донести свое видение до зрителя — это снять фильм.
4 Желание Басилашвили
Времени на подбор актеров ушло немного, так как режиссер быстро определился, кто будет играть того или иного героя. Например, Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в «Иронии судьбы», но на пробах почему-то не могла вжиться роль. Тогда Рязанов пообещал, что снимет ее в другом фильме — им как раз стал «Служебный роман».
Все артисты были согласны со своими ролями, кроме Олега Басилашвили, который очень хотел играть Новосельцева. Он был уверен, что перевоплотиться в этого героя он сможет лучше, чем в Самохвалова. Однако после выхода картины на телеэкраны актер согласился, что именно образ Юры для него подошел идеально.
5 Образ Новосельцева
Эльдар Рязанов долго думал, как же поступить с Андреем Мягковым. Ведь он запомнился зрителям по роли привлекательного Жени Лукашина из «Иронии судьбы». Нужно было отвлечь зрителей от того образа и перевоплотить актера в недотепу Новосельцева. Тогда Мягкову подобрали очки, усики и растрепанную прическу.
6 Образ Людмилы Прокофьевны
На главную роль претендентка была одна — Алиса Фрейндлих. Из такой советской красавицы было действительно тяжело сделать ту самую «мымру». Актрисе долго искали подходящий костюм, который в итоге нашли в одной из костюмерных «Мосфильма». Для полного образа все равно чего-то не хватало, и тогда оператор проекта принес старые очки своего отца.
7 Жизнь между двух городов
От Басилашвили и Фрейндлих требовалась большая выносливость, ведь они жили и работали артисты в Ленинграде, а съемки проходили в Москве. В таком напряженном графике артистам приходилось чуть ли не ежедневно курсировать между двух столиц.
8 Письма Оленьки
Оказывается, историю с письмами Оленьки Рыжовой Рязанов взял из реальной жизни. Только произошла она в среде не экономистов, а коллег — кинематографистов. Видимо, имена прототипов были достаточно известны, ведь они до сих пор не раскрываются.
«Это был руководитель одной студии, в него влюбилась маленькая женщина, и она писала ему все время письма. И он отдал их в партком. Я работал на той же студии и решил взять это в картину. Это было не выдумано и взято из настоящей жизни», — говорил режиссер.
9 Авария на площадке
Для фильма Олегу Басилашвили приходилось учиться управлять «Волгой». В одной из сцен герой должен был проехать всего сто метров до места работы, но актеру сделать это было трудно. До этого он никогда не водил машину. В итоге Басилашвили допустил типичную ошибку начинающего водителя: перепутал газ с тормозом и въехал в киоск, где стояла камера. Люди успели убежать, и обошлось без жертв.
«На одном из дублей я еду, все идет хорошо. Вижу створ камеры, еду на нее, а камера в киоске стоит. И вдруг передо мной возникают две жизнерадостные дурехи, которые попали в кадр. И я от ужаса нажимаю не на тормоз, а на газ. Это обычная ошибка начинающего автомобилиста. Ну, слава богу, они разлетелись в разные стороны, а я врезался в киоск «Союзпечати» и по камере, которая там стояла, и понял: всн, гонорара я не получу», — рассказывал артист.
10 Сокращение фильма
Полный фильм без вырезанных моментов должен был идти 4 часа и 40 минут, но при монтаже картину, конечно, пришлось резать. Режиссер жертвовал многими эпизодами. Одна из самых известных вырезанных сцен — погоня внезапно ожившего товарища Бубликова за Шурой.
11 Снежная Москва
Тогда, в сентябре 1976 года, в Москве выпал снег. Это было удивительно и неожиданно. Кадры природного казуса, естественно, не были запланированы, но, когда пошел сентябрьский снег, пропустить его Рязанов не мог. В итоге фильм стал длиннее на 3,5 минуты, но оно того стоило.
Режиссеру было важно показать крайне нетипичную снежную на зелени Москву, ведь во всем остальном он был главным исследователем всего обычного и привычного: герои в типичных интерьерах, в типичной одежде, в типичных квартирах.