Источник: кадры из фильмов «Мечта», «Город мастеров»

Сейчас нас не удивляют артисты и прочие селебрити под псевдонимами, а раньше это было достаточной редкостью. Советским актерам вынужденно приходилось заменять свои «неудачные» фамилии или же имена ради хорошей репутации в сфере, в которой они хотели развиваться.

Кто знает, как бы сложилось их будущее, если бы они не пошли на этот шаг. А о ком именно идет речь — смотри ниже.

Фаина Раневская

Советские актеры, которым пришлось сменить фамилию ради карьеры Кадр из фильма «Подкидыш

Открывает нашу подборку Фаина Георгиевна Раневская, женщина, которая не стеснялась в открытую высказывать свое мнение о людях, работе, красоте и делах сердечных.

«Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает легкий флирт», — сказала она как-то раз.

Раневская родилась в Таганроге в обеспеченной многодетной еврейской семье: отец владел пароходом «Святой Николай», фабрикой по изготовлению красок, торговыми лавками, мельницей и недвижимостью. А вот звали Фаину тогда вот так: Фанни Гиршевна Фельдман. После революции семья Фельдман переехала в Прагу, Фанни же осталась в СССР, чтобы осуществить свою подростковую мечту — стать актрисой даже несмотря на то, что родители не особо были рады этой идее.

Уже в 21 год девушка стала жить в Москве и работать в составе разных трупп. Имя Фаины Раневской зародилось в день, когда родители отправили дочери деньги, и она пошла получать их в кассу вместе с приятелем. Выйдя из нее, Фаина выронила деньги, и они от сильного ветра разлетелись. Реакция девушки не была слишком экспрессивной. Фанни просто сказала: «Денег мне не жалко, посмотрите только — как красиво они летят…».

Советские актеры, которым пришлось сменить фамилию ради карьеры Кадр из фильма «Весна»

В тот же момент ее монолог подловил коллега и добавил: «Да ведь вы Раневская из «Вишневого сада!». Только она могла так сказать!». К слову, Чехов был не только любимым писателем Фаины Георгиевны, но и уроженцем того же города, что и она.

Таким образом Фанни Фельдман превратилась в Фаину Раневскую. К слову, поступила актриса так и из-за работы — ради того, чтобы свободно играть на сцене и уверенно держаться в кадре:

«Самым большим открытием было то, что тогда, когда я играла, я переставала быть Фаней Фельдман, а перевоплощалась в другого человека. Понимаете, это было для меня очень важным — стать другой… Ведь кто такая была Фаня Фельдман? Заикающаяся некрасивая девочка, которую не слишком любили родители, глупая и неловкая. Разочарование семьи. Но оказывается, я могла стать кем угодно! Умной. Красивой. Любимой. Любой, какой мне только хотелось! Все дело только в том, что Фаина Фельдман решительно не могла быть актрисой».

Андрей Миронов

Советские актеры, которым пришлось сменить фамилию ради карьеры Кадр из фильма «Старики-разбойники»

Андрей Александрович Миронов родился в 1941 году в семье эстрадных артистов Марии Мироновой и Александра Менакера, потому с юных лет его интересовало все, что могло быть связано с театром.

В детстве Андрей носил отцовскую фамилию и, возможно, не менял бы ее всю жизнь, если бы не «борьба с космополитизмом» (идеология единства мира и универсализма).

Тогда, в конце сороковых, творческие личности с любыми признаками еврейского происхождения (имя/фамилия — неважно) могли в один счет лишиться и профессии, и свободы. По этой причине родители не хотели рисковать будущим своего сына, потому дали фамилию по линии мамы.

Как Миронов, он числился с третьего класса, а затем прославился как народный артист РСФСР.

Иннокентий Смоктуновский

Советские актеры, которым пришлось сменить фамилию ради карьеры Кадр из фильма «Дочки-матери»

Иннокентий Михайлович Смоктунович родился в деревне Татьяновка, Томской губернии. В семье он был вторым из шести детей по счету, любил озорничать и прогуливать уроки — все ради того, чтобы играть в массовке театра. По этой причине будущая знаменитость и не окончил школу, а вообще родители хотели, чтобы сын отучился на фельдшера, но тот настоял на своем — отправился в техникум строить карьеру киномеханика.

Актер был вынужден сменить фамилию из-за не лучшей ее репутации: в тридцатых годах его деда арестовали, посадили в тюрьму на десять лет, а потом убили. Отца раскулачили, лишили на год свободы и сослали на три года. Третьим родственником с «несчастливой» фамилией был дядя. Его расстреляли за «создание кадетско-монархистской организации».

Про прадеда актер говорил так:

«Он служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году убил зубра. Кто-то настучал, и его сослали в Сибирь — вместе со всей семьей».

Как минимум этого аргумента для смены фамилии достаточно, потому Смоктунович стал Смоктуновским — претерпел «трансформации» актер в Норильске. К слову, Иннокентий Михайлович на протяжении многих лет скрывал о себе правду, а также говорил, что смена фамилии произошла ради ее более красивого звучания.

Зиновий Гердт

Советские актеры, которым пришлось сменить фамилию ради карьеры Кадр из фильма «Соломенная шляпка»

Зиновий Ефимович родился в 1916 году в небольшом городке под названием Себеж, в Витебской губернии (сейчас — Псковская область). Близкие и друзья звали парня ласково Зяма, а при рождении его полное имя было таковым: Залман Афроимович Храпинович.

