Сейчас мы наслаждаемся просмотром кинокартин с участием наших одних из самых любимых артистов советского кино. Однако на пути к своей актерской мечте им предстояло преодолеть немало испытаний, в числе которых — поступление в вуз.
Не всем удается стать студентом с первого раза, зато показателем желания стать таковым являются настойчивость и упорство, которые порой нужны каждому из нас. Не исключено, что наши сегодняшние герои своим примером докажут, что в мире нет ничего невозможного. Важно лишь захотеть.
О ком конкретно идет речь, смотри ниже.
Нина Усатова
Мечты стать актрисой привели Нину Николаевну из родного Алтайского края в Москву. В столице она, 18-летняя девушка, отправилась в Щукинское училище, но не поступила и устроилась на работу на ткацкий завод, а затем — руководителем фабричного хора. Именно он помог Усатовой подготовиться к поступлению, ведь в коллектив приезжали и педагоги по вокалу.
Не поверишь, но только с пятого раза актриса поступила в желанный вуз, ей тогда было 23 года. Причем поступила она не на актерский, а на режиссерский факультет. С выпуском девушку распределили в город Котлас, что в Архангельской области. Там в драматическом театре она выходила на сцену год, а потом перебралась в Ленинград, где ее приняли в труппу молодежного тетра.
Владимир Меньшов
Владимир Валентинович, обладатель премии «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит» и народный артист РСФСР, тоже доказывает, что в этом мире возможно все, главное — не опускать руки.
Его история такова: в 1957 году он попробовал поступить во ВГИК вместе со своим товарищем из Астрахани. Тот подготовился, выучил басню, стих… а Меньшов не особо напрягался. Приятель, к слову, не поступил и уехал обратно домой — поступать в медицинский. Будущий же актер слетел во время вступительных испытаний, но остался в Москве, к тому же, ему там дали временное общежитие. За это время Владимир Валентинович успел поработать и шахтером, и токарем, и подготовиться ко вступительным в театральный на следующий год — только успеха снова не было:
«Провалился. В Астрахань возвращаться было уже неловко. Еще и родители постоянно донимали: «Как же так? Ты с серебряной медалью школу окончил, неужели не понимаешь глупость своего решения? Какой же ты артист?» Но в моей голове работала какая-то другая машинерия, которая заставляла меня снова и снова возвращаться в столицу».
Так, на четвертый только раз актер поступил, но во МХАТ. Как говорил Владимир Валентинович, его обучение не было радужным: в его способностях сомневались педагоги, а от этого он сомневался сам в себе. Зато было интересно и весело, а о своем счастье он сказал по телефону товарищу, с которым поступал в первый раз:
«Я позвонил своему другу (с которым ездил поступать еще в первый раз) и попросил его передать моим родителям, что я — студент школы-студии МХАТ. Он не без злости ответил: «Зараза! Я так и знал, что ты все равно добьешься своего!».
Инна Чурикова
Народная артистка СССР и звезда фильмов «Морозко», «Стряпуха», «Прошу слова» и других не с первого раза стала абитуриенткой. Инна Михайловна отправлялась во МХАТ, но там ее ждал провал — она выбежала из вуза вся заплаканная, а виной тому стала ситуация с чтением Пушкина:
«Я сдавала экзамен в МХАТ и читала все только смешное. Меня спросили: «Что-нибудь серьезное можете прочесть?» Я читала «Я помню чудное мгновенье». Мама мне до этого говорила: «Дочка, читай эти стихи с закрытыми глазами. Просто, когда ты читаешь их с открытыми глазами, получается очень смешно». Я абсолютно верила маме. Так вот, я пришла на экзамен в МХАТ и начала читать стих, закрыв глаза. Все надо мной смеялись».
Другой же экзаменатор спросил у Чуриковой, знает ли она Афродиту, богиню красоты, и сказал пойти в туалет посмотреть на себя, намекнув на деревенскую внешность.
К счастью, актриса была не из робкого десятка — она ценила свои природные данные и не слушала нападок со стороны преподавателей:
«Я зашла в туалет, посмотрела на себя в зеркало и расплакалась. Потом, еще раз всмотревшись в черты своего лица, сказала себе: «У меня своеобразное, необычное лицо, и не каждый может его оценить».
Несмотря на то, что МХАТ не открыл ей свои двери, Инна Михайловна успешно поступила в Щепкинское училище и окончила его с красным дипломом. Один из преподавателей даже сказал: «или она дура, или гений», на что она ответила:
«Я, наверное, и то, и другое, хотя насчет гениальности не знаю».
Ну и добавим, что знаменитость начинала свою карьеру, будучи студенткой — ее дебют состоялся в картине «Тучи над Борском» 1960 года.
Станислав Садальский
Станислава Юрьевича не взяли в театральный с первого раза не потому, что он как-то смешно прочитал произведение, а потому что имел неправильный прикус! Этому он не поверил и поехал в училище в Ярославль, где ему сказали то же самое.
Возвращаться обратно в Москву он не стал и решил подработать разнорабочим, там же будущий актер пошел на вечеринку и заговорил с девушкой, которая крутилась в известных кругах. Ей Садальский сказал, что мечтает стать актером, но из-за «дефекта» его не берут, на что та ответила: «Как это не берут? А в Ленинграде есть же такая артистка. Она снимается в кино, работает в театре…».
