Источник: Википедия

Чем больше источника вдохновения — тем лучше. Наверняка это относится ко многим творческим личностям, в числе которых оказались и известные мастера слова. Осуждать их за необычный подход к отношениям мы не собираемся, а вот в ком они видели своих «муз» — узнаем сегодня.

Владимир Маяковский

Мало половин: русские поэты, которые жили втроем Источник: Википедия

Не то, чтобы Владимир Владимирович был покорен супругом своей спутницы Лили Брик, но жить вместе с ним не отказывался. Но давай по порядку. Начнем со знакомства писателя с «музой русского авангарда». Произошло оно в доме Лили и ее супруга Осипа Брика. Маяковский заглянул к ним с Эльзой Каган (сестра Лили, с которой у него изначально завязывался роман) на литературный вечер.

Тогда поэт читал вслух «Облако в штанах» и не сводил глаз с Лили. По окончании декламации он обратился к хозяйке дома, заявив о желании посвятить ей прочитанную поэму. Писатель открыл первую страницу книги и подписал «Лиле Юрьевне Брик».

Через пару дней мастер пера, не постеснявшись мужа Лили, признался ей в чувствах. Об этом она вспоминала так:

«Володя не просто влюбился в меня — он напал на меня, это было нападение. Два с половиной года не было у меня ни одной свободной минуты — буквально. Меня пугала его напористость, рост, его громада, неуемная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна».

Жить шведской семьей творческий союз начал не сразу. Поначалу Владимир Владимирович обитал в отеле в Петрограде, потом снимал квартиру рядом с объектом обожания — в ней он только ночевал. Все остальное время он посвящал квартире Бриков. Когда же ему пришлось поехать в Москву, Лиля не смогла без Володи и отправилась вслед за ним.

Уже по возвращении в Петроград влюбленные решают жить вместе. Не то чтобы Осипу Максимовичу было все равно на расширение брачного горизонта, просто выбор у него был не особо приятный: либо бросить обожаемую жену, либо проглотить происходящее. Ну и справедливости ради отметим — Брик уважал творчество коллеги и даже издал в небольшом тираже «Облако в штанах».

Окружение было в курсе происходящего, но никто из «троицы» не обращал  на него внимания. Когда же Осип, Лиля и Владимир переехали в Москву, повесили на дверь табличку «Брики. Маяковский».

Такая необычная «семья» ездила в совместные путешествия, а когда Маяковский начал хорошо зарабатывать, стал покупать подарки и Лиле, и Осипу.

Позже его муза увлеклась другими мужчинами и попросила ненадолго съехать. Для Брик разлука была нормой, Маяковский же «спамил» ее письмами, стихами и подарками.

Потом он находил утешение в других. Например, в актрисе Веронике Полонской или же Татьяне Яковлевой, дочери пензенского архитектора.

За пять лет до смерти Маяковский просто сожительствовал с Бриками — его уже не привлекала Лиля, их отношения больше походили на родительские, где сыном был Володя.

В предсмертной записке он сказал такие слова: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…», а также оставил все стихи и архивы Брикам.

Иван Тургенев

Мало половин: русские поэты, которые жили втроем Источник: Википедия

Иван Сергеевич не ограничивал себя в романтических приключениях, потому даже как-то увлекся дальней кузиной Ольгой Александровной Тургеневой и сестрой Льва Николаевича Толстого Марией. Но обратим мы внимание на девушку по имени Полина Виардо (Гарсиа). Она была оперной певицей и младше Тургенева на три года.

На момент знакомства Полина была замужем за французским писателем и искусствоведом Луи Виардо (старше избранницы на 20 лет). Встреча с ним случилась благодаря его знакомой, писательнице Жорж Санд. Она уважала друга, но при всем этом сравнивала его с унылым ночным колпаком. 

Вот что сама Полина рассказывала в письмах к Жорж о супруге:

«Как вы мне и обещали, я нашла в Луи возвышенный ум, глубокую душу и благородный характер... Прекрасные качества для мужа, но достаточно ли этого?».

