![](https://lisa.ru/wp-content/uploads/2017/11/lisa_logo_site.png)
Чем больше источника вдохновения — тем лучше. Наверняка это относится ко многим творческим личностям, в числе которых оказались и известные мастера слова. Осуждать их за необычный подход к отношениям мы не собираемся, а вот в ком они видели своих «муз» — узнаем сегодня.
Владимир Маяковский
Не то, чтобы Владимир Владимирович был покорен супругом своей спутницы Лили Брик, но жить вместе с ним не отказывался. Но давай по порядку. Начнем со знакомства писателя с «музой русского авангарда». Произошло оно в доме Лили и ее супруга Осипа Брика. Маяковский заглянул к ним с Эльзой Каган (сестра Лили, с которой у него изначально завязывался роман) на литературный вечер.
Тогда поэт читал вслух «Облако в штанах» и не сводил глаз с Лили. По окончании декламации он обратился к хозяйке дома, заявив о желании посвятить ей прочитанную поэму. Писатель открыл первую страницу книги и подписал «Лиле Юрьевне Брик».
Через пару дней мастер пера, не постеснявшись мужа Лили, признался ей в чувствах. Об этом она вспоминала так:
«Володя не просто влюбился в меня — он напал на меня, это было нападение. Два с половиной года не было у меня ни одной свободной минуты — буквально. Меня пугала его напористость, рост, его громада, неуемная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна».
Жить шведской семьей творческий союз начал не сразу. Поначалу Владимир Владимирович обитал в отеле в Петрограде, потом снимал квартиру рядом с объектом обожания — в ней он только ночевал. Все остальное время он посвящал квартире Бриков. Когда же ему пришлось поехать в Москву, Лиля не смогла без Володи и отправилась вслед за ним.
Уже по возвращении в Петроград влюбленные решают жить вместе. Не то чтобы Осипу Максимовичу было все равно на расширение брачного горизонта, просто выбор у него был не особо приятный: либо бросить обожаемую жену, либо проглотить происходящее. Ну и справедливости ради отметим — Брик уважал творчество коллеги и даже издал в небольшом тираже «Облако в штанах».
Окружение было в курсе происходящего, но никто из «троицы» не обращал на него внимания. Когда же Осип, Лиля и Владимир переехали в Москву, повесили на дверь табличку «Брики. Маяковский».
Такая необычная «семья» ездила в совместные путешествия, а когда Маяковский начал хорошо зарабатывать, стал покупать подарки и Лиле, и Осипу.
Позже его муза увлеклась другими мужчинами и попросила ненадолго съехать. Для Брик разлука была нормой, Маяковский же «спамил» ее письмами, стихами и подарками.
Потом он находил утешение в других. Например, в актрисе Веронике Полонской или же Татьяне Яковлевой, дочери пензенского архитектора.
За пять лет до смерти Маяковский просто сожительствовал с Бриками — его уже не привлекала Лиля, их отношения больше походили на родительские, где сыном был Володя.
В предсмертной записке он сказал такие слова: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…», а также оставил все стихи и архивы Брикам.
Иван Тургенев
Иван Сергеевич не ограничивал себя в романтических приключениях, потому даже как-то увлекся дальней кузиной Ольгой Александровной Тургеневой и сестрой Льва Николаевича Толстого Марией. Но обратим мы внимание на девушку по имени Полина Виардо (Гарсиа). Она была оперной певицей и младше Тургенева на три года.
На момент знакомства Полина была замужем за французским писателем и искусствоведом Луи Виардо (старше избранницы на 20 лет). Встреча с ним случилась благодаря его знакомой, писательнице Жорж Санд. Она уважала друга, но при всем этом сравнивала его с унылым ночным колпаком.
Вот что сама Полина рассказывала в письмах к Жорж о супруге:
«Как вы мне и обещали, я нашла в Луи возвышенный ум, глубокую душу и благородный характер... Прекрасные качества для мужа, но достаточно ли этого?».