Тогда Станислав Юрьевич отправился в Ленинград, зная лишь одну фамилию этой удачливой девушки — Фрейндлих. После просмотра ее спектакля он поговорил с ней и взял на заметку совет — поступать в московский вуз, ГИТИС. Так, на следующий год артист стал его студентом, а эту увлекательную историю с поступлением он до сих пор вспоминает с улыбкой.
Вячеслав Тихонов
Вообще, актер в 13 лет обучался на токаря — мать с отцом его отправили в училище после закрытия школы из-за войны, чтобы парень «не пропадал». Потому у родителей не было сомнения в том, что сын станет профессионалом и отучится в дальнейшем на инженера.
А не забыли ли они спросить у Славы — чего же он хочет сам? В его мечтах было стать актером кино… Ближе к завершению войны Тихонов уже был студентом Автомеханического института, однако в 1945 парень рискнул поступить во ВГИК.
«Во ВГИК меня действительно не взяли... После второго тура я слетел. Я до сих пор остро помню это. Вышла девушка и стала быстро, скучным, безликим голосом зачитывать фамилии: «принят» и «не принят». Тихонов — не принят. Легко так, Тихонов не принят. И все поплыло, рассыпалось, я только тогда понял, как на самом деле хотел сюда, как надеялся, как все остальное было второстепенным».
Все же удача оказалась на стороне Вячеслава Васильевича: через несколько дней его пригласили отучиться семестр, чтобы посмотреть на перспективы студента. Как выяснилось, в послевоенное время, в 1946 году, не хватало парней, потому преподаватели решили дать шанс Тихонову. Кстати, ВГИК он окончил с отличием.
Ирина Муравьева
Дважды Ирина Вадимовна стучалась в двери театральных, но не брали ее — как утверждает она сама, причина была в ее стеснительности. А еще в Школе-студии МХАТ Муравьеву просили открыть рот, после чего в поступлении абитуриентке отказали. Как оказалось, виной стал неправильный прикус. К тому же, первое время, по воспоминаниям артистки, было отчетливо слышно произношение слова «дядя» как «дзядзя».
Избавлялась от этого она с помощью скороговорок и других речевых практик, а на третий год Ирина Вадимовна узнала об открытии новой студии — при Центральном детском театре:
«Каждые три года она открывала эти двери, и принимали туда только москвичей (актриса сама москвичка, — прим. ред.). И уже конкурс был меньше, потому что не было у них общежития. Значит, у меня уже был какой-то шанс поступить. Когда я пришла туда, поняла, что меня там как будто ждали — все так радовались, что я пришла, всем так понравилось, как я читала, и я поступила в театральную студию.
По окончании студии давали такую бумажку без корешков, свидетельство, что я теперь артистка театра. У меня свидетельство под номером шесть было. Потом уже с годами я поняла, что, наверное, надо мне получить высшее образование, я поступила на очное в ГИТИС и получила диплом. Только если кто-то спросит, какое у меня образование, я скажу — у меня высшее образование. Ну вот, пока никто не спросил, но я рассказала».
Леонид Куравлев
Леонид Вячеславович был поклонником киноискусства с малых лет, но профессию актера не воспринимал всерьез. Потому, если бы не сестра, убедившая попробовать поступить во ВГИК, мы бы, наверное, и не знали о нем сейчас — ведь с того момента начались великие свершения знаменитого артиста.
На первый год поступления Куравлева убрали из претендентов на поступление — он слетел с третьего тура, хотя один педагог и сказал: «В вас что-то есть интересное, приходите в следующем году».
Потому Леонид Вячеславович принял это за вызов и начал готовиться, параллельно работая на оптическом заводе. На следующий год, в 1955-м, абитуриента зачислили на курс Бориса Владимировича Бибикова. Мастер, к слову, посчитал парня слишком стеснительным и зажатым, но не отчислил. Уже на третьем курсе Куравлев проявил себя, и в паре со Светланой Дружининой блистательно сыграл отрывок из пьесы Генрика Ибсена.
Постановка произвела впечатление не только на Бибикова, но и на режиссеров Андрея Тарковского и Александра Гордона, которые пригласили его сняться в дипломном фильме под названием «Сегодня увольнения не будет». Роль солдата Морозова стала немаловажной, ведь именно она помогла Куравлеву построить дальнейшую карьеру.
Фаина Раневская
«Играть можно в карты, на скачках и в шашки. На сцене жить нужно», — говорила Фаина Георгиевна. Удивительно сейчас осознавать, что ее не брали ни в один вуз (от волнения она слишком заикалась), хотя добиться всеобщей известности ей удалось. В судьбе актрисы немалую роль сыграла балерина Екатерина Гельцер, которая приютила ее к себе на ночь, увидев, как Фая сидит и плачет возле Большого театра.
Также Гельцер нашла ей работу, связанную с театром, и устроила в Летний театр в Малаховке. Там она подрабатывала в массовке, а также параллельно обучалась сценическому мастерству.
Человеком не последней значимости для Фаины Григорьевы была актриса Павла Вульф, которая помогла ей стать еще более заметной фигурой в мире кино.
Даже несмотря на то, что Раневская именно таким образом обрела известность, это не умаляет ее таланта, вклада в искусство — не зря же мы до сих пор вспоминаем о ней, пересматриваем фильмы и восхищаемся ее фразами.