Актерская деятельность нередко преподносит всякие сюрпризы — как для зрителей, так и для самих артистов. Ну, к примеру, неожиданным поворотом может стать новость о снятии актера с роли уже в процессе съемок, причем по разным поводам.
Сегодня мы вспомним советских актеров и фильмы, из которых их убрали, а также раскроем причины этих поступков.
1 Никита Михалков
В 16-летнем возрасте будущий кинорежиссер и народный артист РСФСР должен был появиться в фильме «Война и мир» в роли Пети Ростова. Да, возраст его персонажа был чуть меньше, однако из-за генов Михалков выглядел младше своих лет, что сыграло ему на руку.
Начались съемки. Первые кадры были готовы. Но при их просмотре режиссер Сергей Бондарчук понял, что парень-то резко вырос и возмужал с момента утверждения на роль! Потому Михалкова заменили на Сергея Ермилова, а некоторые кадры с Никитой Сергеевичем было решено оставить. Например, эпизод, где он скачет на лошади.
2 Терье Луйк
Эстонская актриса знаменита по съемкам в комедии 1959 года «Озорные повороты», после которой через два года ее утвердили на роль Людмилы Васильевны Добрыйвечер в «Королеву бензоколонки». Изначально режиссеру Николаю Литусу посоветовали взять вместо Терье Надежду Румянцеву. Однако Литус настоял на желании найти начинающую актрису, о которой пока что не все так хорошо наслышаны, как о Румянцевой.
Находкой как раз-таки стала Луйк. Съемки проходили отлично — команда была довольна своей работой. Только вот когда она решила поделиться результатом с дирекцией Киностудии имени А. Довженко… Та пришла в ужас от того, насколько скучно актриса играет комедийного персонажа, и назвала Терье «слишком интеллигентной и холодной».
Досталось и Николаю Игнатьевичу. Режиссера отстранили от работы за слабую постановку картины, а на его место пришел Алексей Мишурин и позвал на главную роль Надежду Румянцеву. Кроме того, он вернул к работе Литуса — тот занял место второго режиссера картины.
Сама же Терье после неудачного опыта с «Королевой» решила покончить с актерской деятельностью и построила карьеру педагога.
3 Георгий Юматов
На роль Федора Ивановича Сухова в «Белом солнце пустыни» рассматривались сразу два артиста: Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Георгия Александровича утвердили сразу же, только вот за день до съемок он пошел на поминки, где сильно подрался — на первый рабочий день Юматов вышел в синяках и ссадинах.
Гримеры пробовали скрыть последствия буйного характера артиста, и первые кадры были отсняты. Однако камера выдавала Юматова, потому ничего другого не оставалось, кроме ожидания восстановления драчуна. На это бы ушел месяц, а съемочная группа не могла так долго ждать. По этой причине на место Георгия Александровича пришел Анатолий Борисович.
«Юматов был своеобразным человеком с очень вспыльчивым характером. За правду-матку мог полезть в любую драку, особенно если выпьет, а он это умел и любил делать. Когда пришел с разбитым лицом, Мотыль, очень принципиальный человек, сказал: «Все, вы не снимаетесь», — вспоминал каскадер Александр Массарский.
«Я уверен, что он как боец одолел бы любого противника, если бы это был один, но на него навалились, вероятно, несколько человек. Его лицо было сплошь в кровоподтеках, в опухоли», — говорил режиссер.
4 Александра Завьялова
На роль Панночки в «Вие» рассматривалась только Александра Завьялова, так что на роль в Гоголевской экранизации режиссер Георгий Кропачев взял актрису без проб.
Как и в нескольких предыдущих историях, съемки шли спокойно. До половины фильма. Потом случилось что-то непонятное... Впрочем, у ухода Завьяловой из картины есть даже несколько версий.
По первой — актриса резко прекратила съемки из-за тяжелого заболевания.
По второй — она параллельно снималась в проекте «Четыре страницы одной молодой жизни» Резо Эсадзе. С режиссером Завьялова была в романтических отношениях, а он взял и позвонил на «Мосфильм» с требованием снять Александру Семеновну с роли.
Третья версия — отношения с американским предпринимателем. О тесном с ним общении стало известно во время дипломатического визита, где они долгое время просто общались между собой. За диалог с американцем Завьялову назвали неблагонадежной, а чтобы не попасть в конфликты, директор «Мосфильма» Иван Александрович Пырьев лично позвонил Кропачеву с требованием убрать актрису из фильма.
На замену Пырьев предложил Наталью Варлей. Уж больно она понравилась ему в «Кавказской пленнице». Все кадры с Завьявловой были уничтожены, кроме того, где она лежит в гробу.
5 Владимир Высоцкий
В фильме Леонида Гайдая «12 стульев» должен был появиться Владимир Высоцкий — ему предназначалась роль Остапа Бендера. Хотя на этого персонажа также претендовали Спартак Мишулин, Владимир Басов, Фрунзик Мкртчян, Леонид Каневский, Андрей Миронов и другие.
Высоцкий прекрасно изобразил своего персонажа: и песни исполнил как надо, и харизмой взял… Только вот в первый же рабочий день не пришел на площадку. Поиски были долгими, но безрезультатными. Позже выяснилось — поэт и актер попросту ушел в запой. Хотя есть версия и другая: Высоцкого сняли с роли через несколько дней, так как чиновники не хотели видеть его в кадре.