Будущий актер обучался в еврейской школе, в тринадцать лет опубликовал на идише (еврейском языке) стихи о коллективизации, которые разместили в детской газете. Затем, по окончании школы, будущий актер переехал к брату в Москву и поступил в фабрично-заводское училище Московского электрозавода имени В. Куйбышева. Там же он познакомился с драматургом Исаем Кузнецовым, с которым впоследствии начал играть в ТРАМе (театре рабочей молодежи).

Зяма настолько отметился своими талантами, что его пригласили в известную Государственную московскую театральную студию под руководством А. Н. Арбузова и В. Н. Плучека («Арбузовскую студию»). Поначалу Зиновий выступал под настоящей фамилией, а затем сам Арбузов предложил взять ему псевдоним (чтобы двигаться дальше по карьерной лестнице), вспомнив о популярной балерине двадцатых годов Елизавете Павловне Гердт.

Есть и другая версия происхождения обновленной фамилии народного артиста СССР: в его семье были родственники с фамилией Герд, а для звучания он дополнил ее буквой «т».

Леонид Утесов

Советские актеры, которым пришлось сменить фамилию ради карьеры Кадр из фильма «Веселые звезды»

Актер, народный артист СССР и РСФСР, а также создатель первого джазового оркестра в стране родился в 1895 году в еврейской семье в Одессе. Родители дали ему имя Лазарь (Лейзер) Вайсбейн, и носил он его до тех пор, пока в 1911 году артист Ефим Скавронский не пригласил его сыграть в миниатюре «У разбитого зеркала». Единственным условием было избавиться от «Вайсбейна» и придумать себе что-то другое.

Лазарь тогда стал искать фамилию, которая была бы похожа на что-то красивое возвышенное:

«Я решил взять себе такую фамилию, какой никогда еще ни у кого не было, то есть просто изобрести новую. Естественно, все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актер Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев и Горин — чего только не было в Одессе!

Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым. Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское — могильный холм… «Что же есть на земле еще выдающееся? — мучительно думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утес с рыбачьей хижиной. — Боже мой, — подумал я, — утесы, есть же еще утесы!

Наверное, Колумб, увидя после трех месяцев плавания очертания земли, то есть открыв Америку, не испытывал подобной радости. И сегодня я вижу, что не сделал ошибки, ей-богу, моя фамилия мне нравится. И, знаете, не только мне».

Леонид Иосифович подтвердил свою изобретенную фамилию, добившись высот во многих творческих сферах.

Георгий Милляр

Советские актеры, которым пришлось сменить фамилию ради карьеры Кадр из фильма «Марья-искусница»

Георгий Францевич родился в 1903 году, и была у него тогда фамилия де Милье. Отметим и беззаботное будущее актера, которое сыграло не последнюю роль в его судьбе. Так, благодаря наличию иностранных иностранных воспитателей Георгий с ранних лет говорил на нескольких иностранных языках, вдобавок ко всему мальчика обучали музыке и хорошим манерам. Заслуга была в этом родителей. Отец, француз Франц де Милье, работал инженером-мостостроителем, а мать, Елизавета Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника.

Де Милье-младший рано остался без отца, а революция лишила его с матерью всех прелестей жизни, оставив им скоромную комнату в коммуналке. Именно это время заставило выбрать другую фамилию, так как показывать свое аристократическое происхождение стоило и жизни, и работы. Выбор пал на Милляра.

Мы помним Георгия Францевича Милляра, который стал если не самым, то наиболее узнаваемым Кощеем, легендарной Бабой-ягой и другими сказочными персонажами советского кинематографа. К слову, существует даже «алфавит Милляра», где находятся все его высказывания. Например:

  • «Евангелие учит любить врагов, если друзья вышли из доверия»;
  • «Кощей — каждый Кощей думает, что он бессмертный»;
  • «Эгоцентризмотравление самим собой».

Татьяна Васильева

Советские актеры, которым пришлось сменить фамилию ради карьеры Кадр из фильма «Бабник 2»

Настоящая фамилия Татьяны Григорьевны — Ицыкович. Она действительно мешала развитию карьеры в начале ее пути: несмотря на то, что 22-летнюю выпускницу Школы-студии МХАТ в 1969 году приняли в Московский театр сатиры, где сначала она сыграла клоуна Бука в спектакле «Пеппи Длинный чулок», а затем — в постановке «У времени в плену», но все оказалось менее позитивным.

Казавшийся на тот момент успех стал фикцией: критики были недовольны перфомансами, а последний спектакль с участием Тани вовсе назвали «самой большой неудачей театра». В стенах сатиры поговаривали, что беды девушки исходят от фамилии.

Ицыкович начала ее стесняться, а коллеги придумывали для актрисы псевдонимы: Базо, Ковач…:

«Женщина из отдела кадров сказала: «Деточка, фамилию менять давайте — вам с этой никак нельзя» — и разные варианты придумывать стали. Я Ковач была (это остаток от Ицыкович), потом Базо (первая часть фамилии мамы, в девичестве Базловой)… Думали-думали, в конце концов замуж я вышла».

Теперь успех Татьяны Григорьевны точно на ее стороне. В копилке народной артистки РФ более 156 работ, а одними из известнейших остаются «Самая обаятельная и привлекательная», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Ревизор», «Сказки старого волшебника», «Закрытая школа», а также «Привет, Киндер!».

Рекомендуем