Через три года с момента брака случилась судьбоносная встреча. Певица выступала на сцене, где из зала за ней наблюдал Иван Сергеевич. А побывав на выставке в Париже, он представился и Луи.
Русский писатель начал сопровождать супругов в поездках, а позже — жить с ними.
Не исключено, что после того, как искусствоведа парализовало, Полина и Иван Сергеевич стали супругами. Однако это только предположения историков…
Николай Некрасов
Николай Алексеевич был поражен красотой жены своего друга, литератора Ивана Панаева Авдотьи Яковлевны Брянской. Ее называли одной из самых красивых женщин Петербурга.
И в то время как Некрасов подавал знаки внимания, она оставалась примерной супругой и отвергала его. К слову, как-то раз девушка вслух выразила разочарование в противоположном поле, мол, мужчины ради любви даже не могут переплыть реку…
Дело было на Неве, когда она с мужем и писателем каталась на лодке. Ну а Некрасов, полностью оглушенный влюбленностью, ринулся в воду. Правда, плавать он не умел, потому чуть не утонул.
Видимо, Авдотью Панаеву зацепил поступок «утопленника», и она наконец обратила на него внимание. Замужняя дама стала встречаться с Некрасовым, а Панаев не препятствовал и продолжал дружески общаться с «соперником». Кстати, девушка даже написала несколько романов в соавторстве с Николаем Алексеевичем (она тоже была писательницей). Например, романы «Мертвое озеро» и «Три страны света» для журнала «Современник» — для последнего пара написала общий сюжет, а главы поделила между собой.
Интересный факт: в «Современнике» Панаева подписывалась под мужским именем Н. Станицкий, потому многие не знали, что это была она.
Пожениться горе-любовники так и не решились, а спустя 20 лет вовсе разошлись. За время отношений Авдотья потеряла двух сыновей от писателя: они умерли в младенчестве.
Стоит отметить, что Иван Панаев после вступления в брак быстро утерял интерес к супруге, поскольку любил развлечения и «охоту на женщин».
Иван Бунин
Когда писатель познакомился с начинающей писательницей Галиной Кузнецовой, которая была младше него на 30 лет, он уже был популярен и состоял в браке с Верой Муромцевой.
После знакомства Галина ушла от мужа и переехала в Грасс на виллу «Бельведер» — там проживала семья Бунина. Изначально девушка поселилась просто как ученица (так как у писателей могли подолгу гостить разные талантливые личности), а потом между Иваном Алексеевичем и Галей Кузнецовой завязались отношения. Роман стал публичным.
Вера Николаевна с трудом переживала измены мужа, но вскоре расценила его отношение к девушке как отцовское, поскольку он в свое время потерял сына.
«Идя на вокзал, я вдруг поняла, что не имею даже права мешать Яну (в Европе Ивана Бунина называли Яном, — прим. ред.) любить, кого он хочет, раз любовь его имеет источник в Боге. Пусть любит Галину... только бы от этой любви ему было сладостно на душе», — говорила Муромцева.
В 1933 году возлюбленные писателя сопровождали его в Стокгольме. В день, когда его награждали Нобелевской премией.
На обратном пути Вера познакомилась с сестрой русско-немецкого философа, друга Бунина Федора Степуна Маргой. Она уехала с ней, а Бунин непросто справился с предательством — наболевшее он отразил в цикле рассказов «Темные аллеи».
Что касается Веры Муромцевой, то она была с мужем вплоть до его смерти (пережила на восемь лет). Вот как ее любовь описывал литературный критик и прозаик Василий Яновский:
«Это была русская («святая») женщина, созданная для того, чтобы безоговорочно, жертвенно следовать за своим героем — в Сибирь, на рудники или в Монте-Карло и Стокгольм, все равно! Она принимала участие в судьбе любого поэта, журналиста, да вообще знакомого, попавшего в беду, бежала в стужу, слякоть, темноту…».