​​​​​​​

Через три года с момента брака случилась судьбоносная встреча. Певица выступала на сцене, где из зала за ней наблюдал Иван Сергеевич. А побывав на выставке в Париже, он представился и Луи.

Русский писатель начал сопровождать супругов в поездках, а позже — жить с ними.

Не исключено, что после того, как искусствоведа парализовало, Полина и Иван Сергеевич стали супругами. Однако это только предположения историков…

Николай Некрасов

Мало половин: русские поэты, которые жили втроем Источник: Википедия

Николай Алексеевич был поражен красотой жены своего друга, литератора Ивана Панаева Авдотьи Яковлевны Брянской. Ее называли одной из самых красивых женщин Петербурга.

И в то время как Некрасов подавал знаки внимания, она оставалась примерной супругой и отвергала его. К слову, как-то раз девушка вслух выразила разочарование в противоположном поле, мол, мужчины ради любви даже не могут переплыть реку…

Дело было на Неве, когда она с мужем и писателем каталась на лодке. Ну а Некрасов, полностью оглушенный влюбленностью, ринулся в воду. Правда, плавать он не умел, потому чуть не утонул.

Видимо, Авдотью Панаеву зацепил поступок «утопленника», и она наконец обратила на него внимание. Замужняя дама стала встречаться с Некрасовым, а Панаев не препятствовал и продолжал дружески общаться с «соперником». Кстати, девушка даже написала несколько романов в соавторстве с Николаем Алексеевичем (она тоже была писательницей). Например, романы «Мертвое озеро» и «Три страны света» для журнала «Современник» — для последнего пара написала общий сюжет, а главы поделила между собой.

Интересный факт: в «Современнике» Панаева подписывалась под мужским именем Н. Станицкий, потому многие не знали, что это была она.

Пожениться горе-любовники так и не решились, а спустя 20 лет вовсе разошлись. За время отношений Авдотья потеряла двух сыновей от писателя: они умерли в младенчестве.

Стоит отметить, что Иван Панаев после вступления в брак быстро утерял интерес к супруге, поскольку любил развлечения и «охоту на женщин».

Иван Бунин

Мало половин: русские поэты, которые жили втроем Источник: Википедия

Когда писатель познакомился с начинающей писательницей Галиной Кузнецовой, которая была младше него на 30 лет, он уже был популярен и состоял в браке с Верой Муромцевой.

После знакомства Галина ушла от мужа и переехала в Грасс на виллу «Бельведер» — там проживала семья Бунина. Изначально девушка поселилась просто как ученица (так как у писателей могли подолгу гостить разные талантливые личности), а потом между Иваном Алексеевичем и Галей Кузнецовой завязались отношения. Роман стал публичным.

Вера Николаевна с трудом переживала измены мужа, но вскоре расценила его отношение к девушке как отцовское, поскольку он в свое время потерял сына.

«Идя на вокзал, я вдруг поняла, что не имею даже права мешать Яну (в Европе Ивана Бунина называли Яном, — прим. ред.) любить, кого он хочет, раз любовь его имеет источник в Боге. Пусть любит Галину... только бы от этой любви ему было сладостно на душе», — говорила Муромцева.

В 1933 году возлюбленные писателя сопровождали его в Стокгольме. В день, когда его награждали Нобелевской премией.

На обратном пути Вера познакомилась с сестрой русско-немецкого философа, друга Бунина Федора Степуна Маргой. Она уехала с ней, а Бунин непросто справился с предательством — наболевшее он отразил в цикле рассказов «Темные аллеи».

Что касается Веры Муромцевой, то она была с мужем вплоть до его смерти (пережила на восемь лет). Вот как ее любовь описывал литературный критик и прозаик Василий Яновский:

«Это была русская («святая») женщина, созданная для того, чтобы безоговорочно, жертвенно следовать за своим героем — в Сибирь, на рудники или в Монте-Карло и Стокгольм, все равно! Она принимала участие в судьбе любого поэта, журналиста, да вообще знакомого, попавшего в беду, бежала в стужу, слякоть, темноту…».

Рекомендуем