Какими бы ни были причины снятия артиста, сам Владимир Семенович на свое место предложил Арчила Гомиашвили, служившего на тот момент в тбилисском театре им. Грибоедова. Там же он выступил в собственной постановке «Похождения Остапа Бендера», сыграв не только Остапа, но и всех других персонажей: Балаганова, Корейко, Паниковского и даже Зосю Синицкую.
Именно «12 стульев» принесли Гомиашвили славу. Он, в свою очередь, признавался, что в фильме были свои недостатки:
«Конечно, у фильма есть свои достоинства: он хорошо смонтирован. Гайдай был режиссером, прекрасно знающим законы комедийного жанра. Но есть один недостаток, самый существенный в моем понимании: мы ни разу не остановились, чтобы заглянуть в душу Остапу. Я сыграл эту роль бегом — в ритм фильму.
К тому же, меня озвучивал другой актер. Когда я увидел фильм, мне стало плохо. После просмотра я сказал Гайдаю, что при всем желании сыграть эту роль, если бы я знал, что так будет, я бы не снимался. И потом мы не разговаривали пять лет».
6 Наталья Вавилова
Известность пришла к ней после съемок в картинах Владимира Меньшова «Розыгрыш» и «Москва слезам не верит». В 1986 году начиналась работа над еще одним успешным проектом — историческим фильмом «Николай Подвойский».
Тогда с участием Вавиловой (должна была сыграть жену революционера Подвойского) снимали эпизод, где она едет на лошади. В результате несчастного случая актриса упала и получила травму позвоночника второй степени тяжести, потому вернуться к работе она могла только через две недели.
Стоит отметить, что перед съемками актриса брала уроки верховой езды и уверенно держалась в седле.
Режиссер Юрий Александрович Борецкий пообещал Наталье ждать ее полнейшего выздоровления, но по итогу, не предупредив ее, взял другую актрису — Елену Борзову.
«Девочка две недели пролежала в больнице. И как повел себя режиссер? Ну объяснил бы: «Наташа, нам нужно снимать, долго ждать не можем, давай придем к какому-то консенсусу». Тем более, вина в этом ЧП полностью была их! Но нет!
Пришли к ней в палату: «Наташа, не говори, пожалуйста, как это произошло. Иначе нас всех уволят! А мы тебя будем ждать, сколько нужно: год, два. В этой роли видим только тебя!» Наталья — золотой души человек! «Да не расстраивайтесь! Ну случилось и случилось…». А через два дня ей заявили: «Извини, студия план не выполняет, мы взяли другую актрису», — рассказывал муж актрисы Самвел Гаспаров.
7 Наталья Кустинская
В 1966 году во всю кипела работа над мелодрамой «Женя, Женечка и «Катюша», где роль связистки изначально отвели Наталье Кустинской. Однако уже после нескольких отснятых кадров режиссер Владимир Яковлевич Мотыль понял — внешность актрисы совсем не подходит для этой картины. В частности, его не устраивала «чувственная нижняя губа» Кустинской, мол, сцена с поцелуем покажется нелепой — своими губами Наталья буквально съест коллегу.
«Она хорошая актриса… в опереточно-водевильном плане. Мне понравилось, как она сыграла в паре с Натальей Фатеевой в фильме «Три плюс два». Но она была бесконечно далека от задуманной мною фронтовички. Кустинская не могла сходу отшить неугодного кавалера, в ней не было органической грубости воюющей связистки. Отсняв всю летнюю натуру, я категорически заявил: «Или я убираю Кустинскую, или не снимаю картину», — признался Мотыль.
Из-за поиска новой актрисы съемки приостановили — в театрах Москвы и Ленинграда не было подходящего типажа. И только в Щукинском училище режиссеру рассказали о девушке, которая выпустилась из театрального, но потом пошла на оборонный завод в Подольске.
Ею оказалась Галина Фигловская.
8 Евгения Симонова
В музыкальном фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» актрису утвердили на роль Констанции, однако и здесь все пошло против правил. Вскоре после начала работы режиссеру Георгию Юнгвальду-Хилькевичу позвонили вышестоящие люди и приказали немедленно убрать Симонову.
Обоснования такой срочности от «Госкино» не поступило, а Евгению пришлось снять со съемок. Вместо нее роль получила Ирина Алферова, которую попросили поставить на замену.
Узнав об уходе Симоновой, актер Игорь Костолевский (должен был выступить в роли Бэкингема) принял решение также покинуть проект.
9 Мария Зудина
В фильме «Гардемарины, вперед!» было слишком много кадровых перестановок, которые повлияли на съемки Марии Вячеславовны в образе Софьи Зотовой. К примеру, так получилось, что Юрий Мороз, который должен был играть Алешу Корсака, ушел из фильма по причине сильной занятости над дипломным проектом. А ведь именно с ним в кадре хорошо смотрелась Зудина.
На замену Мороза пришел Дмитрий Харатьян, и пара Зудина-Харатьян совсем не сочеталась. Потому режиссер Светлана Дружинина поставила на ее место Ольгу Машную:
«Они совершенно не смотрелись вместе — и визуально, и по росту. И тогда я, быстро воспользовавшись этим моментом, сказала: «Тогда будет Машная!».
Отметим, эпизоды с Зудиной переснимать не стали, так как у Машной было похожее телосложение. Единственное — финальную версию картины уже снимали в отдаленных сценах, чтобы зрители не заметили разницы.